Решение от 12.04.2012 по жалобе директора МКОУ `Увало-Ядринская СОШ` Стемпоржецкой О.В. на постановление о привлечении к административной ответственности по ч.ч.3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.



Дело № 12-9/2012ело

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Любинский районный суд Омской области в составе:

председательствующего: Железновой Л.В.,

с участием директора МКОУ «Увало-Ядринская СОШ» Стемпоржецкой О.В.,

представителя УНД ГУ МЧС России по Омской области Свиридова И.Н.,

при секретаре Сусленко М.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 12 апреля 2012 года дело по жалобе директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Увало-Ядринская средняя общеобразовательная школа» Стемпоржецкой О.В. на постановление государственного инспектора Любинского района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к административной ответственности по чч.3,4 ст.20.4 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Любинского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ года директор МКОУ «Увало-Ядринская СОШ» Сабранская О.В. привлечена к административной ответственности по ч.ч.3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Стемпоржецкая О.В. обратилась в Любинский районный суд с жалобой, в которой просила отменить данное постановление, прекратить производство по делу по следующим основаниям.

Собственником имущества образовательного учреждения является Любинский муниципальный район в лице Управления образования. Учреждение финансируется по смете, иных источников дохода не имеет. Устранение выявленных нарушений требует значительных финансовых затрат. В бюджетной смете на ДД.ММ.ГГГГ не было предусмотрено выделение денежных средств для проведения мероприятий, указанных в предписании государственного инспектора. Вместе с тем, с целью устранения нарушений правил пожарной безопасности в ДД.ММ.ГГГГ году она приняла меры по установке одного противопожарного люка за счет внебюджетных средств, обращалась с ходатайствами к начальнику Управления образования по вопросу выделения денежных средств, деньги пообещали выделить в ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отсутствием финансирования устранить другие нарушения не было возможности.

           В судебном заседании директор МКОУ «Увало-Ядринская СОШ» Стемпоржецкая О.В. поддержала доводы, изложенные в жалобе, суду показала следующее. В срок, указанный в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, она смогла за личные средства установить один из четырех противопожарных люков выхода на чердак, на это потрачено <данные изъяты> рублей. Для установки еще трех противопожарных люков ей не удалось изыскать денежные средства. С целью получения денежных средств для устранения нарушений правил пожарной безопасности она направляла ходатайства в Управление образования о выделении денежных средств, но деньги выделены не были. От начальника управления образования поступило гарантийное письмо, в котором он указал о том, что в течение ДД.ММ.ГГГГ будут установлены противопожарные люки, будут выделены денежные средства для расширения дверных проемов эвакуационных выходов. В настоящее время она приняла меры к устранению нарушения правил пожарной безопасности, указанного в п.2 Предписания, а именно электролампы в коридоре спортивного зала и эвакуационного выхода из здания №2 оборудованы рассеивателями. Расширение дверей в спортивном зале произвести собственными силами не представляется возможным, так как двери расположены в капитальной стене, для проведения этих работ необходимо заключение специалистов. Работы по демонтажу труб отопления у двери выхода из здания №1 будут проведены по окончании отопительного сезона, то есть в срок, указанный в предписании от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время она приобрела новую трубу. Полагала, что в данном случае нет ее вины в том, что не были устранены все нарушения правил пожарной безопасности, так как она принимала для этого все зависящие от нее меры. Просила суд отменить постановление государственного инспектора Любинского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ

Представитель УНД ГУ МЧС Свиридов И.Н.. показал, что в ходе проведенной плановой проверки в ДД.ММ.ГГГГ года было установлено, что администрацией школы не были устранены нарушения правил пожарной безопасности, указанные в Предписании: не выполнены люки выхода на чердак из объема лестничных клеток противопожарными 2-го типа, не выполнена ширина двери эвакуационного выхода из спортивного зала не менее 1.2 м., в переходе из здания № 1 в здание № 2 и у двери выхода из здания № 1 в переход по полу не ликвидированы трубы отопления, препятствующие свободной эвакуации людей, не выполнены три люка выходов на чердак из объемов лестничных клеток противопожарными и размерами менее 0.6х0.8м., электролампы в коридоре спортивного зала, в коридоре эвакуационного выхода из здания № 2 эксплуатируются без рассеивателей. Это серьезные нарушения, так как невыполнение данных мероприятий в случае пожара может повлечь быстрое распространение огня на путях эвакуации. Полагал, что постановление о привлечении директора школы Стемпоржецкой О.В. к административной ответственности является законным.

Заслушав директора МКОУ «Увало-Ядринская СОШ», представителя ТО УНД ГУ МЧС, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Обеспечение пожарной безопасности, является одной из важнейших задач государства и регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 и введенными в действие с 30.06.2003, и другими правовыми актами.

Пункт 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 3 названных Правил установлено, что следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

          Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 3 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Часть 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки государственным инспектором Любинского района по пожарному надзору в здании и помещениях МОУ «Увало-Ядринская СОШ» были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ юридическому лицу МОУ «Увало-Ядринская СОШ» и законному представителю юридического лица директору Стемпоржецкой О.В заместителем главного государственного инспектора Любинского района по пожарному надзору вынесено Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, согласно которому предложено организовать выполнение следующих мероприятий:) выполнить люки выхода на чердак из объема лестничных клеток противопожарными 2-го типа. Срок исполнения предписания установлен до ДД.ММ.ГГГГ года.

ДД.ММ.ГГГГ года в ходе проведения плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МКОУ «Увало-Ядринская СОШ» были выявлены нарушения правил пожарной безопасности.

Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что директор МКОУ «Увало-Ядринская СОШ» Стемпоржецкая О.В. нарушила требования п.п. 60 правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) в РФ, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 30.06.2003 года, так как в коридоре спортивного зала, эвакуационного выхода из здания № 2 электрические лампы освещения эксплуатируются без рассеивателя.

Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что директор МКОУ «Увало-Ядринская СОШ» Стемпоржецкая О.В. нарушила требования п. 3, 53 правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) в РФ, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 30.06.2003 года, п. 6.16, 8.4 СНиП 21-01-97, так как дверь люки выхода на чердак из объема лестничных клеток противопожарными 2-го типа, не выполнена ширина двери эвакуационного выхода из спортивного зала не менее 1.2 м., в переходе из здания № 1 в здание № 2 и у двери выхода из здания № 1 в переход по полу не ликвидированы трубы отопления, препятствующие свободной эвакуации людей, не выполнены три люка выходов на чердак из объемов лестничных клеток противопожарными и размерами менее 0.6х0.8м.

Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Увало-Ядринская средняя общеобразовательная школа» Стемпоржецкая О.В. привлечена к административной ответственности по ч.ч.3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно п. 6.16 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97*
"Пожарная безопасность зданий и сооружений" ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6.29, а именно 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел.

Согласно п. 8.4. Строительных норм и правил СНиП 21-01-97*
"Пожарная безопасность зданий и сооружений" выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м.

В соответствии с пунктом 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей.

Из представленных суду документов следует, что в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Стемпоржецкая О.В. обращалась к начальнику Управления образования с ходатайствами о выделении денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности. Управлением образования запланировано выделение в ДД.ММ.ГГГГ году МКОУ «Увало-Ядринская СОШ» <данные изъяты> рублей для расширения дверных проемов и установку противопожарных люков. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведены мероприятия по установке одного люка противопожарного, стоимостью <данные изъяты> рублей, электролампы в коридоре спортивного зала и эвакуационного выхода из здания №2 оборудованы рассеивателями, проведена подготовка к проведению работ по демонтажу труб отопления, проходящих по полу одного из эвакуационных выходов. Демонтаж труб будет проведен после окончания отопительного сезона.

Исследовав доводы жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что руководителем МКОУ «Увало-Ядринская СОШ» Стемпоржецкой О.В. были допущены нарушения Правил пожарной безопасности, в ее действиях формально содержатся признаки составов административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ.

В соответствии с положениями Устава учреждение является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета Любинского муниципального района на основании бюджетной сметы. Из объяснений Стемпоржецкой О.В. следует, что никаких дополнительных доходов учреждение не имеет. В связи с указанным, суду не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии у должностного лица реальной возможности по устранению выявленных нарушений.

В течение всего периода своей работы в должности директора школы Стемпоржецкая О.В. принимала меры для устранения нарушений Правил пожарной безопасности, ответственно относится к выполнению требований инспекторов по пожарному надзору, в ее действиях не усматривается пренебрежительного отношения к своим должностным обязанностям До настоящего времени не выполнены мероприятия по установке противопожарных люков, переустройству эвакуационного выхода, демонтажу труб отопления, которые требуют вложения значительных финансовых средств. Выделение Управлением образования денежных средств для проведения указанных работ планируется в летний период ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с указанным, выполнение ремонтных работ будет возможно провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ, как указано в Предписании от ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также учитывая, что в здании МКОУ «Увало-Ядринская СОШ» ширина основных эвакуационных выходов соответствует установленным требованиям, образовательное учреждение заполнено учащимися наполовину (обучается 118 человек вместо 340), суд считает, что при формальном наличии в действиях должностного лица Стемпоржецкой О.В. признаков состава правонарушения, оно само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для людей, общества, то есть является малозначительным. Устранение выявленных нарушений Правил пожарной безопасности в помещении МКОУ «Увало-Ядринская СОШ» не в полном объеме было вызвано отсутствием достаточного финансирования юридического лица.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что действия должностного лица Стемпоржецкой О.В., хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, но совершенное ею правонарушение является малозначительным.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В связи с указанным, суд считает, что директор МКОУ «Увало-Ядринская СОШ» Стемпоржецкая О.В. подлежит освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. При этом суд считает возможным ограничиться устным замечанием.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Руководствуясь п.3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора Любинского района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Увало-Ядринская средняя общеобразовательная школа» Стемпоржецкой О.В. к административной ответственности по ч.ч. 3,4 ст.20.4 КоАП РФ отменить.

Производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенных правонарушений.

Объявить директору Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Увало-Ядринская средняя общеобразовательная школа» Стемпоржецкой О.В. устное замечание.

             Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10-ти дней со дня получения копии постановления.

             Судья                                                                                        Л.В.Железнова