Дело № 2-2017/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГ Люберецкий городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Гулиной Е.М., при секретаре Москвичевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бегеба М.А., Бегеба М.Г., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, к Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что они проживают в квартире № в доме по адресу: <адрес>. Указанная квартира была предоставлена истцам от Министерства обороны на основании списка распределения жилых помещений по <данные изъяты> утвержденного ФИО10 С момента выделения квартиры истцы фактически осуществляют права и исполняют обязанности нанимателей этого жилого помещения, как ответственных квартиросъемщиков. На их имя открыт финансовый лицевой счет, они своевременно вносит плату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги, обеспечивают сохранность и поддерживают надлежащее состояние жилого помещения, т.е. несут все обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения. В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Спорная квартира была передана Министерству обороны РФ ФИО9 в счет исполнения обязательств по инвестиционному контракту № от ДД.ММ.ГГ однако несмотря на то, что указанный жилой дом был введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ, до сегодняшнего дня передача квартир не оформлена надлежащим образом до конца, договор социального найма с истцами не заключен, право собственности на распределенное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано. Указанная ситуация привела к тому, что истцы не могут оформить в установленном законом порядке бесплатно право собственности на квартиру, воспользоваться своими правами нанимателя жилого помещения, установленными ст. 67 ЖК РФ, правом на бесплатное медицинское обслуживание и иными социальными правами, а также зарегистрироваться по постоянному месту жительства в предоставленной квартире.
Истцы просят признать за ними право собственности на квартиру № по адресу: <адрес>
Представитель истцов Самородова Г.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Пунктом 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, введенной в действие приказом Минобороны России от 15.02.2000г. №80, определено, что утвержденныйСписок распределения жилых помещений является основанием для оформления ордера на заселение жилого помещения.
На основании протокола заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГ Бегеба М.А. распределена отдельная двухкомнатная, квартира по адресу: <адрес> для использования в целях проживания нанимателя и членов его семьи: Бегеба М.Г. - жена, ФИО3 - дочь, ФИО4 - сын и ФИО5 - дочь. В утвержденном ФИО10 списке распределения жилых помещений по <данные изъяты> указано, что спорная квартира выделяется Бегеба М.А.
С момента выделения указанной квартиры, истец фактически осуществляет права и исполняет обязанности нанимателя этого жилого помещения по договору социального найма, истцы фактически проживают в вышеуказанной квартире и оплачивают коммунальные услуги в полном объеме.
При этом договор социального найма надлежащим образом с истцами не оформлен.
Вместе с тем, отсутствие оформленного договора социального найма не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателей жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления полномочными органами соответствующих документов.
При таких обстоятельствах суд считает, что в соответствии со ст. 671 ГК РФ, ст.ст. 60-63,67 ЖК РФ, п.37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации с истцом фактически заключен договорсоциальногонайма жилого помещения.
По правилам ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее -Закона) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Дополнительные гарантии военнослужащим установлены Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п. 6 ст. 15), согласно которому военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. ст. 2, 6, 7 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд и оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не является муниципальной собственностью.
В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что собственником спорного жилого помещения является государство.
Из сообщений ФИО12 следует, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.
Истцами не реализовано право на приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, предусмотренное ст.2 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.
С учетом совокупности указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что истцы вправе требовать передачи им в собственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации.
То обстоятельство, что до настоящего времени право собственности и право оперативного управления на спорную квартиру в реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрировано, не является основанием к отказу в иске, поскольку независимо от того кто является в настоящее время фактическим собственником квартиры, истцы вправе приобрести в собственность занимаемое ими на законных основаниях жилое помещение. Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что право истцов на занимаемое жилое помещение и правомерность их проживания там никто не оспаривает, а ответчиками не представлено доказательств, которые бы опровергли, либо поставили под сомнение основания исковых требований, суд считает возможным иск удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Бегеба М.А., Бегеба М.Г., несовершеннолетними ФИО3, ДД.ММ.ГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГ года рождения, право общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> – по <данные изъяты> доле в праве за каждым.
Решение является основанием для государственной регистрации права собственности на квартиру.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: