Дело № 2-1271/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2011 г. г. Люберцы, Московской области
Люберецкий городской суд Московской области в составе: председательствующей судьи Ширковой Л.В., при секретаре Сундеевой А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сироты И. Ф. к Люберецкому управлению социальной зашиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области о признании недействительным (незаконным) отказа от предоставления мер социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л :
Сирота И.Ф. обратился в Люберецкий городской суд <адрес> с вышеизложенными требованиями, мотивируя их следующим.
Сирота И.Ф. является ветераном боевых действий и в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту - ФЗ «О ветеранах») имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде «оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами семьи ветерана боевых действий, совместно с ним проживающими».
Для реализации указанных льгот истец обратился к ответчику с просьбой предоставить указную скидку. Однако в реализации его права было отказано (ответ от ДД.ММ.ГГ №).
Руководитель Люберецкого управления социальной защиты населения отказал истцу в реализации мер социальной поддержки, указывая, что «условием реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Москве и Московской области является наличие регистрации по месту жительства» и предложил зарегистрироваться по месту жительства либо обратится в суд для установления факта места жительства в судебном порядке.
Статья 28 ФЗ «О ветеранах» устанавливает, что «реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации». Указанный документ был представлен. Каких либо иных требований к перечню предъявляемых документов для осуществления мер социальной поддержки закон не содержит.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), пункт 43 которых дублирует положения постановления Правительства № 901 и гласит: «в случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ за счет соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки».
Факт проживания в квартире по адресу: <адрес>, представители организации осуществляющей сбор коммунальных платежей косвенно подтверждают, направляя в адрес истцов квитанции с расчетам суммы платежей, указывая в них количество проживающих граждан - 3 (копия квитанции прилагается).
С момента заключения договора социального найма с ДД.ММ.ГГ истецпостоянно проживает по адресу: <адрес>, и с того же времени за указанное жилое помещение осуществляет оплату жилья и коммунальных услуг в размере 100 процентов.
Далее истец в иске указал, что ранее истец с супругой ФИО3 уже обращался в суд по аналогичному спору (ответчиком выступала обслуживающая организация ПО ЖСК «Дом на паях», в качестве третьего лица было привлечено Люберецкое управление социальной защиты населения) и Люберецким городским судом рассматривались вопросы проживания ФИО3 и Сирота И.Ф. по адресу в городе Люберцы (решение от ДД.ММ.ГГ - судья Гулина Е.М., решение от ДД.ММ.ГГ - судья Шкаленкова М.В.), а так же вопросы реализации льгот по оплате жилья. В рамках указанных судебных процессов изучены все обстоятельства регистрации истца в г. Москве, а в решениях указано, что истцы зарегистрированы по месту дислокации воинской части, а фактически проживают по адресу <адрес>. Несмотря на то, что на судебных процессах присутствовали представители Люберецкого управления социальной защиты населения, в реализации мер социальной поддержки истцам отказано.
В соответствии со ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В связи с изложенным, отказ органов социальной защиты от предоставления льгот незаконен и грубо нарушает права истца.
Указанные нарушения прав причинили истцу моральный ущерб, выразившийся в сильных нравственных и психологических страданиях. Сирота И.Ф. является военнослужащим, его профессия (летчик-испытатель) связана с риском для жизни, необходимостью высокой концентрации «сил и спокойствия, а незаконные действия ответчиков создают негативное моральное и эмоциональное состояние и сказываются на качестве выполнения испытательных полетов.
Изложив вышеприведенные доводы в исковом заявлении, истец на основании ст. ст. 1-4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и ст. 254 ГПК РФ просит суд признать действия Люберецкого управления социальной защиты населения связанные с отказом Сирота И.Ф. в предоставлении скидки не ниже 50 процентов оплаты жилья в квартире по месту проживания: <адрес>, неправомерными, нарушающими права и свободы истца; просит суд обязать Люберецкое управление социальной защиты населения устранить допущенное нарушение права и предоставить Сироте И.Ф. скидку не ниже 50 процентов оплаты жилья в квартире по месту проживания (<адрес>) с ДД.ММ.ГГ; просит суд в возмещение морального вреда взыскать в пользу истца с Люберецкого управления социальной защиты населения сумму в размере <данные изъяты> (л.д. 1-3)
Ответчик Люберецкое управление социальной зашиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по поводу заявленного иска ответчик представил письменный отзыв от ДД.ММ.ГГ №, в котором изложено следующее.
Люберецкое управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области (далее по тексту - Люберецкое управление), ознакомившись с исковым заявлением Сирота И.Ф. о признании недействительным (незаконным) отказа от предоставления мер социальной поддержки, считает его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из положения Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» и Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия с учета граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» следует, что каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства. Основным доказательством места жительства гражданина является его регистрация.
Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
Ст.1.1. Закона Московской области от 23.03.2006 года № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», которым предусматриваются меры социальной поддержки, в том числе и по жилищно-коммунальным услугам льготной категории, к которой принадлежит истец, распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в Московской области, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области.
Определение понятий место жительства и место пребывания дано в ст. 1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в соответствии с которым место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно, а место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Таким образом, законодатель субъекта РФ, реализуя свою компетенцию по регулированию общественных отношений в сфере социальной поддержки граждан, определил в вышеуказанном Законе Московской области, что предоставление мер социальной поддержки производится только гражданину, имеющему место жительства на территории Московской области.
Законодатель ставит в прямую зависимость наличие у гражданина регистрации по месту жительства в Московской области и получение мер социальной поддержки.
Истец на территории Московской области имеет временное место пребывания. Меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг истцу могут быть предоставлены в случае наличия постоянной регистрации на территории Московской области и временной регистрации по месту пребывания на территории Люберецкого района либо наличия постоянной регистрации по месту жительства в Люберецком районе.
Отсутствие юридически оформленного права на место жительства на территории Люберецкого муниципального района Московской области не дает права на получение мер социальной поддержки истцу, зарегистрированному постоянно по месту жительства в другом субъекте РФ.
Изложив вышеприведенные доводы в возражениях на исковое заявление, ответчик просит в исковых требованиях Сироте И.Ф. к Люберецкому управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области о признании недействительным (незаконным) отказа от предоставления мер социальной поддержки отказать в полном объеме (л.д. 27-30).
В судебном заседании представитель истца по доверенности заявленные требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель ответчика Люберецкого управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении иска отказать.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав стороны, представителей истца и ответчика, суд приходит к выводу, что исковые требования Сироты И.Ф. являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании и из представленных суду документов установлено следующее.
Согласно доверенности от ДД.ММ.ГГ истца Сироты И. Ф., ДД.ММ.ГГ г.р., зарегистрированного по адресу: <адрес>, на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГ г.р., зарегистрированной по адресу: <адрес> «В», на представление интересов истца в суде заявитель Сирота И.Ф. на период ДД.ММ.ГГ был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. (л.д. 4)
Согласно заявлению Сироты И.Ф. и ФИО3 от ДД.ММ.ГГ начальнику Люберецкого управления СЗН ФИО6 истец обратился в Люберецкое управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской обл. с просьбой признать их льготниками в оплате жилья, в котором проживает с 2007 г. по договору соц. найма, по адресу: <адрес>; истец просил признать их льготниками с ДД.ММ.ГГ г. и с того же времени компенсировать плату за коммунальные платежи. В заявлении Сирота И.Ф. укзал, что фактически они проживают по адресу: <адрес>, прописаны при войсковой части – <адрес>. (л.д. 5)
Письмом от ДД.ММ.ГГ №.1-09/537 начальник Люберецкого управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской обл. ФИО6 отказал Сироте И.Ф. и ФИО3 в реализации мер социальной поддержки в связи с отсутствием у них юридически оформленного права на проживание на территории Люберецкого муниципального района Московской области. (л.д. 6-7)
Согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ № государственное учреждение 193 Квартирно-эксплуатационная часть района, действующая от имени собственника жилого помещения, в лице начальника ФИО2 на основании положения, именуемая в дальнейшем Наймодатель, - с одной стороны, и гражданин Сирота И. Ф., имеющий паспорт №, выданный 1 Отделом внутренних дел <адрес> ДД.ММ.ГГ, именуемый в дальнейшем Наниматель, - с другой стороны, на основании выписки из протокола заседания объединенной жилищной комиссии управления начальника вооружения ВВС № от ДД.ММ.ГГ, заключили договор о том, что Наймодатель передает Нанимателю в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из трех комнат общей площадью 85,4 кв. м, в том числе жилой площадью 43,5 кв. м, в трехкомнатной отдельной квартире по адресу: <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг через управляющую компанию ЖСК «Дом на паях»; совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: 1. ФИО3 – жена, 2. ФИО4 – дочь. Согласно п. п. 3, 6, 12 данного Договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ №-Л Наниматель обязан своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за жилое помещение и коммунальные услуги по данным в соответствии с законодательством РФ ценам и тарифам; дееспособные члены семьи несут солидарную с Нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из настоящего Договора; в случае добровольного вступления Нанимателя в товарищество собственников жилья (ТСЖ), дополнительные расходы по содержанию и техническому обслуживанию жилья, установленные ТСЖ, возлагаются на Нанимателя. Из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ №-Л усматривается, что в нем указан состав семьи Нанимателя Сироты И.Ф. в количестве трех человек. (л.д. 11-16)
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 50-НГ № от ДД.ММ.ГГ на основании решения Люберецкого городского суда Московской области по делу № от ДД.ММ.ГГ Сирота И. Ф., ДД.ММ.ГГ рождения, уроженец <адрес> Респ. Украина, гражданин РФ, имеющий паспорт гражданина РФ серии №, выданный ДД.ММ.ГГ 1 отделом внутренних дел <адрес>, имеющий адрес постоянного места жительства: Россия, <адрес>, имеет право общей долевой собственности с долей в праве 1/2 на квартиру общей площадью 80,8 кв. м на 16 этаже жилого дома по адресу: осковская область, <адрес>, с кадастровым номером №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГ сделана запись регистрации №. (л.д. 31)
Согласно справки командира войсковой части № ФИО7 с угловым штампом «№ Центр организации и контроля испытаний вооружений, военной и специальной техники военно-воздушных сил Министерства обороны РФ» от ДД.ММ.ГГ № данная справка дана полковнику Сироте И.Ф. в том, что он действительно зарегистрирован при войсковой части № по адресу: <адрес>, общ.; в справке указано, что по указанному адресу находится административное здание Министерства обороны РФ, и что войсковая часть жилыми помещениями не располагает. (л.д. 33)
Согласно справки командира войсковой части № ФИО7 с угловым штампом «№ Центр организации и контроля испытаний вооружений, военной и специальной техники военно-воздушных сил Министерства обороны РФ» от ДД.ММ.ГГ № данная справка дана полковнику Сироте И.Ф. в том, что он действительно зарегистрирован при войсковой части № по адресу: <адрес>, общ.; в справке указано, что по указанному адресу находится административное здание Министерства обороны РФ, что полковник Сирота И.Ф. по месту регистрации никогда не проживал и не проживает, льготы по оплате коммунальных платежей не получает. (л.д.41)
Согласно выписке из домовой книги <адрес>, выданной командиром войсковой части № ФИО7 без даты гр-н Сирота И.Ф., ДД.ММ.ГГ г.р., прибыл по данному адресу из <адрес> ДД.ММ.ГГ на постоянное место жительства. (л.д. 42)
К указанию в вышеуказанных справках командира в/ч № ФИО7 о том, что по указанному адресу находится административное здание Министерства обороны РФ, и что войсковая часть жилыми помещениями не располагает, суд относится критически, т.к. эта информация противоречит первой части данных справок о том, что Сирота И.Ф. зарегистрирован по адресу: <адрес>., общ., что указывает на общепринятое общеизвестное сокращение слова «общежитие», что в свою очередь обозначает, что Сирота И.Ф. по данному адресу зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении в общежитии, что также подтверждается вышеприведенной выпиской из домовой книги <адрес>. (л.д. 33, 41, 42)
Согласно копии паспорта Сироты И.Ф. серии №, выданного ДД.ММ.ГГ ТП № в <адрес> ОУФМС России по <адрес> в <адрес>, гр-н Сирота И.Ф. зарегистрирован ДД.ММ.ГГ по месту жительства по адресу: <адрес>. (л.д. 37-38)
Согласно свидетельству № о регистрации по месту пребывания ФИО8 был зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по адресу: <адрес>, общежитие; согласно свидетельству № о регистрации по месту пребывания ФИО8 был зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по этому же адресу: <адрес>, общежитие, из чего следует, что по этому адресу: <адрес>, есть помещения, определенные в качестве общежития, что опровергает утверждения истца и справку командира в/ч № ФИО7 от ДД.ММ.ГГ № о наличии по данному адресу только административного здания и о том, что в/ч № жилыми помещениями не располагает. Ссылка в справке командира в/ч № ФИО7 на отсутствие у в/ч № жилых помещений не доказывает отсутствие арендованных войсковой частью № жилых помещений, принадлежащих другим юридическим лицам. Также в свидетельствах № и № о регистрации ФИО8 по месту пребывания не указано, что он зарегистрирован именно при в/ч №. (л.д. 39)
Согласно выписке из финансового лицевого счета №, выданной ПО ЖСК «Дом на паях» от ДД.ММ.ГГ <адрес> находится на 16-м этаже; владельцем 1/2 доли права собственности на <адрес> является Сирота И.Ф., который не зарегистрирован на данной жилой площади; в квартире с ДД.ММ.ГГ зарегистрирована постоянно его дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГ г.р., владеющая 1/2 доли права собственности на <адрес>; в финансовый лицевой счет включена также не зарегистрированная по данному адресу и не имеющая права собственности на данную квартиру его жена ФИО3, ДД.ММ.ГГ г.р. (л.д. 40)
Согласно копии извещения об оплате жилья и коммунальных услуг за декабрь 2010 г. по квартире по адресу: <адрес>, в этой квартире указаны проживающими 2 человека, оплата содержания и ремонта жилого помещения и отопления определяется исходя из площади отапливаемого жилого помещения 80,8 кв. м, оплата холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, канализации рассчитывается по установленным счетчикам и зависит от замеренных фактически потребленных в данной квартире коммунальных услуг, оплата телеантенны, домофона и КПС рассчитывается в расчете на 1 абонента, что доказывает, что ни один показатель оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги не рассчитывается и не зависит от количества проживающих в <адрес> лиц. (л.д. 32)
Оценивая выписку из финансового лицевого счета № от ДД.ММ.ГГ и копию извещения об оплате жилья и коммунальных услуг за декабрь 2010 г. по квартире по адресу: <адрес>, суд приходит к выводу, что указанная в них ПО ЖСК «Дом на паях» информация о проживании в этой <адрес> семьи из 3 и 2 человек соответственно устарела и не соответствует действительности, т.к. согласно той же выписке из финансового лицевого счета № от ДД.ММ.ГГ и другим письменным доказательствам в этом деле с ДД.ММ.ГГ в данной квартире зарегистрирована постоянно по месту жительства только ФИО4
Статья 28 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» гласит: «Реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.12.2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждены единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, описание бланка удостоверения ветерана боевых действий, Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, согласно которым на левой внутренней стороне удостоверения размещается в левом нижнем углу - место для фотографии размером 3 см х 4 см, справа – место для печати; на правой внутренней стороне удостоверения размещается под нижней строкой надпись «подпись должностного лица, выдавшего удостоверение», слева место для печати; удостоверение подписывается выдавшим его должностным лицом и заверяется печатью, фотография предъявителя удостоверения также заверяется печатью.
Согласно представленной истцом копии удостоверения серии БК №, выданного ДД.ММ.ГГ Врио командира войсковой части № генерал-майором ФИО9, предъявитель настоящего удостоверения Сирота И.Ф. имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», удостоверение бессрочное действительно на всей территории Российской Федерации. (л.д.45)
Поэтому представленная истцом копия удостоверения серии БК №, выданного ДД.ММ.ГГ Сироте И.Ф., не может быть принята судом в качестве доказательства по этому делу, т.к. из копии данного удостоверения видно, что на копии и, соответственно, на оригинале удостоверения серии БК № на обоих его страницах отсутствует какая-либо печать органа, его выдавшего. (л.д. 45)
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.04.1995 г. № 423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах»» утверждены единый образец бланка удостоверения ветерана, выдаваемого лицам, для которых в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» установлены звания «Ветеран боевой службы», «Ветеран органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов» и «Ветеран труда», описание бланка удостоверения, Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана, согласно которым на левой внутренней стороне вкладыша удостоверения в левом нижнем углу место для фотографии размером 3 см х 4 см, справа – место для печати; на правой внутренней стороне вкладыша удостоверения размещается пустая строка, под ней надпись мелким шрифтом «Подпись руководителя государственного органа, выдавшего удостоверение», слева - место для печати; записи, произведенные в удостоверении, заверяются подписью руководителя государственного органа, выдавшего удостоверение, и печатью.
Согласно представленной истцом копии удостоверения серии №, выданного ДД.ММ.ГГ полковником ФИО10 без указания его должности и войсковой части, предъявитель настоящего удостоверения Сирота И.Ф. имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленном статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах», удостоверение бессрочное действительно на всей территории Российской Федерации. (л.д. 45)
Поэтому представленная истцом копия удостоверения серии №, выданного ДД.ММ.ГГ Сироте И.Ф., не может быть принята судом в качестве доказательства по этому делу, т.к. из копии данного удостоверения видно, что на копии и, соответственно, на оригинале удостоверения серии Л № на левом его вкладыше с фотографией Сироты И.Ф. и указанием его фамилии, имени и отчества «Сирота И. Ф.» отсутствует какая-либо печать органа, его выдавшего. На правой странице данного удостоверения имеется нечитаемая печать неизвестной войсковой части, однако на данной странице нет указаний о ее принадлежности Сироте И.Ф. (л.д. 45)
Таким образом, истец не доказал суду по данному делу и не подтвердил удостоверениями единого образца с соответствующими печатями наличие у него права на льготы, предусмотренные Федеральным законом РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», т.к. указанные в ст. 28 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и соответствующим образом оформленные документы или их копии истцом Сиротой И.Ф. суду не были представлены.
Согласно копии решения судьи Люберецкого городского суда Московской области Шкаленковой М.В. от ДД.ММ.ГГ по делу № частично удовлетворен иск ФИО3 к ПО ЖСК «Дом на паях», суд решил обязать ПО ЖСК «Дом на паях» предоставить ФИО3, проживающей по адресу: <адрес>, льготу в виде скидки не менее 50 % оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги на период до ДД.ММ.ГГ (л.д. 8-10)
Согласно копии решения судьи Люберецкого городского суда Московской области Гулиной Е.М. от ДД.ММ.ГГ по делу № частично удовлетворен иск Сироты И.Ф. к ПО ЖСК «Дом на паях», суд решил обязать ПО ЖСК «Дом на паях» предоставить Сироте И.Ф., проживающему по адресу: <адрес>, меру социальной поддержки в виде оплаты 50 % занимаемой площади жилых помещений на период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (л.д. 46-47)
Давая оценку представленным доказательствам суд принимает во внимание, что согласно решениям Люберецкого городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ судьи Шкаленковой М.В. и от ДД.ММ.ГГ судьи Гулиной Е.М. усматривается, что предметом рассмотрения указанных гражданских дел не были вопросы установления факта проживания или не проживания ФИО3 и Сироты И.Ф. по адресу: <адрес>; указанные решения принимались по вопросам взаимоотношений только между Сиротой И.Ф., ФИО3 и ПО ЖСК «Дом на паях» в период по ДД.ММ.ГГ в отношении Сироты И.Ф. и до ДД.ММ.ГГ в отношении ФИО3, законодательство о социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области изменилось с ДД.ММ.ГГ, поэтому юрисдикция указанных решений суда не распространяется на рассматриваемые в данном деле правоотношения между Сиротой И.Ф. и Люберецким управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области на период с ДД.ММ.ГГ
Также суд принимает во внимание, что согласно имеющимся в деле документам и указанным решениям Люберецкого городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ по делу № и от ДД.ММ.ГГ по делу № Сирота И.Ф. на период принятия этих решений был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, после чего сменил место жительства и ДД.ММ.ГГ был зарегистрирован по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации по адресу: <адрес>, общежитие.
Части 1 и 2 статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гласят: «В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.»
Статья 6 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гласит: «Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.»
Пункт 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713» гласит: «Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении.»
Пункт 2 Определения Конституционного Суда РФ от 06.10.2008 г. № 619-О-П «По запросу Парламента Чеченской Республики о проверке конституционности пункта 7 Положения об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории» гласит: «…при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д.», что указывает на то, что при наличии регистрации по месту жительства суд не обязан дополнительно устанавливать место жительства гражданина, т.к. сам гражданин уже определил свое место жительства путем регистрации.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 г. № 1309-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав положениями закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, … отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства и вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод.
Таким образом, имеющимися в настоящем деле документами о регистрации Сироты И.Ф. по месту жительства по адресу: <адрес>, общежитие, установлен тот факт, что истец Сирота И.Ф. выбыл с места прежнего жительства по адресу: <адрес>, на новое постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации по адресу: <адрес>, общежитие.
Истец не доказал суду по данному делу, что его регистрация ДД.ММ.ГГ по месту жительства по адресу: <адрес>, общежитие, не подтверждает изменение им места жительства и прибытие его на новое место жительства в <адрес>.
К показаниям в судебном заседании ДД.ММ.ГГ свидетеля ФИО11 суд относится критически. Так показания ФИО11 о том, что она часто приходит в гости домой к семье Сироты И.Ф. в ее подъезде <адрес>, только подтверждают тот факт, что Сирота И.Ф. в дневное и вечернее время периодически находится по этому адресу, где по месту жительства по адресу: <адрес>, зарегистрирована и проживает его дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГ г.р. Показания ФИО11 не подтверждают факта потребления коммунальных услуг Сиротой И.Ф. в <адрес> и его постоянного проживания по этому адресу.
Из показаний ФИО11 следует, что она часто приходит в гости домой к семье Сироты И.Ф. на 12 этаж ее подъезда <адрес> в противоречие тому факту, что <адрес> находится на 16-м этаже согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГ (л.д. 31)
Таким образом, показания свидетеля ФИО11 не являются доказательством постоянного проживания Сироты И.Ф. по месту жительства по адресу: <адрес>, и опровергаются имеющимися в деле письменными доказательствами о регистрации с ДД.ММ.ГГ Сироты И.Ф. по месту жительства по адресу: <адрес>, общежитие.
Часть 2 статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гласит: «Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.»
В связи с этим, факт регистрации ДД.ММ.ГГ истца по месту жительства по адресу: <адрес>, общежитие, с разрешения собственника расположенного по этому адресу помещения, и настоящее решение суда не препятствуют истцу обратиться в органы социальной зашиты населения г. Москвы для получения соответствующих льгот на оплату жилья за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 % занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими; меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона; средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 ст. 23.2 мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций; объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья; средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Согласно ст. 1.1 Закона Московской области от 23.03.2006 г. № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации.
Согласно имеющимся в деле письменным доказательствам установлено, что Сирота И.Ф. с ДД.ММ.ГГ постоянно проживает и зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, общежитие. (л.д. 33, 37-38, 41, 42)
Указанные нормативные акты предусматривают оказание адресной социальной помощи ветеранам боевых действий и ветеранам военной службы по месту их постоянного проживания из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, в связи с чем предоставление такой социальной помощи жителю г. Москвы ущемит права жителей Московской области на получение социальной помощи в полном объеме из бюджета Правительства Московской области.
В связи с этим Люберецкое управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области верно пришло к выводу о том, что не имеется оснований для оказания мер социальной поддержки проживающему по месту жительства на территории одного субъекта Российской Федерации по адресу: <адрес>, общежитие, гражданину Сироте И.Ф. для предоставления за счет бюджетных средств Московской области не по месту проживания заявителя скидки не ниже 50 % оплаты жилья, расположенного на территории другого субъекта Российской Федерации по адресу: <адрес> поэтому в иске следует отказать.
Учитывая правомерность решения Люберецкого управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области в письме от ДД.ММ.ГГ № в отношении Сироты И.Ф. основания для удовлетворения требований Сироты И.Ф. о компенсации причиненного ему морального вреда по данному делу отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Сирота И. Ф. к Люберецкому управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области о признании действий с отказом в предоставлении скидки не ниже 50 процентов оплаты жилья в квартире по месту проживания в <адрес> неправомерными, нарушающими права и свободы истца, обязании устранить допущенное нарушение права и предоставить скидку не ниже 50 процентов оплаты жилья в квартире по месту проживания в <адрес> ДД.ММ.ГГ, возмещении морального вреда в размере <данные изъяты> руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Л.В. Ширкова