Дело № 12-40/2011ело Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Любинский районный суд Омской области в составе: председательствующего: Железновой Л.В., с участием директора МОУ «Центрально-Любинская СОШ» Горбачевой М.А., представителя УНД ГУ МЧС России по Омской области Чебакова А.А., при секретаре Сусленко М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании 05 октября 2011 года дело по жалобе директора муниципального общеобразовательного учреждения «Центрально-Любинская средняя общеобразовательная школа» Горбачевой М.А. на постановление государственного инспектора Любинского района по пожарному надзору № № от ДД.ММ.ГГГГ года о привлечении ее к административной ответственности по ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ, у с т а н о в и л: Постановлением государственного инспектора Любинского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ года директор МОУ «Центрально-Любинская СОШ» Горбачева М.А. привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ -нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Директор школы Горбачева М.А. обратилась в Любинский районный суд с жалобой, в которой просила отменить постановление государственного инспектора Любинского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ года о привлечении к административной ответственности по следующим основаниям. Здание МОУ «Центрально-Любинская средняя школа» построено и введено в эксплуатацию в <данные изъяты> году, инспектором по пожарному надзору при вынесении решения о нарушении ППБ не учтено Письмо МЧС от 02.06.11. № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЗ, СНиП». Кроме того, согласно проекту в здании школы имеются два основных эвакуационных выхода из фойе первого этажа,ширина которых более 1,2 м. (1,6 м), пять запасных эвакуационных выходов (спортзал, пищеблок, левое крыло здания, правое крыло здания, входной коридор), ширина которых менее 1,2 м. Следовательно, требование к основным двум эвакуационным выходам выполнено. Все вышеназванные выходы функционируют, не загромождены посторонними предметами, двери оборудованы накидными крючками. Кроме того, распашной является остекленная дверь, ведущая из гардероба. Полагала, что в школе созданы условия для эвакуации учащихся и персонала. Расширение дверных проемов эвакуационных выходов может явиться причиной нарушения целостности здания с учетом года постройки, имеющегося износа. МОУ «Центрально-Любинская средняя школа» не является собственником имущества, на основании Устава имущество находится в учреждении на праве оперативного управления, при этом учреждение осуществляет собственными силами лишь текущий косметический ремонт. Средства на капитальную реконструкцию дверных проемов не выделяются. В судебном заседании директор МОУ «Центрально-Любинская СОШ» Горбачева М.А. поддержала доводы, изложенные в жалобе. Суду показала, что все нарушения требований пожарной безопасности, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, были устранены в установленный законом срок. Указанное в Предписании нарушение правил пожарной безопасности о ширине эвакуационных выходов не менее 1.2м не устранено по причине отсутствия денежных средств на реконструкцию, а также в связи с тем, что для выполнения работ по расширению дверных проемов нужно провести дорогостоящую строительно-техническую экспертизу на предмет определения технической возможности такого переустройства, так как здание школы уже старое. Кроме того указала, что данное нарушение правил не может повлечь большой общественной опасности, так как в здании школы имеются два основных эвакуационных выхода из фойе первого этажа, ширина которых составляет 1.6 м., а также имеется еще пять запасных выходов, ширина которых менее 1.2м. Все указанные выходы эксплуатируются. Полагала, что в ее действиях нет признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, так как она сделала все возможное для устранения нарушений правил пожарной безопасности, просила суд производство по делу прекратить. Представитель УНД ГУ МЧС Чебаков А.А. показал, что администрацией школы в течение года были устранены все нарушения правил пожарной безопасности кроме одного пункта об увеличении ширины дверей эвакуационных выходов. Пояснил также, что в школе имеется два эвакуационных выхода шириной 1,6 м, они соответствуют Правилам, понятия основного эвакуационного выхода в Правилах пожарной безопасности нет, указание об этом в Предписании является ошибочным. Полагал, что Горбачева М.А. обоснованно привлечена к административной ответственности, так как невыполнение данного пункта Предписания в случае пожара может серьезные последствия, так как будет затруднена эвакуация людей. Заслушав директора МОУ «Центрально-Любинская СОШ», представителя ТО УНД ГУ МЧС, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Часть 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Постановлением № № от ДД.ММ.ГГГГ года должностное лицо - директор муниципального общеобразовательного учреждения «Центрально-Любинская средняя общеобразовательная школа» привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в связи с невыполнением пункта предписания о ширине двери эвакуационных выходов из здания школы не менее 1.2. м., ей назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Согласно п. 6.16 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года при проведении проверки государственным инспектором Любинского района по пожарному надзору в здании и помещениях МОУ «Центрально-Любинская СОШ» выявлены нарушения Правил пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ юридическому лицу МОУ «Центрально-Любинская СОШ» и законному представителю юридического лица директору Горбачевой М.А. государственным инспектором Любинского района по пожарному надзору было вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, согласно которому предложено организовать выполнение следующих мероприятий: 1) выполнить ширину эвакуационных выходов не менее 1.2. м. 2) отремонтировать автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Срок исполнения установлен до ДД.ММ.ГГГГ года. Требования п.п.1.1 Предписания не был исполнен в установленные сроки. Из протокола об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов директор МОУ «Центрально-Любинская СОШ» Горбачева М.А. нарушила требования п. 3 правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) в РФ, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 30.06.2003 года, п. 6.16 СНиП 21-01-97, а именно, в здании школы основные эвакуационные выходы имеют ширину менее чем 1.2. м. Из акта проверки № № от ДД.ММ.ГГГГ года территориального отдела ГПН Любинского района УГПН ГУ МЧС России по Омской области следует, что в деятельности МОУ «Центрально-Любинская СОШ» выявлены нарушения требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно ширина основных эвакуационных выходов из школы менее 1.2. м. Согласно проекту здания школы в здании имеются два основных эвакуационных выхода из фойе первого этажа,ширина которых составляет 1,6 м, пять запасных эвакуационных выходов (спортзал, пищеблок, левое крыло здания, правое крыло здания, входной коридор), ширина которых менее 1,2 м. Из технического паспорта здания школы следует, что объект введен в эксплуатацию в <данные изъяты>. Исследовав фактические обстоятельства дела, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что в течение года руководителем МОУ «Центрально-Любинская СОШ» Горбачевой М.А. принимались меры по выполнению Предписания государственного инспектора Любинского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, а именно отремонтирована автоматическая установка пожарной сигнализации. При этом не выполнен одни пункт Предписания, а именно не проведены работы по увеличению ширины эвакуационных выходов из здания школы. В ходе рассмотрения дела установлено, что в здании школы <данные изъяты> года постройки имеется 7 эвакуационных выходов, два из которых имеют ширину 1,6 метра., пять остальных -менее 1,2 метра. Принимая во внимание изложенное, суд считает, что невыполнение директором школы Горбачевой М.А. указанного пункта Предписания в настоящее время не будет создавать угрозы охраняемым законом общественным отношениям, так как здание школы имеет 7 функционирующих эвакуационных выходов. Кроме того, суд находит заслуживающими внимания доводы Горбачевой М.А. о том, что у администрации школы отсутствует финансовая возможность для выполнения в настоящее время дорогостоящих работ по переустройству эвакуационных выходов. В связи с указанным, суд считает, что действия должностного лица Горбачевой М.А., хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ, но совершенное ею правонарушение является малозначительным, так как судом установлено, она ответственно относится к выполнению требований инспекторов по пожарному надзору, в ее действиях не усматривается пренебрежительного отношения к своим должностным обязанностям. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Руководствуясь п.3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, суд р е ш и л: Постановление государственного инспектора Любинского района по пожарному надзору № № от ДД.ММ.ГГГГ года о привлечении директора МОУ «Центрально-Любинская СОШ» Горбачевой М.А. к административной ответственности по ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ отменить. Производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Объявить директору Муниципального общеобразовательного учреждения «Центрально-Любинская средняя общеобразовательная школа» Горбачевой М.А. устное замечание. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10-ти дней со дня получения копии постановления. Судья Л.В.Железнова
"Пожарная безопасность зданий и сооружений" высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.