решение об отмене постановления



Дело № 2-4640/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГ Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Неграмотнова А.А., при секретаре Римаренко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4640/10 по иску Некрасова И.А. к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области об отмене пункта 2 Постановления администрации от ДД.ММ.ГГ, признании не имеющим закрепленного жилого помещения, обязании поставить на учет как не имеющего жилого помещения, обеспечении вне очереди жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л :

Некрасов И.А., ДД.ММ.ГГ года рождения обратился в суд с вышеуказанными требованиями, с учетом их уточнения, в обоснование которых указал, что в 2007 году был определен в детский дом «Хороший друг» на основании Постановления <адрес> №-ПА от ДД.ММ.ГГ, в связи с тем, что остался без попечения родителей, т.к. его мать Некрасова С.В. решением Люберецкого городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ была лишена родительских прав. Истец, будучи несовершеннолетним проживал и был зарегистрирован со своей матерью в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>. Собственником указанной квартиры являлась тетя несовершеннолетнего Некрасова С.В. В квартире также зарегистрирована бабушка истца Некрасова В.А.

Пунктом 2 указанного постановления за несовершеннолетним было закреплено вышеуказанное жилое помещение.

Некрасова С.В. на основании решения Люберецкого городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ признана прекратившей право пользования жилым помещением и снята с регистрационного учета.

В ДД.ММ.ГГ году по достижению совершеннолетия истец был отчислен из школы-интерната «Наш Дом», куда он был переведен ДД.ММ.ГГ.

Истец не проживает в спорной квартире, т.к. у него с Некрасовой С.В. и Некрасовой В.А. сложились конфликтные отношения. Истец с Некрасовой В.А. не являются родственниками, т.к. <данные изъяты> Некрасовой С.В., <данные изъяты>. Сведения об усыновлении стали известны только после лишения родительских прав Некрасовой С.В. в отношении Некрасова И.А. В связи с этим, он не является членом семьи собственника жилого помещения, администрация не могла закреплять жилое помещение за ним, поскольку нарушала права собственника, а за ним права на квартиру не сохранялись.

В настоящее время из-за наличия закрепленного за истцом жилого помещения, последний лишен права на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном законодательством для детей сирот.

Истец просит отменить п.2 Постановления администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области №-ПА от ДД.ММ.ГГ, признать Некрасова И.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, не имеющим закрепленного жилого помещения, поставить его на учет как неимеющего закрепленного жилого помещения на предоставление за счет средств бюджета Московской области, обеспечить его однократно вне очереди жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.

Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска.

Представитель ответчика Администрации Люберецкого района Московской области Лактионова И.А. возражала против удовлетворения иска, указала, что в компетенцию Администрации Люберецкого района Московской области не входит обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, в том числе и детей-сирот.

Кроме того, ребенок после лишения его матери родительских прав в силу ст. 71 СК РФ сохраняет право пользования жилым помещением, которое он занимал до лишения родительских прав его родителя. В силу родственных отношений продолжает оставаться членом семьи собственника жилого помещения, а, следовательно, за ним сохраняется и право пользования жилым помещением.

Представитель ответчика Администрации городского поселения Люберцы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства по доверенности Карлова З.Н. просила удовлетворить исковые требования, указала, что закрепление жилого помещения за несовершеннолетним было произведено Администрацией Люберецкого района ошибочно, представляя сведения, орган опеки и попечительства не знал того факта, что собственником закрепляемого жилого помещения являлась тетя несовершеннолетнего, а не его бабушка, и что ребенок был усыновлен Некрасовой С.В., лишенной родительских прав. То есть, никаких родственных отношений между несовершеннолетним и Некрасовыми не имеется. Управление опеки и попечительства не может учесть истца в целях обеспечения его жильем, т.к. за ним закреплено жилое помещение.

Выслушав стороны, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Заместителя Главы Администрации Беринговского района от ДД.ММ.ГГ № усматривается, что Некрасов И.А. был усыновлен Некрасовой С.В.

Решением Люберецкого городского суда Московской области Некрасова С.В. от ДД.ММ.ГГ была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Некрасова И.А.

На основании Постановления Администрации Люберецкого района №-ПА от ДД.ММ.ГГ несовершеннолетний был определен в детский дом «Хороший друг», в связи с тем, что остался без попечения родителей. Пунктом 2 указанного постановления за несовершеннолетним была закреплена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>, на все время его пребывания в образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Запрещены без разрешения органа опеки и попечительства какие-либо сделки с указанным жилым помещением.

Собственником указанной квартиры на момент ее закрепления за несовершеннолетним и по настоящее время является Некрасова С.В. (сестра матери несовершеннолетнего) на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГ. Ранее собственником квартиры являлась Некрасова В.А. (мать Некрасовой С.В.) в связи с приватизацией ею квартиры ДД.ММ.ГГ.

Несовершеннолетний Некрасов И.А. со своей матерью был вселен в спорное жилое помещение ДД.ММ.ГГ, т.е. после приватизации спорной квартиры.

Решением Люберецкого городского суда Московской области Некрасова С.В. от ДД.ММ.ГГ признана утратившей право пользования жилым помещением и снята с регистрационного учета и в настоящее время в квартире зарегистрированы истец, Некрасова С.В., Некрасова В.А.

В <данные изъяты> году по достижению совершеннолетия истец был отчислен из школы-интерната «Наш Дом», куда он был переведен ДД.ММ.ГГ из детского дома «Хороший друг».

Согласно ст. 8 ФЗ РФ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

В связи со сложившимися конфликтными отношениями истец в однокомнатной квартире не проживает, а собственник обращается в суд для признания прекратившим право пользования жилым помещением. Решением Люберецкого городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ отказано в удовлетворении иска о признании прекращенным права пользования истцом жилого помещения, т.к. за ним закреплено жилое помещение оспариваемым постановлением.

В настоящее время истец достиг совершеннолетнего возраста, в связи с чем, отпали основания для сохранения за ним права на жилое помещение, т.к. он не является родственником и членом семьи собственника жилого помещения.

Сохраняя за несовершеннолетним жилое помещение до достижения им совершеннолетия, орган опеки и попечительства и орган местного самоуправления сохранил за истцом право на жилище, но только до достижения им совершеннолетия, т.к. закон не обеспечивает в дальнейшем защиту права истца на закрепленную жилую площадь, поскольку Некрасов И.А. не является членом семьи собственника жилого помещения. Мать Некрасовой С.В., лишенной родительских прав, не является Некрасову бабушкой, т.к. он был усыновлен матерью в последующем лишенной родительских права, также и Некрасова С.В. не является ему тетей.

Таким образом, истец поставлен в неравное положение при реализации права на жилище с другими гражданами детьми-сиротами, за которыми права на жилое помещение не закреплялось ввиду его отсутствия.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца в части отмены п.2 Постановления администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области №-ПА от ДД.ММ.ГГ подлежат удовлетворению в целях предоставления истцу права на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном законодательством для детей-сирот.

Вместе с тем, требования истца о постановке его на учет как не имеющего закрепленного жилого помещения на предоставление за счет средств бюджета Московской области и обеспечении его однократно вне очереди жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу п. 1 ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Согласно п. 3 ст. 145 СК РФ, отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются ГК РФ, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, относится к полномочиям органов опеки и попечительства, являющихся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 данного Закона).

Таким образом, вся информация, касающаяся данной категории граждан, собирается и учитывается органами исполнительной власти субъекта РФ.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшиеся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют в силу п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 155.3 СК РФ право, в том числе на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Статья 2 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющая целью конкретизацию государственных полномочий субъектов РФ в указанной сфере, поясняет, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом в соответствии со ст. 4 этого закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 закона" являются расходными обязательствами субъектов РФ, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Названные положения Федерального закона, закрепленные еще и в Семейном кодексе РФ, конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.

Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта РФ.

Возложение на органы местного самоуправления (к полномочиям которых в силу закона не относятся вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, и которые в силу этого не владеют необходимой информацией в данной сфере) обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма данной категории граждан приведет к нарушению прав основной части детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 Жилищного кодекса РФ), в то время как для лиц, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется.

В случае учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления на данном учете будут состоять только граждане, в отношении которых имело место обращение в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением и пакетом необходимых документов в порядке ст. 52 ЖК РФ, а не все граждане, имеющие право на внеочередное обеспечение жилым помещением в силу Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Такой подход противоречит положениям абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Как следствие, решение вопроса о выделении бюджетных средств и строительстве жилых помещений для данной категории граждан будет также осуществляться только с учетом лиц, поставленных на учет, а не всех граждан данной категории, как предусмотрено Законом. Соответственно, и финансирование обеспечения жильем указанной категории граждан будет осуществляться не в полном объеме, то есть не на всех лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, а лишь на учтенную органом местного самоуправления часть граждан, что, безусловно, повлечет нарушение жилищных прав граждан.

Учет в силу приведенных норм права относится к ведению органов государственной власти субъекта РФ и в ведение органов местного самоуправления законом субъекта РФ в соответствии с порядком, установленным п. 6 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не передавался.

При таких обстоятельствах, признание истца не имеющим закрепленного жилого помещения является основанием для его обеспечения жилым помещением в порядке, предусмотренном законодательством для детей-сирот. Законом на органы местного самоуправления обязанность по учету детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, не возложена, данная категория граждан жилыми помещениями в силу закона обеспечивается вне очереди, поэтому их постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях законом также не предусмотрена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Некрасова И.А. к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области об отмене пункта 2 Постановления администрации от ДД.ММ.ГГ, признании не имеющим закрепленного жилого помещения, обязании поставить на учет как не имеющего жилого помещения, обеспечении вне очереди жилым помещением - удовлетворить частично.

Отменить п.2 Постановления администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области №-ПА от ДД.ММ.ГГ.

Признать Некрасова И.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, не имеющим закрепленного жилого помещения.

В иске к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район <адрес>, Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района о постановке на учет как не имеющего закрепленного жилого помещения и внеочередного обеспечения жилым помещением - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Судья

А.А.Неграмотнов

.