Дело № 2-4298/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГ г.Люберцы Люберецкий городской суд Московской области в составе судьи Шкаленковой М.В., с участием прокурора Авиловой Д.А., при секретаре Новиковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Люберецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ СО МО «Люберецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», Министерству социальной защиты населения Московской области об обязании устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности У С Т А Н О В И Л: Люберецкий городской прокурор обратился с иском, мотивируя его тем, что отделом по Люберецкому району УГПН МЧС России по Московской области проведена проверка соблюдения ГБУ СО МО «Люберецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в помещении по адресу <адрес> требования правил пожарной безопасности. Постановлением Люберецкого городского суда от ДД.ММ.ГГ ГБУ СО МО «Люберецкий СЦРН» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа. В ходе проверки были установлены следующие нарушения – помещение центра не отделено от жилой части противопожарной перегородкой первого типа в нарушение ППБ РФ 01 -03 п.3 СНиП 31-01-2003 п.7.1.12, ширина эвакуационного выхода из помещения центра менее 0,8 м в нарушение ППБ РФ 01-03 п.3 СНиП 21-01-97 п.6.16. Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушениях должностными лицами организации предусмотренного ст. 34 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» права граждан на охрану жизни и здоровья от пожаров и предусмотренной ст. 37 этого Закона обязанности руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной безопасности, содержать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Согласно преамбуле ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» данный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Статьей 1 указанного Закона определено, что чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В соответствии с п. а ч. 1 Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отдельно выделена чрезвычайная ситуация локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей погибших либо получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей. Таким образом, пожар ГБУ СО МО «Люберецкий СЦРН» является чрезвычайной ситуацией локального характера. Статьей 14 вышеназванного ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, среди которых обязанность планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, создавать и поддерживать в постоянной готовности системы оповещения о чрезвычайных ситуациях и другие. ГБУ СО МО «Люберецкий СЦРН» является государственным учреждением социального обслуживания Московской области, собственником которого является Министерством социальной защиты населения Московской области. На основании изложенного истец просил обязать ГБУ СО МО «Люберецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и Министерство социальной защиты населения Московской области в срок до ДД.ММ.ГГ устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности, а именно обязать в здании расположенном по адресу <адрес>», отделить помещение центра от жилой части противопожарной перегородкой первого типа в соответствии с п.3 ППБ 01-03 п.ДД.ММ.ГГ СНиП 31-01-2003 и увеличить ширину эвакуационного выхода из помещения центра до 0,8 м в соответствии с п.3 ППБ РФ 01-03 п.6.16 СНиП 21-01-97. Прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Представитель ответчика ГБУ СО МО «Люберецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в судебное заседание явилась, пояснила, что для того, чтобы выполнить указанные требования, необходимо получить разрешения на перепланировку помещения, за получением которой ответчик уже обратился. Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Московской области в судебное заседание не явился. Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению. В соответствии со статьей 34 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны. Согласно статье 37 ч. 1 вышеуказанного закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы). Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст.1 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В соответствии с п. а ч. 1 Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отдельно выделена чрезвычайная ситуация локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей погибших либо получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размере ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей. Статьей 14 вышеназванного ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, среди которых обязанность планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, создавать и поддерживать в постоянной готовности системы оповещения о чрезвычайных ситуациях и другие. В соответствии со ст. 28 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях, должностные лица и граждане РФ несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В судебном заседании установлено, что отделом по Люберецкому району УГПН МЧС России по Московской области проведена проверка соблюдения ГБУ СО МО «Люберецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» требований правил пожарной безопасности, о чем составлен акт № от ДД.ММ.ГГ, а именно, выявлено, что помещение центра по адресу <адрес> не отделено от жилой части противопожарной перегородкой первого типа в нарушение ППБ РФ 01 -03 п.3 СНиП 31-01-2003 п.7.1.12, ширина эвакуационного выхода их помещения центра менее 0,8 м в нарушение ППБ 01-03 п.3 СНиП 21-01-97 п.6.16. Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком. Суд считает обоснованными доводы истца о том, что неисполнение предусмотренных вышеуказанными нормативными актами требований пожарной безопасности и обязанностей по защите от пожаров и иных чрезвычайных ситуаций создает угрозу возникновения таких ситуаций. С учетом изложенного, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению с возложением на ГБУ СО МО «Люберецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» обязанности устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности, поскольку в силу п. 7.9 Устава на руководителя учреждения возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности, и соответственно в аналогичных требованиях Люберецкого городского прокурора к Министерству социальной защиты населения Московской области следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Люберецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ СО МО «Люберецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», Министерству социальной защиты населения Московской области об обязании устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности, удовлетворить частично. Обязать ГБУ СО МО «Люберецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», до ДД.ММ.ГГ устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности, а именно обязать в здании расположенном <адрес> отделить помещение центра от жилой части противопожарной перегородкой первого типа в соответствии с п.3 ППБ 01-03 п.7.1.12 СНиП 31-01-2003 и увеличить ширину эвакуационного выхода из помещения центра до 0,8 м в соответствии с п.3 ППБ РФ 01-03 п.6.16 СНиП 21-01-97. В иске Люберецкого городского прокурора к Министерству социальной защиты населения Московской области об обязании устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности, отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья М.В.Шкаленкова