Решение по делу



дело № 2-2988/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2010 года г. Люберцы

Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Молотовой Т.В., с участием старшего помощника Люберецкого городского прокурора Карпова К.М., при секретаре ФИО0, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Люберецкого городского прокурора ..., направленного в защиту неопределенного круга лиц, к ООО «Спецавтостоянка» о признании незаконным прейскуранта и запрете взимания платы с административных правонарушителей за помещение транспортного средства,

У С Т А Н О В И Л:

Люберецкий городской прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском, указав в его обоснование, что прокуратурой проведена проверка законности деятельности ООО «Спецавтостоянка» при помещении, хранении и выдаче гражданам автотранспорта, помещенного на специализированную автостоянку при задержании автотранспорта сотрудниками органов внутренних дел в случаях, предусмотренных ст. 27.13 К РФ о АП.

Установлено, что на территории ... хранение задержанных автотранспортных средств осуществляется ООО «Спецавтостоянка» на автостоянке по адресу: ..., ..., ....

По мнению прокурора, плата за оказание услуг специализированной автостоянки взимается с граждан на основании Прейскуранта, утвержденного генеральным директором Общества Дата обезличена, пункты п. 3,4,5 которого нельзя признать законными.

В судебном заседании старший помощник Люберецкого городского прокурора ФИО1 пояснил, что указанный прейскурант цен содержит положения, противоречащие нормам действующего законодательства в части взимания платы за:

- помещение транспортного средства в специально отведенное место на
территории спецавтостоянки, выполнение работ по оценке состояния ТС и
правил пожарной безопасности, санитарных, экологических, технических требований в размере 4300 руб. за каждое транспортное средство (п. 3 Прейскуранта);

- оформление документов и передача информации по учету задержанных транспортных средств в размере 1500 руб. (п. 4 Прейскуранта);

- опечатывание конструктивно предусмотренных мест доступа в задержанное транспортное средство в размере 1000 руб. (п. 5 Прейскуранта), что противоречит ФИО4 ФИО3 от Дата обезличена Номер обезличен, утвердившему Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации.

В силу указанного ФИО4, плата за хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не взимается за перемещение транспортного средства и за первые сутки его хранения на специализированной стоянке.

ФИО4 области от Дата обезличена N 577/37 "О мерах по организации в муниципальных образованиях ... специализированных стоянок - специально отведенных охраняемых мест хранения задержанных транспортных средств" плата за хранение транспортного средства предусмотрена в размере 100 руб. за каждый час.

По мнению прокурора, системный анализ указанных норм законодательства показывает, что действующее законодательство исходит из принципа необходимости оплаты только за хранение транспортного средства на специализированной автостоянке, исчисляемого в часах, начиная со вторых суток с момента помещения на указанную автостоянку. Плата за иные действия, совершаемые с задержанным автотранспортом, действующим законодательством не предусмотрена и не допускается.

Просит признать противоречащим закону Прейскурант на оказание услуг специализированной автостоянки, утвержденный генеральным директором ООО «Спецавтостоянка» Дата обезличена, в части п.п. 3, 4 и 5, и запретить ООО «Спецавтостоянка» взимать с граждан, автомобили которых помещены на специализированную автостоянку по причине задержания по основаниям, установленным ст. 27.13 К РФ об АП, плату за помещение транспортного средства в специально отведенное место на территории спецавтостоянки, выполнение работ по оценке состояния ТС и правил пожарной безопасности, санитарных, экологических технических требований, оформление документов и передачу информации по учету задержанных транспортных, а также опечатывание конструктивно предусмотренных мест доступа в задержанное транспортное средство.

Ответчик иск не признал, указав в обоснование возражений, что помещение транспортного средства на специализированную стоянку, - необходимая и обязательная работа и ее выполнение без оплаты законом не предусмотрено. Ответчик ссылается на положения ст. 896-898 ГК РФ, в соответствии с которыми поклажедатель обязан выплатить хранителю вознаграждение за хранение вещи, а также возместить ему расходы на ее хранение. Подробные письменные пояснения ответчика приобщены к материалам дела.

Выслушав пояснения сторон, исследовать материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что иск прокурором заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

ФИО4 ФИО3 от Дата обезличена N 759 (ред. от Дата обезличена) "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" (п. 2 преамбулы ФИО4) специализированные муниципальные стоянки определяются как специально отведенные охраняемые места хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы (далее Правила).

Работа по созданию стоянок поручена органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 указанных Правил задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств (специализированная стоянка).

В соответствии с п. 5 ст. 27.13 К РФ о АП задержание транспортного средства соответствующего вида, возврат транспортного средства, оплата расходов за хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке, установленном ФИО3.

В соответствии с п. 6 Правил срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку. Плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке.

Плата за перемещение транспортного средства и за первые сутки его хранения на специализированной стоянке не взимается.

Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 указанных Правил задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств.

Согласно Разделу IV Методических указаний по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от Дата обезличена N 37-а, на основании которых субъектами Российской Федерации рассчитывается плата за хранение транспортного средства на специализированной автостоянке, при расчете учитываются следующие расходы:

- эксплуатация и хранение средств, осуществляющих эвакуацию задержанных транспортных средств;

функционирование диспетчерской службы;

операции по погрузке-разгрузке задержанных транспортных средств.

горюче-смазочные материалы;

амортизация основных средств;

оплата труда;

отчисления во внебюджетные фонды;

содержание и ремонт основных средств;

спецодежда, инструмент, инвентарь.

ФИО4 области от Дата обезличена N 577/37 "О мерах по организации в муниципальных образованиях ... специализированных стоянок - специально отведенных охраняемых мест хранения задержанных транспортных средств" плата за хранение транспортного средства предусмотрена в размере 100 руб. за каждый час.

Суд соглашается с доводами прокурора, что действующее законодательство исходит из принципа необходимости оплаты только за хранение транспортного средства на специализированной автостоянке, исчисляемого в часах, начиная со вторых суток с момента помещения на указанную автостоянку. Плата за иные действия, совершаемые с задержанным автотранспортом, действующим законодательством не предусмотрена и не допускается.

Доводы ответчика о необходимости осуществления возмездных услуг при помещении транспортного средства на спецавтосоянку суд находит ошибочными

Вышеприведенные нормативно-правовые акты не предусматривают взимания платы за ведение документации на задержанный автомобиль, выполнения работ по оценке его технического состояния и соответствия правилам пожарной безопасности, санитарным, экологическим и техническим требованиям.

В связи с изложенным п.п. 3,4 и 5 оспариваемого Прейскуранта ООО «Спецавтостоянка» противоречат действующему законодательству.

Ссылка представителя ответчика на нормы ст. 897 ГК РФ о возмездности договора хранения неприменимы к административным правоотношениям, поскольку по общим правилам ГК РФ договором является сделка, заключенная между двумя сторонами с их согласованным волеизъявлением. Между тем, обязанность административных правонарушителей неукоснительно исполнять требования сотрудников ГИБДД, в том числе переместить принадлежащий им автомобиль на стоянку, вытекает из действующих норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, не предусматривающих волеизъявления лица, виновного в административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованными доводы истца, что утвержденный ООО «Спецавтостоянка» прейскурант цен в части установления платы за помещение транспортного средства в специально отведенное место на территории спецавтостоянки, выполнение работ по оценке состояния ТС и правил пожарной безопасности, санитарных, экологических технических требований, оформление документов и передачу информации по учету задержанных транспортных, а также опечатывание конструктивно предусмотренных мест доступа в задержанное транспортное средство нарушает права неопределенного круга лиц на получение автотранспорта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Люберецкого городского прокурора Московской области удовлетворить.

Признать противоречащими закону п.п. 3,4,5 Прейскуранта на оказание услуг специализированной автостоянки, утвержденного генеральным директором ООО «Спецавтосоянка» 01.10.2009 года.

Запретить ООО «Спецавтосоянка» взимать с граждан, автомобили которых помещены на специализированную автостоянку по причине задержания по основаниям, установленным ст. 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, плату за помещение транспортного средства в специально отведенное место на территории спецавтосоянки, выполнение работ по оценке состояния транспортного средства и правил пожарной безопасности, санитарных, экологических, технических требований, оформление документов и передаче информации по учету задержанных транспортных средств, а также опечатывание конструктивных мест доступа в задержанное транспортное средство.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме через Люберецкий городской суд.

Судья Т.В. Молотова