Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. ЛюберцыДД.ММ.ГГ
Люберецкий городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Смольянинова А.В.,
с участием помощника Люберецкого городского прокурора Авиловой Д.А.,
при секретаре: Сиделёве Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Люберецкого городского прокурора (в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад комбинированного вида № 25 г. Люберцы и к Администрации Люберецкого муниципального района Московской области о признании бездействия Администрации незаконным и обязании произвести ремонт помещений и возобновить их использование по назначению,
У С Т А Н О В И Л:
Люберецкий городской прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что городской прокуратурой в июле 2010г. в соответствии с поручением Президента Российской Федерации проведена проверка законности отчуждения и перепрофилирования дошкольных образовательных учреждений и детских оздоровительных лагерей. По результатам проверки в Люберецкий городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц направлено исковое заявление с требованием обязать Администрацию Люберецкого муниципального района увеличить число дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования на территории Люберецкого муниципального района для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном образовании. Требования прокурора судом первой инстанции ДД.ММ.ГГ удовлетворены.
Совместно с ТОУ Роспотребнадзора по Московской области в г.г. Дзержинский, Лыткарино, Люберецком районе Городской прокуратурой ДД.ММ.ГГ был осуществлен выезд в одно из вышеуказанных учреждений и проведена проверка помещений МДОУ детский сад комбинированного вида № 25 г. Люберцы, расположенного по адресу: <адрес>.
Установлено, что часть помещений детского сада № 25 г. Люберцы, общей площадью <данные изъяты> кв.м (1-ый этаж, комнаты 58, 81-93, 95-98, 101 и 2ой этаж, комнаты 1-3, 6-16) сдавалось в аренду ООО «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на основании договора аренды № для использования под размещение медицинского центра. Договор был заключен ДД.ММ.ГГ сроком на три года.
Вместе с тем, по информации, представленной заведующей детского сада № Андреевой И.Л., арендаторы фактически освободили занимаемое ими помещение только в 2005г.
В настоящее время данные помещения никем не используются, пустуют, находятся в состоянии, требующем ремонта. Заведующей МДОУ № 25 неоднократно направлялись служебные записки в Управление образованием по Люберецкому муниципальному району, в которых сообщалось о необходимости выделения денежных средств на ремонт данных помещений с целью возобновления функционирования групп для детей.
Однако за минувшие годы денежные средства Администрацией Люберецкого муниципального района на ремонт пустующих помещений детского сада не выделялись, не запланировано данное мероприятие и в 2011 году.
По запросу городской прокуратуры о причинах бездействия Администрации Люберецкого муниципального района в части производства ремонта и возобновления функционирования групп в данном детском саду представлена информация ее Руководителем от ДД.ММ.ГГ за №. В письме сообщается о «географически обособленном» расположении микрорайона, в котором размещается детский сад № 25, отсутствии потребности в услугах дошкольного образования со стороны населения и отсутствии очередности в детском саду.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ учреждение может быть создано муниципальным образованием, в этом случае последнее является собственником учреждения. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
МДОУ детский сад комбинированного вида № 25 г.Люберцы является бюджетным учреждением, которое, согласно ст. 6. БК РФ представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
В данном случае Администрация Люберецкого муниципального района проявила бездействие, длительное время - с 2006г. не выделяя денежные средства для производства ремонта пустующих помещений детского сада № 25.
Неисполнение предусмотренных вышеуказанными нормативными правовыми актами требований законодательства о соблюдении прав детей на получение дошкольного образования и неиспользование по назначению помещений в МДОУ № 25 г.Люберцы ведет к необеспечению местами в детских садах неопределенного числа нуждающихся детей.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Люберецкий городской прокурор просит:
1. Признать незаконным бездействие Администрации Люберецкого муниципального района в части непринятия мер по осуществлению ремонта и возобновления функционирования детских групп в пустующих помещениях МДОУ детский сад комбинированного вида № 25.
2. Обязать Администрацию Люберецкого муниципального района выделить в полном объеме необходимые денежные средства для производства ремонта неиспользуемых помещений общей площадью <данные изъяты> кв.м (1ый этаж, комнаты 58, 81-93, 95-98, 101 и 2ой этаж, комнаты 1-3, 6-16) МДОУ детский сад комбинированного вида № <адрес>, с целью обеспечения местами нуждающихся детей, состоящих в очереди на зачисление в дошкольные образовательные учреждения Люберецкого муниципального района, в течение двух месяцев со дня вынесения решения суда.
3. Обязать МДОУ детский сад комбинированного вида № 25 г.Люберцы, расположенный по адресу: <адрес>, произвести ремонт вышеуказанных помещений и возобновить их использование по назначению.
В судебном заседании помощник Люберецкого городского прокурора Авилова Д.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Заведующая МДОУ детский сад комбинированного вида № 25 г.Люберцы Андреева И.Л. в судебное заседание явилась, конкретных возражений на заявленные исковые требования не представила.
О месте и времени судебного разбирательства ответчик - Администрация Люберецкого муниципального района была надлежаще извещена, однако представитель администрации в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на заявленные исковые требования, подписанный Первым заместителем Руководителя администрации ФИО3, в котором отражено, что ознакомившись с исковыми требованиями Люберецкого городского прокурора, Администрация Люберецкого района Московской области считает их незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Несогласие с иском Администрация Люберецкого района мотивирует тем, что в настоящее время отделом строительства и капитального ремонта совместно с управлением образования проводится обследование неиспользуемых помещений МДОУ № 25 для составления дефектных ведомостей и сметы расходов для оценки необходимых затрат, а ремонт кровли и восстановление вентиляции МДОУ № 25 включены в план ремонта на 2011 год.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным, а помощник Люберецкого прокурора Авилова Д.А. и заведующая МДОУ детский сад № 25 Андреева И.Л. не возражали, рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав мнение помощника Люберецкого городского прокурора, заведующей МДОУ детский сад № 25 Андреевой И.Л., изучив материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.
На основании ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что муниципальное детское дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного типа № 25» расположено по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГ Люберецкой городской прокуратурой совместно с ТОУ Роспотребнадзора по Московской области в г.г. Дзержинский, Лыткарино, Люберецком районе был осуществлен выезд и проведена проверка помещений МДОУ детский сад комбинированного вида № 25 г.Люберцы.
В соответствии с актом, составленным по результатам совместной проверки данного образовательного учреждения, в четырех из пяти функционирующих групп имеется превышение предельно допустимой численности детей, что не соответствует требованиям санитарных правил и нормативов СанПин 2.4.1.2660-10, п. 1.10.
Также в ходе проверки установлено, что часть помещений детского сада № 25 г. Люберцы, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (1-й этаж, комнаты 58, 81-93, 95-98, 101 и 2-й этаж, комнаты 1-3, 6-16) сдавалось в аренду ООО «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на основании договора аренды № для использования под размещение медицинского центра. Договор был заключен ДД.ММ.ГГ сроком на три года.
Вместе с тем, по информации, представленной заведующей детского сада № Андреевой И.Л., арендаторы фактически освободили занимаемое ими помещение только в 2005г. (л.д.№).
В настоящее время данные помещения никем не используются, пустуют, находятся в состоянии, требующем ремонта. Заведующей МДОУ № 25 неоднократно направлялись служебные записки в Управление образованием по Люберецкому муниципальному району, в которых сообщалось о необходимости выделения денежных средств на ремонт данных помещений с целью возобновления функционирования групп для детей.
Однако за минувшие годы денежные средства Администрацией Люберецкого муниципального района на ремонт пустующих помещений детского сада не выделялись, не запланировано данное мероприятие и в 2011 году.
По запросу Люберецкой городской прокуратуры о причинах бездействия Администрации Люберецкого муниципального района в части производства ремонта и возобновления функционирования групп в данном детском саду представлена информация ее Руководителем от ДД.ММ.ГГ за №. В письме сообщается о «географически обособленном» расположении микрорайона, в котором размещается детский сад № 25, отсутствии потребности в услугах дошкольного образования со стороны населения и отсутствии очередности в детском саду.
Вместе с тем, по состоянию на июль 2010 года в г.Люберцы число детей, ожидающих очереди на получение места в дошкольном учреждении, составляло <данные изъяты> человек. По состоянию на декабрь 2010г. чисто детей — очередников возросло до <данные изъяты> человек, из них <данные изъяты> детей старше трех лет ожидают очереди на получение места в детском саду.
Всего в Люберецком муниципальном районе, по состоянию на октябрь 2010г., очереди на получение путевки в детский сад ожидают <данные изъяты> ребенка, из них <данные изъяты> -старше трех лет, из них <данные изъяты> детей старшего дошкольного возраста. В непосредственной близости от МДОУ № располагается г.п. Томилино, зачисления в детский сад ожидают <данные изъяты> малолетних жителей поселка. В п. Красково <данные изъяты> детей ожидают очереди, в п. Малаховка -<данные изъяты> детей, в п. Октябрьский – <данные изъяты> ребенка.
Порядок приема детей в дошкольные образовательные учреждения в Люберецком муниципальном районе, в том числе г.п. Люберцы, установлен Положением о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся, воспитанников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования Люберецкий муниципальный район, утвержденного Постановлением Главы муниципального образования Люберецкий муниципальный район от 14.04.09 № 676-ПГ (далее - Положение).
Пунктом 2.5.1 Положения предусмотрено, что учёт потребности населения г.п. Люберцы в услугах дошкольных учреждений ведется Управлением образования Люберецкого муниципального района, а не конкретными детскими садами города. Следовательно, при отсутствии очередности в детском саду № 25 и наличии в нем свободных мест (в случае возобновления работы пустующих групп) путевки на свободные места могли бы быть предоставлены детям жителей других микрорайонов г. Люберцы, а также иных муниципальных образований, входящих в состав Люберецкого муниципального района.
Острая нехватка мест в иных детских садах вынуждает администрации учреждений иУправление образованием нарушать санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских садов, четко устанавливающих предельную наполняемость, уплотняя группы и увеличивая число пребывающих в них детей.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГ, государства - участники признают право ребенка на образование и принимают на себя обязательства не отказывать в праве на образование. Согласно ст. 2 Протокола N 1 к Конвенции договаривающиеся Государства гарантируют всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, право доступа к образовательным учреждениям, существующим в данное время. Статья 2 Протокола N 1 к Конвенции запрещает отказ от предоставления права на образование.
Право на дошкольное образование гарантирует доступ к основному общему образованию, важному для начального этапа развития ребенка. Каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
В соответствии со статьей 43 Конституции РФ важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное. Государство и муниципальные образования, исходя из международного и конституционного требования общедоступности дошкольного образования, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Положения статьи 43 Конституции РФ находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, что предусматривает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений — ч.3 ст. 18 данного закона.
Целями государственной политики в интересах детей в соответствии с положениями ФЗ от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» является осуществление их прав, предусмотренных Конституцией РФ, содействие интеллектуальному, физическому, психическому и нравственному развитию ребенка.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ содержание муниципальных учреждений является расходными обязательствами муниципальных образований.
Государственная политика в данной сфере является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни. В данном случае неиспользование по назначению помещений в МДОУ № 25 г. Люберцы препятствует обеспечению местами в детских садах нуждающихся в этом детей, что, как следствие, существенно нарушает их право на получение доступного дошкольного образования, не позволяет соответствующим образом воспитывать несовершеннолетних, является препятствием в превращение их в достойных граждан РФ.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ учреждение может быть создано муниципальным образованием, в этом случае последнее является собственником учреждения. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
МДОУ детский сад комбинированного вида № 25 г. Люберцы является бюджетным учреждением, которое, согласно ст. 6. БК РФ представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
В связи с этим Администрация Люберецкого муниципального района, как собственник МДОУ детский сад комбинированного вида № 25 г.Люберцы, является надлежащим соответчиком по предъявляемому иску.
Пункт 3 ст. 35 Закона «О прокуратуре» гласит о том, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор обладает полномочиями по обращению в суд в интересах неопределённого круга лиц.
Следовательно, направляя в суд заявление в защиту гарантированных Конституцией прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор действовал в рамках полномочий, закрепленных ст. 45 ГПК.
В соответствии со статьёй 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Ответчиком - Администрацией Люберецкого муниципального района, кроме письменного отзыва не представлено никаких относимых и допустимых доказательств в опровержение позиции истца.
Анализируя вышеизложенное, суд считает, что в данном случае Администрация Люберецкого муниципального района проявила бездействие, длительное время - с 2006г. - не выделяя денежные средства для производства ремонта пустующих помещений детского сада №25, следовательно, исковые требования Люберецкого городского прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Люберецкого городского прокурора (в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад комбинированного вида № 25 г.Люберцы и к Администрации Люберецкого муниципального района Московской области о признании бездействия Администрации незаконным и обязании произвести ремонт помещений и возобновить их использование по назначению, – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Люберецкого муниципального района в части непринятия мер по осуществлению ремонта и возобновления функционирования детских групп в пустующих помещениях МДОУ детский сад комбинированного вида №.
Обязать Администрацию Люберецкого муниципального района выделить в полном объеме необходимые денежные средства для производства ремонта неиспользуемых помещений общей площадью <данные изъяты> кв.м. (1-й этаж, комнаты 58, 81-93, 95-98, 101 и 2-й этаж, комнаты 1-3, 6-16) МДОУ детский сад комбинированного вида № 25 г. Люберцы, с целью обеспечения местами нуждающихся детей, состоящих в очереди на зачисление в дошкольные образовательные учреждения Люберецкого муниципального района, в течение двух месяцев со дня вынесения решения судом.
Обязать МДОУ детский сад комбинированного вида № 25 г. Люберцы, расположенный по адресу: <адрес>, произвести ремонт вышеуказанных помещений и возобновить их использование по назначению.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме.
Федеральный судьяА.В. Смольянинов