Дело № 2-1018/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГ Люберецкий горсуд Московской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.В., при секретаре Толстовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плотникова С.И. об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Авзаловой Л.Р. от ДД.ММ.ГГ,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Авзаловой Л.Р. от ДД.ММ.ГГ, мотивируя свое требование тем, что ДД.ММ.ГГ ФИО5 подала исковое заявление в мировой суд № судебного участка по задолженности по алиментам на основании постановления судебного пристава Авзаловой Л.Р. от ДД.ММ.ГГ
Указал, что в настоящее время указанное исковое заявление находится в производстве суда и решение по нему не вынесено.
Пояснил, что ФИО5 ранее незаконно дважды выносила вещи и деньги из его квартиры, якобы в счет алиментов, о чем следователем в присутствии понятых был составлен протокол.
Истец указал, что он исправно платит алименты на содержание ребенка.
Однако, ДД.ММ.ГГ судебным приставом-исполнителем Авзаловой Л.Р. было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, с которым он не согласен.
Просил отменить постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчица: ФИО5 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена.
Ответчик: судебный пристав-исполнитель Авзалова Л.Р. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на исковое заявление в котором просила постановление о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГ признать законным, в исковых требованиях отказать в полном объеме.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ судебным приставом-исполнителем Авзаловой Л.Р. было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГ в отношении истца, предмет исполнения алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка, в размере ? части всех видов заработка.
В соответствии с п. 4 ст. 113 Семейного Кодекса РФ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме, исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей. В нем, в частности, назван такой вид дохода, как доходы от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (подп. "з" п. 2 данного Постановления).
Однако представление декларации по ЕНВД в налоговые органы никак не может считаться подтверждением дохода плательщика алиментов от предпринимательской деятельности - декларируемый доход является вмененным, а не фактически полученным.
Он определяется расчетным путем исходя из размеров базовой доходности физических показателей, определенных в главе 26.3 Налогового кодекса РФ для различных видов деятельности.
Приведенный способ определения дохода установлен исключительно для налоговых целей и не может применяться при расчете суммы алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка.
Ответчиком не был подтвержден документально свой реальный доход за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, поэтому расчет задолженности по алиментам, исходя из среднего заработка в РФ, определенный судебным приставом-исполнителем постановлением от ДД.ММ.ГГ, является правомерным.
В отношении лиц, обязанных к уплате алиментов и являющихся индивидуальными предпринимателями, судебному приставу-исполнителю в обязательном порядке надлежит пользоваться положениями Налогового кодекса РФ.
Судом установлено, что истец, является индивидуальным предпринимателем и в отношении него применяется упрощенная система налогообложения, он представил суду налоговые декларации (форма N 3-НДФЛ) за спорный период, также суду представлена справка по запросу суда из налоговой инспекции о доходах истца (л.д. №), из которой видно, что его доходы ДД.ММ.ГГ составили <данные изъяты>
Из данной справки следует, что доходы истца в месяц в среднем составляли от <данные изъяты> в месяц до <данные изъяты>, а размер алиментов мог составлять соответственно ? часть от данных сумм, <данные изъяты> и максимально <данные изъяты> в месяц на ребенка.
Истцом вносились денежные средства на содержание ребенка, сына Святослава, ДД.ММ.ГГ рождения на основании исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГ в пользу матери ребенка ФИО5
В постановлении судебного пристава о расчете задолженности по алиментам (л.д. № выплаченные им добровольно суммы учтены.
Однако, судебный пристав обоснованно составил расчет задолженности по алиментам на основании среднего заработка гражданина РФ, однако, следовало составить расчет не по заработной плате в периоды с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ соответственно, а исходя из средней заработной плате в РФ за ДД.ММ.ГГ
Истцом судебному приставу и суду не была представлена первичная финансовая документация (накладные, счета-фактуры, квитанции, иные бланки строгой отчетности, расходные счета, кассовые чеки и т.д.), подтверждающие указанный доход истца в указанный период.
Однако, при определении задолженности судебный пристав-исполнитель должен был руководствоваться размером средней заработной платы в Российской Федерации по состоянию не на конкретный год (<данные изъяты>), а на день вынесения постановления ДД.ММ.ГГ, т.е. из расчета <данные изъяты>
? часть от данной суммы в месяц составляет <данные изъяты>
В ДД.ММ.ГГ истец обязан был уплачивать алименты в размере <данные изъяты> части и размер алиментов должен был составлять <данные изъяты>
Суд считает, что размер задолженности в соответствии с ч. 2 ст. 107 Семейного Кодекса РФ может быть определен за прошедший период лишь в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, т.е. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ поскольку судом установлено, что истец, хотя и в минимальном размере, но выплачивал алименты.
Размер алиментов с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> будет составлять <данные изъяты>
Размер алиментов ДД.ММ.ГГ составит: <данные изъяты>
Размер алиментов за ДД.ММ.ГГ составит: <данные изъяты>
Размер алиментов за <данные изъяты> составит: <данные изъяты>
Размер задолженности по алиментам за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ: <данные изъяты>
Сведения о размере средней заработной платы в Российской Федерации поступают в УФССП России области из территориального органа Федеральной службы государственной статистики Росстата.
Доводы истца о том, что у него был доход в спорный период, обозначенный им в декларациях не могут быть приняты во внимание, т.к. в соответствии с главой 26.3 НК РФ единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности представляет собой лишь декларирование потенциально возможного дохода налогоплательщика и не может считаться подтверждением фактически полученного дохода от предпринимательской деятельности. Данный способ определения дохода предусмотрен для целей исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и не может применяться при расчете суммы алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
В постановлении Конституционного суда от 20 июля 2010г. № 17-П «По делу о проверке Конституционности подпункта «3» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, в связи с жалобой гражданина ФИО7 предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являлся подпункт "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841), на основании которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей с индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения и избравшего объектом налогообложения доходы.
Согласно Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, часть 2).
Указано, что данному конституционному предписанию, служащему основой правоотношений, содержание которых составляют родительские обязанности и коррелирующие им права детей, и предполагающему, что ущемление прав ребенка несовместимо с самой природой этих отношений, корреспондируют положения международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Так, согласно принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года Декларации прав ребенка наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, прежде всего для его родителей (принцип 7). Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, также возлагает основную ответственность за воспитание и развитие ребенка на родителей, предметом главной заботы которых должно быть наилучшее обеспечение его интересов (статья 18).
Осуществляя в порядке конкретизации предписания статьи 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации и приведенных положений международно-правовых актов свои дискреционные полномочия, федеральный законодатель закрепил в Семейном кодексе Российской Федерации в числе принципов регулирования семейных отношений заботу о благосостоянии и развитии детей, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (статья 1). На основе этих принципов в Семейном sultantplus://offline/main?base=LAW;n=108359;fld=134" кодексе Российской Федерации определяются права и обязанности родителей и детей, в том числе имущественные, включая право ребенка на получение содержания от своих родителей и обязанность родителей по содержанию несовершеннолетних детей (статьи 60 и 80).
Указано, что применительно к регулированию семейных отношений, направленному, в частности, на обеспечение конституционной обязанности родителей заботиться о детях, требование об изъятии части экономической выгоды (дохода) от занятия предпринимательской деятельностью, имеющее целью, соответственно, обеспечение исполнения родителями в установленных законом случаях своих алиментных обязательств, само по себе не может рассматриваться как ограничение конституционных экономических прав, препятствующее их реализации на основе гарантированного Конституцией Российской Федерации (статья 19, часть 2) равенства прав и свобод человека и гражданина.
Закрепляя обязанность родителей заботиться о детях, Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретный порядок ее исполнения, что в силу ее статей 71 (пункт "в") и 72 (пункты "б", "к" части 1), обязывающих федерального законодателя осуществлять регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина в сфере семейных отношений, обусловливает необходимость установления в отраслевом законодательстве соответствующих правил, определяющих, в частности, порядок исчисления и взыскания с родителей алиментных выплат на содержание несовершеннолетних детей.
Исходя из приоритета добровольного исполнения родителями обязанности содержать своих несовершеннолетних детей, основанного на общепризнанной презумпции добросовестности родительской заботы о детях, Семейным кодексом Российской Федерации в статьях 80 - 83 урегулировано содержание алиментных обязательств, включая их размеры, и вместе с тем предусмотрена возможность принудительного исполнения данной обязанности путем взыскания с родителей алиментов на несовершеннолетних детей в судебном порядке (статья 80), а также установлены способы определения судом размеров взыскиваемых алиментов: в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу алиментно-обязанного родителя, в твердой денежной сумме, в долях и в твердой денежной сумме одновременно (статьи 81 и 83).
Ответственность за обеспечение надлежащих условий реализации ребенком права на достойный уровень жизни в силу статей 7 (часть 2) и 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает родителей предпринять для этого все возможные усилия.
Вместе с тем при определении размера подлежащих удержанию алиментов не могут не приниматься во внимание реальные доходы алиментно-обязанного лица - индивидуального предпринимателя, получаемые от занятия предпринимательской деятельностью, поскольку именно реальными доходами определяются материальные возможности такого лица по осуществлению принадлежащих ему прав и исполнению возложенных на него обязанностей, включая содержание самого себя и членов своей семьи.
В постановлении указано, что суммы, подлежащие уплате в бюджет в виде налогов, не входят в состав средств, образующих экономическую выгоду алиментно-обязанного лица. Не могут быть отнесены к ним и суммы расходов, которые алиментно-обязанное лицо - индивидуальный предприниматель несет непосредственно в ходе предпринимательской деятельности.
Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, не закрепляет требование об учете расходов, понесенных индивидуальным предпринимателем, в том числе перешедшим на упрощенную систему налогообложения, в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, при определении размера доходов в целях расчета подлежащих взысканию алиментов (задолженности по уплате алиментов) на несовершеннолетних детей. Это, однако, не означает, что в указанных целях на семейные правоотношения, к каковым относятся отношения, связанные со взысканием и уплатой алиментов, распространяются положения налогового законодательства как таковые, при том что доказательством реальной величины экономической выгоды, имеющей значение для расчета алиментных обязательств и, следовательно, исполнения обязанности по уплате алиментов, могут быть сведения, представленные в налоговой декларации.
Конституционный Суд указал, что согласно Семейному кодексу Российской Федерации семейные отношения регулируются нормами семейного и гражданского законодательства; при отсутствии таких норм применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), либо права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости (статья 5). Из этого следует, что отношения, связанные с уплатой алиментов, налоговое законодательство не регулирует. Соответственно, определение размера доходов от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица для исчисления суммы алиментов, как это предусмотрено подпунктом "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, на основании положений налогового законодательства, определяющих в целях налогообложения размер доходов индивидуального предпринимателя, не отвечало бы отраслевой природе семейного права и обусловленной ею специфике семейного законодательства.
В свою очередь, положения налогового законодательства не могут быть истолкованы как допускающие во всех случаях взыскание алиментов с дохода в том его размере, который учитывается при налогообложении.
Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет в числе специальных налоговых режимов, предусматривающих особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, упрощенную систему налогообложения (статья 18) и предоставляет налогоплательщикам - организациям и индивидуальным предпринимателям возможность добровольного перехода к упрощенной системе налогообложения или возврата к иным режимам налогообложения (статья 346.11).
Выбирая тот или иной налоговый режим, индивидуальные предприниматели принимают во внимание экономические, не связанные с их семейно-правовым статусом, обстоятельства, прежде всего - состояние и перспективы развития бизнеса. Установление в законе прямой зависимости исчисления алиментов от избранного индивидуальным предпринимателем режима налогообложения выходило бы за рамки регулирования собственно налоговых отношений, означало бы вторжение в частноправовые отношения и, как следствие, противоречило бы публично-правовому существу налогового законодательства.
Имея специальное - а именно налогово-правовое - значение, положения Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие в том числе понятие дохода как объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38), не дают прямых оснований для истолкования подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, как позволяющего рассматривать полученные в качестве дохода денежные суммы, на которые обращается взыскание алиментов, без учета расходов, связанных с его извлечением. Равным образом Налоговый кодекс Российской Федерации не препятствует индивидуальным предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, независимо от выбора ими объекта налогообложения, предъявлять документальные доказательства понесенных ими расходов для определения объема своих прав и обязанностей в иных, помимо налоговых, правоотношениях.
Поскольку бремя доказывания необходимости и обоснованности заявленных расходов лежит на самом плательщике алиментов, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут использовать в их подтверждение книгу учета доходов и расходов, которую они ведут для целей исчисления налоговой базы по налогу и форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (статья 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации), а те из них, кто избрал в качестве объекта налогообложения только доходы (без вычета расходов) и, следовательно, по смыслу налогового законодательства, вправе не вести учет расходов, могут использовать предусмотренные Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, которыми подтверждаются понесенные ими расходы, для учета при определении размера доходов, из которого подлежат удержанию алименты на несовершеннолетних детей.
Таким образом, исходя из требований закона и разъяснений Конституционного Суда РФ, суд считает неправомерными доводы истца о том, что у него нет задолженности по алиментам, поскольку он уплачивал алименты, исходя из указанных им сумм его дохода в спорный период в налоговых декларациях по упрощенной системе налогообложения.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 СК РФ взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.
В связи с чем, расчет задолженности является неверным и следует произвести расчет задолженности в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа.
С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования Плотникова С.И. следует удовлетворить частично, исключив из периода задолженность за ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
Руководствуясь ст. 441 ГПК РФ, ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Отменить постановление судебного пристава исполнителя Авзаловой Л.Р. в части расчета задолженности за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно.
Исключить данный период из расчета задолженности по алиментам.
Определить задолженность Плотникова С.И. по алиментам в пользу сына Святослава, ДД.ММ.ГГ рождения за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Люберецкий горсуд в течение 10 дней.
Судья: