о признании нормативно-правового акта недействующим в части



Дело № 2- 5676/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2011 года

Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Неграмотнова А.А., с участием прокурора Авиловой Д.А., при секретаре Аванесовой Г.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5676/11 по заявлению Поклеванникова А. С. о признании недействующим п.п. 4.3, 4.4. Порядка стоянки автотранспорта на городских улицах, внутриквартальных проездах и дворах, утвержденного Постановлением администрации города Дзержинский Московской области № 142-ПГА от 10.08.2010 года,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в Люберецкий городской суд Московской области с вышеуказанным заявлением, в обоснование которого указал, что является жителем <адрес>, автовладельцем, имеет права на управление транспортным средством.

Постановлением Администрации города Дзержинский Московской области № 142-ПГА от 10.08.2010 года утвержден Порядок стоянки автотранспорта на городских улицах, внутриквартальных проездах и дворах.

Пункты 4.3. и 4.4. указанного Порядка регулируют размещение транспортных средств, препятствующее уборке городских улиц от снега и мусора и предусматривает стоянку автомобилей по понедельникам, средам и пятницам на четной стороне улиц, по вторникам, четвергам и субботам – на нечетной стороне улиц. Для проведения надлежащей уборки проезжей части владельцам транспортных средств в зимнее время в период с 22.00 до 6.00 запрещается использовать проезжую часть улиц и проездов для длительной стоянки.

Заявитель просил признать недействующими п.4.3 и 4.4. Порядка в связи с их незаконностью. Заявитель полагает, что оспариваемые пункты нормативного акта противоречат единой системе правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и единым Правилам дорожного движения Российской Федерации, противоречит ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования просил удовлетворить заявление.

Представитель заинтересованного лица Администрации <адрес> против удовлетворения заявленных требований возражал, считая, что оспариваемый Порядок разработан в точном соответствии с нормами федерального законодательства, нормативный акт принят в пределах компетенции органа местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального Закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», Закона Московской области от 29.11.2005 года № 249/2005-ОЗ «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области».

Проверив и оценив доказательства по делу, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

На основании указаний Верховного суда РФ, данных в Постановлении Пленума от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу о признании нормативного акта недействующим, суду надлежит выяснять полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Порядок стоянки автотранспорта на городских улицах, внутриквартальных проездах и дворах, утвержден Постановлением администрации города Дзержинский Московской области № 142-ПГА от 10.08.2010 года и опубликован в периодическом издании «Угрешские вести» № 33 (931) от 19.08.2010 года.

Оспариваемый нормативный акт принят муниципальным органом власти.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения (подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункт "6" статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Таким образом, суд считает принятый нормативный акт – оспариваемый Порядок принят представительным органом городского поселения, изданным без нарушения положений о компетенции на основании Конституции, Устава городского поселения Дзержинский, ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», по форме и порядку принятия, изданным в соответствии с законодательством за исключением оспариваемых норм.

Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Вместе с тем, судом установлено, что пункты 4.3. и 4.4. указанного Порядка регулируют размещение транспортных средств, препятствующее уборке городских улиц от снега и мусора и предусматривает стоянку автомобилей по понедельникам, средам и пятницам на четной стороне улиц, по вторникам, четвергам и субботам – на нечетной стороне улиц. Для проведения надлежащей уборки проезжей части владельцам транспортных средств в зимнее время в период с 22.00 до 6.00 запрещается использовать проезжую часть улиц и проездов для длительной стоянки.

Из толкования указанных норм следует прямой запрет для неопределенного круга лиц на остановку и/или стоянку транспортных средств при определенных условий (четность, нечетность) календарного дня и стороны дороги сопряженной с домами четно/нечетной нумерации и длительную стоянку в зимнее время ночью на проезжей части улиц и проездов.

Однако, Правила дорожного движения Российской Федерации устанавливают общие правила остановки/стоянки транспортных средств.

Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 в редакции Постановления Правительства РФ от 19.04.2008 года № 287 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации. Указанные Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории РФ. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Раздел 12 ПДД РФ (Остановка и стоянка) устанавливает общие правила остановки и стоянки транспортных средств, в том числе и запрещающие условия.

Между тем, администрация города Дзержинский не вправе самостоятельно регулировать вопросы дорожного движения, принимая нормы, действующие в г. Дзержинском Московской области, в нарушение установленных на территории РФ единых норм, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц и в том числе заявителя.

Согласно п.1.2. ПДД РФ дорожное движение-совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Запреты, содержащиеся в п.4.3 и 4.4. Порядка регулирует область дорожного движения и имеют отношение к организации дорожного движения, что регулируется Правилами дорожного движения РФ, а значит любые ограничения связанные с дорожным движением не должны противоречить единым Правилам, действующим на территории РФ, в том числе и для достижения цели в уборке, обеспечении чистоты и порядка на территории г.Дзержинский.

Запрет на стоянку и остановку транспортных средств в оспариваемом Порядке при определенных условиях противоречит разделу 12 ПДД РФ, в котором определены правила остановки и стоянки транспортных средств.

В силу п.1 ст. 6 Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находится в ведении Российской Федерации.

Таким образом, подлежит признанию недействующими пункты 4.3., 4.4. Порядка стоянки автотранспорта на городских улицах, внутриквартальных проездах и дворах, утвержденного Постановлением Администрации города Дзержинский Московской области № 142-ПГА от 10.08.2010 года

Суд считает, что необходимо признать нормативный акт недействующим в указанной части со дня вступления в законную силу решения суда, на основании ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, исходя из того, что оспариваемый Порядок реализовывался.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «Угрешские Вести» после вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействующими пункты 4.3, 4.4. Порядка стоянки автотранспорта на городских улицах, внутриквартальных проездах и дворах, утвержденного Постановлением Администрации города Дзержинский Московской области № 142-ПГА от 10.08.2010 года со дня вступления в законную силу решения суда.

Сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу подлежит публикации в печатном издании «Угрешские Вести».

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение 10-ти дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Федеральный судья А.А. Неграмотнов