Решение об оспаривании решения комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жил. условий. Решение вступило в законную силу 09.11.2010 года.



Дело № 2-245/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2010 г. г. Любим

Любимский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Рябкова А.В.

при секретаре Орловой Н.Н.

с участием представителя истца Виноградова Е.А. по доверенности фио 1 .

представителя ответчика администрации городского поселения Любим фио 2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виноградова Е.А. к администрации городского поселения Любим об оспаривании решения комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий

у с т а н о в и л:

Виноградова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения Любим о признании непреднамеренным ухудшения жилищных условий при совершении сделки дарения квартиры и об оспаривании решения комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала и пояснила, что Виноградова Е.А. является ветераном ВОВ и супругой умершего участника ВОВ не вступившей в повторный брак. В ДД.ММ.ГГГГ сын Виноградовой Е.А. приобрел <адрес>, право собственности на которую было зарегистрировано за супругом Виноградовой Е.А., ныне умершим фио 3 . Ранее имевшееся в собственности супругов фио 3 жилье было продано и вырученные денежные средства были затрачены на лечение истицы, супруги стали проживать в указанной квартире. После смерти фио 3 , его супруга отказалась от наследства и нотариусом Любимского нотариального округа было выдано свидетельство о праве на наследство, по которому право собственности на квартиру перешло их дочери фио 5 В силу сложившихся семейных обстоятельств, того, что Виноградова Е.А. никогда не считала себя собственником квартиры, т.к. не желала получать квартиру от детей, того, что сноха фио 4 возражала против вступления в наследство фио 5 , в виду того, что истица не желала, что бы отношения между детьми были натянутыми, то фио 5 в ДД.ММ.ГГГГ вернула квартиру Виноградовой Е.А. путем заключения договора дарения. В ДД.ММ.ГГГГ Виноградова Е.А. подарила спорную квартиру снохе – фио 4 , договор дарения был зарегистрирован в органах Росреестра. Виноградова с 2000 года зарегистрирована в спорной квартире, в настоящее время зарегистрирована одна. Как вдова участника ВОВ имеет право на улучшение жилищных условий, поскольку не имеет в собственности жилья, совместно проживать с родственникам снохи, которые иногда проживают с ней, ей тяжело, может в любое время оказаться без жилья. Спорная квартира находилась в ее собственности всего 4 месяца. Виноградова никогда не желала иметь в собственности эту квартиру, т.к. не хотела получать подарок от сына, не хотела, что бы дети ссорились, в связи с чем право собственности и было оформлено в свое время только на супруга, и в связи с чем имели место последующие переходы права собственности на квартиру. В ноябре 2009 года обратилась в администрацию городского поселения Любим с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в постановке на учет, в т.ч. со ссылкой на преднамеренное ухудшение жилищных условий. Договором дарения преднамеренно не ухудшала свои жилищные условия, поскольку Указ Президента № был принят только в мае 2008 года, т.е. на момент дарения квартиры она не могла знать о будущих льготах участникам ВОВ и их вдовам, ветеранам ВОВ. Не оспаривая факт соответствия степени благоустройства жилого помещения, размера площади квартиры, считает решение комиссии незаконным, поскольку не учтено, что Виноградова не имеет собственного жилья.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что на основании заявления Виноградовой Е.А. были проверены ее жилищные условия и было выяснено, что истица с 2000 года зарегистрирована и постоянно проживает в <адрес>. <адрес> по <адрес>. Зарегистрирована в жилом помещении одна, оплачивает коммунальные услуги за 1 человека, лицевой счет в <данные изъяты> открыт на ее имя. Квартира соответствует степени благоустройства, принятой в <адрес>, общая площадь квартиры составляет 40,5 кв.м.. На момент проверки иных лиц в квартире не проживало. Было установлено, что в марте 2006 года Виноградова подарила указанную квартиру снохе фио 4 , однако продолжает проживать в данной квартире, фактически являясь членом семьи собственника жилого помещения, письменных договоров – найма, безвозмездного пользования представлено не было. Сведений о переходах права собственности на квартиру до марта 2006 года комиссии не представлялось, но это и не имеет значения, поскольку установлено, что истица была собственником данного жилого помещения. Виноградова ни по каким критериям не подпадает под признаки нуждающейся в жилье для постановки на учет. Считает, что решение было вынесено законно и обоснованно.

Изучив материалы дела, в частности, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ по которому на основании договора дарения зарегистрировано право собственности за фио 4 ., справку об инвалидности Виноградовой Е.А., копию удостоверения Ветерана ВОВ на имя Виноградовой Е.А., выписку из решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского поселения Любим № от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано Виноградовой Е.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, договор дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление Росреестра об отсутствии сведений о наличии у Виноградовой жилого помещения в собственности, справку о составе семьи Виноградовой Е.А., акт проверки жилищных условий Виноградовой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ, копию финансово-лицевого счета на имя Виноградовой Е.А., справку <данные изъяты> о степени благоустройства жилого помещения Виноградовой, заявление Виноградовой Е.А. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, др. документы, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

Установлено, и не оспаривается сторонами, что Виноградова Е.А. является вдовой умершего участника ВОВ, не вступившей в повторный брак. Установлено и не оспаривается, что истец впервые подала заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского поселения Любим ЯО именно в связи с осуществлением льгот, предусмотренных законодательством участникам ВОВ и членам их семей.

Установлено, что с 2000 года Виноградова Е.А. проживает в <адрес>, право собственности на которую было зарегистрировано за ее супругом, ныне умершим фио 3 . После смерти фио 3 , его супруга Виноградова Е.А. отказалась от наследства и нотариусом Любимского нотариального округа было выдано свидетельство о праве на наследство по которому право собственности на квартиру перешло их дочери фио 5 , ее право собственности оспорено ни кем не было. В силу сложившихся семейных отношений фио 5 в марте 2006 года вернула квартиру Виноградовой Е.А. путем составления договора дарения. В июне 2006 года Виноградова Е.А. подарила спорную квартиру снохе – фио 4 , договор дарения был зарегистрирован в органах Росреестра. В указанной квартире Виноградова Е.А. зарегистрирована одна, оплачивает коммунальные услуги за 1 человека с учетом льгот. Не оспаривается, что площадь квартиры составляет 40,5 кв.м., и то обстоятельство, что квартира соответствует степени благоустройства, установленной постановлением главы городского поселения Любим ЯО № от ДД.ММ.ГГГГ, не оспаривается, что площадь квартиры более учетной нормы на каждого члена семьи.

Фактически истец просит признать решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского поселения Любим № от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано Виноградовой Е.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконным, считая, что преднамеренно не ухудшала жилищных условий, и что, не являясь собственником жилого помещения, в котором зарегистрирована, и не имея иного собственного жилья, имеет право на улучшение жилищных условий. Данные доводы основаны на неправильном понимании закона.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Т.о. в данной норме содержится условие о том, что нуждающимся семьям умерших участников ВОВ гарантируется получение жилья. Порядок получения жилья зависит от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет является обязательным условием предоставления бесплатного жилья. С 1 января 2005 года порядок постановки на учет граждан в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений производится в порядке и на основаниях, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Виноградова Е.А., как установлено в заседании, не подпадает ни под один из признаков признания лица нуждающимся в жилом помещении – она зарегистрирована и проживает одна в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности члену ее семьи, общая площадь жилого помещения более установленной в городском поселении Любим учетной нормы на одного проживающего, жилое помещение соответствует нормам благоустройства городского поселения.

Закон не связывает нуждаемость в жилом помещении только с отсутствием в собственности лица жилого помещения.

Таким образом, решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского поселения Любим соответствует Закону.

Доводы истца о том, что она непреднамеренно ухудшила свои жилищные условия, подарив имевшуюся в собственности квартиру супруге сына, о том, что квартира была в ее личной собственности несколько месяцев не имеют значения для существа рассматриваемого дела, поскольку установлен факт пользования истицей как на момент подачи заявления, так и в настоящее время данной квартирой на законных основаниях, жилищные условия остались неизменными, произошел лишь переход права собственности на жилое помещение без утраты истицей права пользования данным жилым помещением.

При этом суд считает необходимым указать на несостоятельность утверждения представителя ответчика о том, что Виноградова намеренно ухудшила жилищные условия и обратилась с заявлением ранее установленного ст. 53 ЖК РФ срока, что в целом не порочит решение общественной жилищной комиссии, поскольку фактически основанием к отказу в постановке на учет явилось отсутствие признаков нуждаемости истицы в жилье. Отсутствие факта намеренного ухудшения жилищных условий фактически не является самостоятельным требованием, а является обстоятельством, подлежащим доказыванию в рамках основного требования о признании отказа в постановке на учет незаконным.

Оснований к удовлетворению исковых требований судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

р е ш и л:

Исковое заявление Виноградова Е.А. к Администрации городского поселения Любим о признании непреднамеренным ухудшения жилищных условий при совершении сделки дарения квартиры и об оспаривании решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий оставить без удовлетворения..

Решение может быть обжаловано в Яроблсуд в течение 10 дней с момента вынесения через Любимский райсуд.

Судья Рябков А.В.