Дело № 2 - 495/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГ Люберецкий городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Слоновской Т.Н., с участием представителя истцов ФИО, представившего доверенность № от ДД.ММ.ГГ года и № от ДД.ММ.ГГ а также представителя Администрации муниципального образования <адрес> ФИО, представившей доверенность б/н от ДД.ММ.ГГ, при секретаре судебного заседания Шумилиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гурова В.П. и Гурова К.Е. к Администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным Распоряжения Главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГ за № об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении жильем Гурова В.П. и Гурова К.Е.,
УСТАНОВИЛ:
Гуров В. П. и Гурова К.Е. обратились в суд с указанными выше требованиями, мотивируя их тем, что они являются Ветеранами Великой Отечественной Войны, что подтверждается Удостоверением серии № от ДД.ММ.ГГ и Удостоверением серии № от ДД.ММ.ГГ, соответственно.
Согласно заключению медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГ, Гурова К.Е. является инвалидом <данные изъяты> (Справка серии №).
На основании ордера № и в соответствии с решением Исполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГ № Гурову В.П., на состав семьи из <данные изъяты> человек (он, жена - Гурова К.Е., дочь - ФИО, сын - ФИО) предоставлена <данные изъяты> квартира, общей площадью <данные изъяты> в т.ч. жилой площадью <данные изъяты>., расположенная по адресу: <адрес>.
Указанная квартира является муниципальной собственностью.
Согласно выписки из Домовой книги в данной квартире в настоящий момент зарегистрированы и проживают: Гуров В.П., Гурова К.Е., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, т.е. <данные изъяты> человек.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членами его семьи в жилом помещении общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно п. 1 Решения Совета депутатов муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГ № «Об установлении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения как минимальный размер площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливается в размере не более <данные изъяты> общей площади, приходящейся на одного человека.
Таким образом, общая площадь занимаемого Истцами и членами их семьи жилого помещения в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, является менее учетной нормы.
В этой связи, в соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ Истцами неоднократно подавались заявления Ответчику о признании их и членов их семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941- 1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГ N 30) Правительству Российской Федерации поручено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ «О ветеранах».
Однако, своим Распоряжением от ДД.ММ.ГГ № Глава Муниципального образования <адрес> отказал Истцам в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом причиной отказа послужило обеспеченность общей площадью на одного члена семьи более <данные изъяты>., поскольку у жены сына Истцов - ФИО имеется в собственности дом, общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>.
Однако, данное утверждение незаконно, поскольку данный жилой дом непригоден для проживания, т.к. степень физического износа жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, согласно данным <адрес> филиала ГУП МО «МОБТИ» составляет более <данные изъяты>
В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в т.ч. вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
Согласно п. 34. этого же Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. II Критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих, или аварийных, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГ № к непригодным для проживания относятся ветхие жилые дома.
В силу п. «б» ч. 5 ст. II этих Критериев к ветхим жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов.
Кроме того, в силу п. «б» ч. 1 ст. III Критериев к категории непригодных для проживания относятся жилые помещения в которых невозможно предоставить жителям коммунальные услуги, соответствующие по качеству требованиям нормативов и стандартов, санитарных норм и правил и условиям договора, и организовать техническую эксплуатацию жилого помещения, и восстановление его нецелесообразно с экономической точки зрения.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
На основании изложенного просят обязать Главу Муниципального образования <адрес> издать Распоряжение о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Гурова В. П. и Гурова К.Е..
Признать незаконным Распоряжение от ДД.ММ.ГГ № Главы Муниципального образования <адрес> об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Гурова В. П. и Гурова К.Е..
Обязать Главу Муниципального образования <адрес> обеспечить Гурова В. П. и Гурова К.Е. жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГ №).
В судебном заседании представитель заявителей требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации муниципального образования <адрес> в суде требования не признала и показала, что в соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Таким образом, дела по оспариванию решений, действий (бездействия) перечисленных выше органов и лиц рассматриваются и разрешаются судами не в рамках искового судопроизводства, а как дела возникающие из публичных правоотношений.
В соответствии с положением части 1 статьи 257 ГПК РФ к заинтересованным лицам по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся соответствующий орган (его структурное подразделение) или лицо, принявшее оспариваемое решение либо совершившее оспариваемое действие (бездействие).
Распоряжение от ДД.ММ.ГГ № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Гурова В.П. было принято главой муниципального образования <адрес>.
Таким образом, заявителями Гуровым В.П.. ФИО неправильно определено заинтересованное лицо. Администрация муниципального образования <адрес> не может являться ответчиком по данному делу.
Согласно пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: наниматели жилых помещений по договорам социального найма и члены их семьи; собственники жилых помещений и члены их семьи.
Часть 2 указанной статьи устанавливает, что «при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений».
При решении вопроса о постановке на учет семьи Гурова В.П. общественная комиссия по жилищным вопросам при администрации муниципального образования <адрес> учитывала площадь жилых помещений, принадлежащих всем членам семьи истцов.
Таким образом, общественная комиссия по жилищным вопросам при администрации муниципального образования <адрес> обоснованно суммировала общую площадь жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, который принадлежит по праву собственности ФИО
Распоряжение главы муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГ № об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Гурова В.П. является законным и обоснованным, так как были представлены документы, которые не подтверждают право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, (подпункт 2 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ).
Пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что «средства на реализацию мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций».
То есть, требование истца об обязании главы муниципального образования <адрес> предоставить им жилое помещение является ошибочным и неправомерным.
В соответствии с вышеизложенным просит суд отказать истцам в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течении <данные изъяты> месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Оспариваемое распоряжение Гуров В.П. получил ДД.ММ.ГГ, что подтверждается распиской в получении. Таким образом, истцы пропустили процессуальный срок для подачи заявления в суд
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истцы являются Ветеранами Великой Отечественной Войны. Гурова К.Е. является инвалидом первой группы, согласно справке серии №.
На основании ордера № и в соответствии с решением Исполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГ № Гурову В.П., на состав семьи из четырех человек предоставлена трехкомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты>м., в т.ч. жилой площадью <данные изъяты>., расположенная по адресу: <адрес>.
Указанная квартира является муниципальной собственностью.
Согласно выписки из Домовой книги в данной квартире в настоящий момент зарегистрированы и проживают: Гуров В.П., Гурова К.Е., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, т.е. <данные изъяты> человек.
В связи с чем, Истцами неоднократно подавались заявления Ответчику о признании их и членов их семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГ № Глава Муниципального образования <адрес> отказал Истцам в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Причиной отказа послужило обеспеченность общей площадью на одного члена семьи более <данные изъяты>., поскольку у жены сына Истцов - ФИО имеется в собственности дом, общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членами его семьи в жилом помещении общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно п. 1 Решения Совета депутатов муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГ № «Об установлении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения как минимальный размер площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливается в размере не более 10 кв. м общей площади, приходящейся на одного человека.
При решении вопроса о постановке на учет семьи Гурова В.П. общественная комиссия по жилищным вопросам при администрации муниципального образования <адрес> учитывала площадь жилых помещений, принадлежащих всем членам семьи истцов.
Общественная комиссия по жилищным вопросам при администрации муниципального образования <адрес> суммировала общую площадь жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, который принадлежит по праву собственности ФИО
Согласно справке о проверке жилищных условий, депутатом округа № муниципального образования <адрес>, Сорокиной Т.А., были проверены жилищные условия Гурова В. П., проживающего по адресу: <адрес>, прописаны <данные изъяты> человек, проживают <данные изъяты> человек. В. П. участник ВОВ, Гурова К.Е. ветеран ВОВ, проживают в маленькой комнате <данные изъяты> две остальные занимает сын со своей семьей: жена и двое взрослых сыновей. Считает, что Гуров В. П. и Гурова К.Е. заслуживают лучших жилищных условий.
В судебном заседании установлено, что ФИО является наследницей по закону жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, состоящего из основного бревенчатого строения.
Согласно справке, выданной администрацией сельского поселения <адрес> по адресу: <адрес> никто не проживает и не зарегистрирован. Из коммунальных услуг в доме: электричество, печное отопление. Центральный водопровод и канализация отсутствуют. Туалет на улице.
Инвентаризационная оценка жилого дома на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>
Согласно заключению специалиста ФИО» за № от ДД.ММ.ГГ о непригодности конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшей эксплуатации, действительная инвентаризационная стоимость в ценах ДД.ММ.ГГ – <данные изъяты>. Согласно <данные изъяты>) физический износ основных элементов конструкций обследованного здания с учетом выявленных дефектов составляет: фундамента – <данные изъяты> стен – до <данные изъяты>; крыши – <данные изъяты>. Таким образом, техническое состояние части конструктивных элементов оценивается как недопустимое.
Обследованное здание не отвечает предъявляемым к жилым зданиям требованиям и к эксплуатации не пригодно.
Ремонт здания экономически нецелесообразен.
В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в т.ч. вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941- 1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГ N 30) Правительству Российской Федерации поручено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу ст. 54 Жилищного Кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.
Как пояснил в судебном заседании представитель заявителей, заявители – люди преклонного возраста, Гуров В.П. ДД.ММ.ГГ рождения, Гурова К.Е. ДД.ММ.ГГ, ветераны ВОВ, Гурова К.Е. является инвалидом <данные изъяты>.
Таким образом, суд считает, что Распоряжение Г. М. образования <адрес> от ДД.ММ.ГГ № об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Гурова В. П. и Гурова К.Е., незаконно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 11, 12 ГК РФ, ст.ст. 50, 52 ЖК РФ, и ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Гурова В.П. и Гурова К.Е. удовлетворить частично.
Признать незаконным Распоряжение Главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГ № об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Гурова В.П. и Гурова К.Е..
Признать Гурова В.П. и Гурова К.Е. нуждающимися в улучшении жилищных условий, принять на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: