решение суда





РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГ г. Люберцы

Люберецкий городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Шкаленковой М.В.

При секретаре Орешиной С.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матора А. Т. к администрации Люберецкого муниципального района о признании принятым на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося, включении в число участников подпрограммы

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что он является капитаном второго ранга запаса, имеет 29 лет выслуги, уволен по болезни в 1990 году. Выделенная ему в 1989 году квартира осталась в распоряжении старшего сына, гражданина Украины, который остался в <адрес>, где и проживает по настоящее время.

В 1997 году истец получил Российское гражданство и вместе с младшим сыном Дмитрием, 1981 года рождения, переехал в Московскую область на постоянное жительство к своим родителям, где и проживает по настоящее время.

В 1998 году он обратился в администрацию Люберецкого района Московской области по вопросу постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, также было представлено письменное ходатайство от имени руководства военного комиссара Московской области. В постановке на учет администрацией Люберецкого района было отказано, в том числе с ссылкой на то, что право на льготное жилье им было реализовано. После разъяснений Минмособлстроя, ему стало известно, что он имел право на льготных основаниях быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В последующие годы улучшить жилищные условия планировалось за счёт обещанного сестре участка земли под индивидуальное жилищное строительство, но участок предоставлен не был.

ДД.ММ.ГГ отец истца Матора Т.М. подал заявление в местную администрацию, в котором обосновал стеснённые условия проживания.

В результате этого обращения Главой гп. Октябрьский было принято Постановление от ДД.ММ.ГГ «О включении в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий» Матора Т.М. с внуком. В марте 2008 года Матора Т.М. обратился с заявлением о включении в состав его семьи истца, вместе с сыном истца Дмитрием. Ранее этого сделано не было, так как они полагали, что в силу норм ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются как наниматели жилого помещения, так и члены его семьи, указанные в ст. 69 ЖК РФ.

После смерти родителей, Матора А.Т. находится на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Истец полагает, что с учетом того, что он являлся членом семьи своего отца, он считает принятым на учет в качестве нуждающегося с ДД.ММ.ГГ

Руководство администрации пос.Октябрьский включило истца в Сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2012» и направило его на утверждение в Министерство строительного комплекса Московской области.

ДД.ММ.ГГ, через администрацию гп. Октябрьский был получен отрицательный ответ, в нём сообщается, что Министерство строительного комплекса Московской области сообщило о нарушении действующих нормативных правовых актов при признании Матора А.Т. участником подпрограммы в связи с тем, что он поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий только в 2008 году, также указано, что полномочия по обеспечению жилого помещения граждан данной категории переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области.

На основании вышеизложенного, истец просит суд признать его принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» до ДД.ММ.ГГ, и в соответствии со ст. 15, пункт 2.1 Закона РФ «О статусе военнослужащих», статьёй 1 Закона Московской области от 25.03.2011 № 34/2011-03 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы....», обязать руководство Администрации Люберецкого муниципального района Московской области обеспечить включение истца в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с занесением в соответствующий Сводный список таких участников на 2012 год.

В судебном заседании истец Матора А.Т. заявленные требования поддержал.

В судебное заседание представитель ответчика администрации Люберецкого района Московской области не явился, извещен.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства строительного комплекса Правительства Московской области не явился.

Выслушав явившегося истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими отклонению.

Согласно ст. 2 Закона Московской области от 25.03.2011 N 34/2011-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей"

«В соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются следующие категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом:

1) граждане, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - уполномоченные органы местного самоуправления) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

а) граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

б) члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы;

в) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

г) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета;

2) совместно проживающие с гражданами, предусмотренными подпунктами "а", "в", "г" пункта 1 настоящей статьи, члены их семей (далее - совместно проживающие члены семьи).

В силу ст.3 вышеуказанного Закона «Обеспечение граждан, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 настоящего Закона (далее - граждане), а также совместно проживающих членов семьи жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом осуществляется по выбору гражданина, выраженному в письменном виде, в форме:

1) предоставления на территории Московской области жилого помещения в собственность бесплатно;

2) предоставления на территории Московской области жилого помещения по договору социального найма;

3) предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - единовременная выплата).

2. Жилые помещения на территории Московской области в соответствии с Федеральным законом предоставляются гражданам, которые:

1) приняты уполномоченными органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года;

2) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченных органах местного самоуправления;

3) представили в уполномоченный орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, документы, перечень которых определяется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным осуществлять мероприятия по обеспечению граждан и совместно проживающих членов семьи жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом (далее - уполномоченный орган), подтверждающие статус гражданина;

4) избрали форму обеспечения жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом и письменно известили об этом уполномоченный орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

3. Жилые помещения в соответствии с Федеральным законом предоставляются гражданам и совместно проживающим членам семьи в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях уполномоченным органом местного самоуправления.

4. Лицам, указанным в подпункте "б" пункта 1 статьи 2 настоящего Закона, жилые помещения в соответствии с Федеральным законом предоставляются в первоочередном порядке в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях уполномоченным органом местного самоуправления.

5. Формирование списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, и совместно проживающих членов семьи (далее - списки) осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления.

6. Списки формируются в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и представляются в уполномоченный орган.

7. Списки ежемесячно уточняются уполномоченными органами местного самоуправления, и при наличии изменений, но не реже одного раза в год, уточненные списки представляются в уполномоченный орган.

8. Уполномоченный орган на основании списков, представленных уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи, формирует сводный список граждан и совместно проживающих членов семьи (далее - Сводный список) и утверждает его.

9. Порядок формирования Сводного списка определяется Правительством Московской области.

10. Порядок предоставления гражданам и совместно проживающим членам семьи жилых помещений и предоставления им единовременной выплаты в соответствии с Федеральным законом определяется Правительством Московской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.»

В ходе судебного заседания установлено, что истец Матора А.Т. является капитаном второго ранга запаса, имеет 29 лет выслуги, уволен по болезни в 1990 году. Выделенная ему в 1989 году квартира осталась в распоряжении старшего сына, гражданина Украины, который остался в <адрес>, где и проживает по настоящее время.

В 1997 году истец получил Российское гражданство и вместе с младшим сыном Дмитрием, 1981 года рождения, переехал в Московскую область на постоянное жительство к своим родителям, где и проживает по настоящее время.

В 1998 году он обратился в администрацию Люберецкого района Московской области по вопросу постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, также было представлено письменное ходатайство от имени руководства военного комиссара Московской области. В постановке на учет администрацией Люберецкого района было отказано, в том числе с ссылкой на то, что право на льготное жилье им было реализовано.

ДД.ММ.ГГ отец истца Матора Т.М. подал заявление в местную администрацию, в котором обосновал стеснённые условия проживания.

В результате этого обращения Главой гп. Октябрьский было принято Постановление от ДД.ММ.ГГ «О включении в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий» Матора Т.М. с внуком. В марте 2008 года Матора Т.М. обратился с заявление о включении в состав его семьи истца, вместе с сыном истца Дмитрием.

Решением комиссии от ДД.ММ.ГГ было внесены изменения в количественный состав семьи Матора Т.М. и в него были включены Матора А.М. и внук Матора Д.А.

После смерти Матора Т.М., Матора А.Т. находится на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В 2011 году администрация пос.Октябрьский включило истца в Сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2012» и направило его на утверждение в Министерство строительного комплекса Московской области.

ДД.ММ.ГГ, через администрацию пос. Октябрьский был получен отрицательный ответ, в нём сообщается, что Министерство строительного комплекса Московской области сообщило о нарушении действующих нормативных правовых актов при признании Матора А.Т. участником подпрограммы в связи с тем, что он поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий только в 2008 году, также указано, что полномочия по обеспечению жилого помещения граждан данной категории переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области.

На период переезда истца на территорию РФ действовал Закон РФ от 22.01.1993 N 4338-1 (ред. от 24.11.1995) "О статусе военнослужащих", согласно ст. 6 которого

«граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

В дальнейшем после принятия Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О статусе военнослужащих" было принято Постановление Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (ред. от 06.10.2011) "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", согласно п.12,16 которого

«Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.

О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок.

Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.»

В рамках жилищного законодательства вопрос о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент переезда истца на территорию Московской области и до введения в действие ЖК РФ регулировался в том числе Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", в соответствии с которым «учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по месту жительства в исполнительном комитете районного городского, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работавших на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также по месту жительства. Для принятия на учет гражданином подавалось заявление, и прилагались жилищные документы. Заявление регистрировалось в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства производилось решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, в целях контроля передавались в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.»

Таким образом, как учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, также и учет граждан, других категорий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился на основании заявления поданного гражданином с предоставлением соответствующих документов и решения принятого органом местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что в порядке предусмотренном Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ, Законом РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" как гражданин, уволенный с военной службы, и нуждающийся в получении жилых помещений, истец на учет не принимался.

Как усматривается, из материалов квартирно-учетного дела Постановлением от ДД.ММ.ГГ «О включении в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий» на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий приняты Матора Т.М. с внуком.

Решением комиссии от ДД.ММ.ГГ были внесены изменения в количественный состав семьи Матора Т.М. и в него были включены Матора А.М. и внук Матора Д.А.

Учитывая, что только принятие решения о постановке на учет порождает возникновение соответствующих прав и обязанностей по предоставлению жилого помещения, соответственно, сама по себе регистрация в жилом помещение гражданина совместно с членом семьи, принятым на учет, не свидетельствует о возникновение у него права состоять на учете в качестве нуждающегося и следовательно, соответствующей обязанности по предоставлению жилого помещения.

С учетом того, что истец принят на учет в качестве нуждающегося в 2008 году, оснований для изменения указанной даты у суда не имеется и, следовательно, отстутствуют основания для признания истца принятым на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося – до 01 января 2005 года и обязании включить в число участников подпрограммы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Матора А. Т. к администрации Люберецкого муниципального района о признании принятым на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося – до 01 января 2005 года, обязании включить в число участников подпрограммы, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Шкаленкова