расторжение договора пожизненного содержания с иждивением



№2–1002\11

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ДД.ММ.ГГ Люберецкий городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Слоновской Т.Н., с участием представителя истца ФИО11., представившей доверенность за от ДД.ММ.ГГ, при секретаре судебного заседания Ратниковой Л.Т. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Л.В. к Барсуковой О.В. о расторжении договора пожизненного содержания с иждивением,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском о расторжении договора пожизненного содержания с иждивением, мотивируя свои требования тем, что она проживает по адресу: <адрес> является инвалидом <данные изъяты> группы.

Вместе с ней раньше проживали сын и муж. Сын ФИО5 умер в ДД.ММ.ГГ году, муж ФИО6 умер в ДД.ММ.ГГ году, после чего в течение <данные изъяты> она жила одна, квартира находилась в её собственности. Квартира <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв. м.

В ДД.ММ.ГГ году её соседка ФИО7, проживающая в соседней квартире № , предложила заключить договор ренты, т.е. пожизненного содержания с иждивением, обещала, что будет её содержать, ухаживать за ней до смерти и похоронит её, будет убирать квартиру, содержать ее в порядке, при необходимости водить её к врачам в поликлинику, покупать лекарства, готовить пищу.

Так как по состоянию здоровья ей было трудно себя обслуживать, а родственников не осталось, то она согласилась на такие условия.

ДД.ММ.ГГ ФИО7 и ее дочь Барсукова О.В. повели её к нотариусу, где она подписала договор ренты, т.е. пожизненного содержания с иждивением. Но договор ренты с ней был заключен не ФИО7, а ее дочерью Барсуковой О.В..

Когда она спросила у ФИО7, почему договор ренты с ней заключает не она сама, а ее дочь, ФИО7 ответила, что так будет лучше, а ухаживать за ней будет она, ФИО7 С момента заключения договора ренты Барсукова О.В. у неё не бывала, никакой помощи не оказывала, т.е. свои обязательства по договору не исполняла.

После заключения договора она примерно <данные изъяты> года сама из своей пенсии оплачивала коммунальные услуги и квартплату, т.к. считала, что квартира по-прежнему находится в её собственности. Не знала, что по условиям договора ренты квартира переходит в собственность Барсуковой и не знала, что квартплату и коммунальные платежи должна была оплачивать Барсукова.

Пока она могла самостоятельно выходить из дома и передвигаться без посторонней помощи, она обслуживала себя сама, ходила в магазин, аптеку, на почту, и как таковой помощи от соседки не получала, все делала сама и жила на свою пенсию. Потом ноги стали отказывать совсем, она перестала выходить из дома и оформила доверенность на ФИО7, чтобы она в Сбербанке, расположенном в <адрес> на остановке <данные изъяты> получала за неё пенсию с её счета, открытого для перечисления пенсии ДД.ММ.ГГ. Последний раз выдана доверенность ФИО7 ДД.ММ.ГГ.

Точный размер пенсии она не помнит, как изменялась пенсия за последние годы, не знает

ФИО7 иногда выдавала ей по <данные изъяты> рублей в месяц, а остальные деньги оставались в ее распоряжении. Но с ДД.ММ.ГГ ФИО7 перестала выдавать ей деньги.

Обязательства по договору ренты не выполнялись и не выполняются : квартиру ФИО7 убирает редко и плохо, это нельзя назвать уборкой.

Продукты ФИО7 покупала редко и некачественные, какие-то полуфабрикаты, которые она сама приготовить уже не может, или консервы в банках, которые у неё нет сил открыть. В основном ФИО7 приносила лапшу «Доширак» или «Роллтон», или растворимое пюре. Иногда принесет тарелку борща и попрекала этим, обзывала её. Квартира давно не ремонтировалась, окна не утепленные, зимой всегда бывает прохладно, но ФИО7 и Барсукова на её просьбы утеплить окна не реагировали.

Ей необходимо к врачам, т.к. сильно болят ноги и сердце больное, но на её многочисленные просьбы ФИО7 отвечала, что ей некогда с ней возиться, поэтому все последние годы она не получала медицинскую помощь. Лекарства она или Барсукова ей никогда не покупали.

Раньше она пыталась связаться с Барсуковой, много раз звонила ей на домашний телефон, но Барсукова с ней не разговаривала, бросала трубку. И сразу после звонка через несколько минут к ней приходила ФИО7 и начинала на неё кричать и обзывать её, говорила, чтобы она не беспокоила ее дочь.

Три года назад ФИО7 сдала квартиру ФИО8, который оказался порядочным, хорошим человеком, он сам отремонтировал ванную и жилую комнату, сам убирает всю квартиру, готовит и её тоже кормит. Деньги за квартиру ФИО8 платил соседке. ФИО7 получала доход от сдачи квартиры, хотя сдала ее без её согласия.

В начале ДД.ММ.ГГ ФИО7 заявила, что хочет сдать её в дом престарелых. Все документы, в том числе и паспорт, ФИО7 у неё забрала, чтобы она никуда не смогла обратиться.

Отсутствие документов она обнаружила в ДД.ММ.ГГ, когда хотела посмотреть договор ренты, чтобы вспомнить, какие там были условия, т.к. испугалась, что она отправит её в дом престарелых, но не нашла средн документов ни самого договора, ни своего паспорта. Исчезли также пенсионное удостоверение, сберкнижка, удостоверение инвалида <данные изъяты> группы, все документы на квартиру, квитанции на оплату коммунальных платежей, которые она сама лично из своей пенсии оплачивала, пока могла ходить без посторонней помощи.

Она обратилась с жалобой в отделение милиции по этому поводу, но даже после посещения участкового ФИО7 не вернула ей документы, хотя и призналась участковому, что документы у нее, и стала ей угрожать. Она стала ее бояться и сменила замок, попросила квартиранта ФИО8, чтобы он сменил ей замок.

После этого она получила новый паспорт, по которому смогла отозвать доверенность выданную ФИО7, а также получила выписку из лицевого счета по вкладу и обнаружила, что ФИО7 ДД.ММ.ГГ сняла с её счета <данные изъяты> : ДД.ММ.ГГ<данные изъяты> и ДД.ММ.ГГ<данные изъяты>. Она не поручала ФИО7 снять со счета такие суммы денег.

Содержать её ФИО7 перестала, а Барсукова вообще ни разу у неё не была после заключения договора и никогда этот договор не исполняла.

Примерно с ДД.ММ.ГГ квартплату оплачивал ФИО8, которому она вернула затраченные им деньги после получения паспорта, сняла деньги со своего счета. ФИО8 также покупал мне продукты, медикаменты, предметы личной гигиены, что подтверждается чеками, на которых она расписывалась.

С ДД.ММ.ГГ она направляла Барсуковой телеграммы с предложением добровольно расторгнуть договор пожизненного содержания с иждивением в связи с невыполнением Барсуковой условий договора, однако телеграммы она не получала умышленно, хотя действительно проживает по указанному адресу.

В связи с тем, что Барсукова О.В. не исполняла свои обязательства по договору ренты с момента его заключения, просит суд расторгнуть договор пожизненного содержания с иждивением, заключенный ДД.ММ.ГГ между ней, Алексеевой Л.В., и Барсуковой О.В., и прекратить право собственности Барсуковой О.В. на двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> расположенную по адресу : <адрес>, возвратив квартиру в её собственность.

В судебном заседании представитель истца требования поддержала в полном объеме.

Ответчик в судебном заседании иск признала.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГ года между Алексеевой Л.В., с одной стороны, и Барсуковой О.В., с другой стороны, заключен Договор пожизненного содержания с иждивением.

Согласно условиям настоящего договора, Барсукова О.В. получила от Алексеевой Л.В., квартиру , расположенную по адресу: <адрес> принадлежащую Алексеевой Л.В. по праву собственности.

По условиям Договора, Барсукова О.В. обязуется пожизненно полностью содержать Алексееву Л.В., обеспечивать её питанием, одеждой, уходом и необходимой помощью, сохранив за ней право бесплатного пожизненного пользования указанной квартирой.

Стоимость ежемесячного материального обеспечения (питания, одежды, ухода и необходимой помощи) определяется сторонами в размере не менее двух установленных законом минимальных заработных плат.

Барсукова О.В. осуществляет за свой счет ремонт и эксплуатацию указанной квартиры в соответствии с правилами и нормами, действующими в Российской Федерации государственного и муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

В силу ст. 601 ГК РФ по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты – гражданин, передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц).

В соответствии с ч.2 ст. 605 ГК РФ при существенном нарушении плательщиком ренты своих обязательств получатель ренты вправе потребовать возврата недвижимого имущества, переданного в обеспечение пожизненного содержания, либо выплаты ему выкупной цены на условиях, установленных статьей 594 настоящего Кодекса. При этом плательщик ренты не вправе требовать компенсацию расходов, понесенных в связи с содержанием получателя ренты.

На основании ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Так, в судебном заседании установлено, что Ответчица не обеспечивает Истицу питанием, одеждой, необходимой помощью. Коммунальные расходы по оплате за жилье Истица несет самостоятельно.

Кроме того, ежемесячного материального обеспечения Ответчица Истице не предоставляет.

Таким образом, Ответчицей существенно нарушены обязательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309, 310, 601, 605 ГК РФ, а также ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алексеевой Л.В. удовлетворить.

Расторгнуть договор пожизненного содержания с иждивением, заключенный ДД.ММ.ГГ, между Алексеевой Л.В. и Барсуковой О.В..

Прекратить право собственности Барсуковой О.В. на <данные изъяты> квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

Возвратить <данные изъяты> квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в собственность Алексеевой Л.В..

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: подпись