восстановление права на получение льгот и компенсаций



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГ Люберецкий горсуд <адрес> в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.В., при секретаре Винивитиной Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грязнова Ю. С. об установлении факта преимущественного проживания в <адрес>, восстановлении права на получение льгот и компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг по месту фактического проживания,

УСТАНОВИЛ:

Истец в обоснование иска указал, что согласно ст.7, п.2, ст. 39 п.1 Конституции РФ, а также ст. 17, ст. 31, 32 Федерального закона от 124.10.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» он имеет право на получение льгот и компенсаций по оплате жилищных коммунальных услуг.

ДД.ММ.ГГ, он сдал необходимые документы сотруднику Управления социальной защиты населения, но в праве на льготу ему было отказано.

ДД.ММ.ГГ он повторно обратился с заявлением на имя начальника Управления социальной защиты населения <адрес>, однако право на льготу ему предоставлено не было.

Считает, что это является нарушением его конституционных прав и прав по социальной защите инвалидов по вышеуказанным статьям.

Указал, что является инвалидом военной службы, имеет временную регистрацию по адресу: <адрес>, где постоянно проживает с ДД.ММ.ГГ., работает в <адрес>, подоходный налог выплачивает в <адрес>, имеет страховой медицинский полис в <адрес>, квартира по указанному адресу принадлежит ему на праве собственности. По месту постоянной регистрации не проживал и не проживает, льготами не пользуется.

На основании ст.7, п.2, ст. 39 п.1 Конституции РФ, а также ст. 17, ст. 31, 32 Федерального закона от 24.10.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» просил восстановить его права на получение льгот и компенсаций по оплате жилищных коммунальных услуг согласно ст.7, п.2, ст. 39 п.1 Конституции РФ, а также ст. 17, ст. 31, 32 Федерального закона от 24.10.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законов Российской Федерации по месту временной регистрации по месту фактического жительства с 01.11.2009 г.

В дальнейшем истец уточнил и дополнил исковое заявление и предоставил справку с места работы, справку о доходах физического лица, которая подтверждает уплату им подоходного налога на территории <адрес>, а также квитанции об оплате коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГ гг., когда он пользовался льготами до вступления в силу

Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГ

Указал, что подтверждением факта его проживания в <адрес> также является свидетельство регистрации по месту пребывания , показания свидетелей ФИО и ФИО, о том, что он постоянно проживает по адресу: <адрес> (установлено судом от ДД.ММ.ГГ).

По месту основной регистрации, которое находится в частном секторе, где жилая площадь составляет 14,8 кв.м., и отсутствует газоводоснабжение, он не проживал и не проживает. Льготами не пользовался и не пользуется. Просил установить факт его преимущественного проживания в <адрес> с ДД.ММ.ГГ. по настоящее время.

Представитель ответчика против иска возражал, представил письменные возражения.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Объем и условия предоставления льготным категориям граждан мер социальной поддержки отнесено к компетенции федерального законодательства, которое определяет механизм их реализации, определяет круг лиц, нуждающихся в социальной поддержки, однако, в дополнение к мерам социальной поддержки, установленных на федеральном уровне субъекты РФ, которым в данном случае является Московская область, могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и это является расходными обязательствами субъектов РФ.

В субъекте РФ - Московской области, принят Закон Московской области от 23.03.2006 года № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», которым предусматриваются меры социальной поддержки, в том числе и по жилищно-коммунальным услугам льготной категории, к которой принадлежит истец, распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в Московской области, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области.

Правительством Московской области принято Постановление Правительства Московской области от 30.12.2008 года № 1235/52, которым утвержден порядок предоставления компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Вышеуказанные нормативные акты распространяются на определенные категории граждан, имеющих место жительства в Московской области.

Таким образом, законодатель субъекта РФ, реализуя свою компетенцию по регулированию общественных отношений в сфере социальной поддержки граждан, определил в вышеуказанных нормативных правовых актах, что предоставление мер социальной поддержки производится только гражданину, имеющему место жительства на территории Московской области.

Представитель ответчика в письменном отзыве полагал, что законодатель субъекта РФ ставит в прямую зависимость наличие у гражданина регистрации по месту жительства в Московской области и получение мер социальной поддержки в Московской области.

С данным выводом нельзя согласиться, поскольку понятия «регистрация» и «фактическое проживание» различны.

Судом установлено, что документально истец на территории Московской области имеет временное место пребывания, согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГ , выданного на срок с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Ответчик указал, что меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг истцу могут быть предоставлены в случае наличия постоянной регистрации на территории <адрес> и временной регистрации по месту пребывания на территории <адрес> либо наличия постоянной регистрации по месту жительства в <адрес>.

Отсутствие регистрации на территории <адрес> Московской области не может быть служить основанием к отказу в предоставлении истцу права на получение мер социальной поддержки.

Несмотря на то, что истец зарегистрирован в другом субъекте РФ – в <адрес>, по адресу: <адрес>, он по данному адресу не проживает, как он указывает в заявлении, с <адрес> работает, платит налоги в <адрес>.

Грязнов Ю.С. не пользуется льготами в <адрес>, что подтверждено представленными справками с места регистрации (л.д. 12, 51,52).

Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 13 и ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих, центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Из содержания приведенной нормы Закона следует, что федеральный законодатель предусматривает предоставление указанных льгот тем инвалидам, которые проживают в соответствующем жилом фонде.

Предоставление инвалидам указанной меры государственной поддержки направлено на повышение уровня их социальной защищенности в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гарантированных прав и свобод.

Порядок предоставления льгот предусмотрен Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901).

Согласно п. 16 Правил расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета: по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов РФ, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами РФ и органами местного самоуправления. В силу закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что определением Люберецкого городского суда от ДД.ММ.ГГ заявление Грязнова Ю. С. об установлении факта постоянного проживания в <адрес> было оставлено без рассмотрения, согласно ч.3 ст. 263 ГПК РФ, со ссылкой на вышеуказанные положения, а также разъяснено, что из существа заявления Грязнова Ю.С. усматривается спор о праве на получение им льгот и компенсаций, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по месту его временной регистрации по месту жительства, а установление факта его постоянного проживания не может являться самостоятельным основанием для предоставления этих льгот. Также заявителю было предложено обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

Ст. 1.1. Закона Московской области №36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов, в том числе по жилищно-коммунальным услугам льготной категории, в том числе оплате в размере 50 % занимаемой общей площади жилым помещениям в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области. Установленные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от их формы собственности и распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в Московской области, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области.

На территории Московской области постановлением Правительства Московской области от 30.12.2008 г. № 1235/52 был утвержден порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, а именно компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством РФ и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации: перечисления на лицевой счет получателя, открытый в кредитной организации; перечисления на лицевой счет федерального почтового отделения связи; выплату через кассу территориального подразделения Министерства.

Обеспечение реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в порядке, определенном законодательством в соответствии с п. 12.2 Постановления Правительства Московской области от 17.09.2007 года № 683/28 осуществляется Министерством социальной защиты населения Московской области, а непосредственно в муниципальных образованиях - городскими и районными управлениями социальной защиты населения.

Как усматривается из материалов дела Грязнов Ю.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>

Согласно ч. 1 и 2 статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

В соответствии с п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713» регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иною заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении.

Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ -О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Амайгаджиева А. Д. на нарушение его конституционных прав положениями закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации,... отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства и вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод.

Имеющимися в настоящем деле документами подтверждается, что Грязнов Ю.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Однако, имеет временную регистрацию по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (л.д. 8).

Согласно ч.2 статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Вышеуказанные нормативные акты предусматривают оказание адресной социальной помощи инвалидам по месту их постоянного проживания (регистрации) из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения в <адрес> по адресу: <адрес> и фактически проживает в данной квартире, принадлежащей ему на праве собственности, а в <адрес> имеет регистрацию, но не проживает. Жилое помещение в Москве представляет собой частный дом, который не имеет никаких коммунальных удобств и льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в Москве по адресу: <адрес>, он никогда не пользовался и не пользуется.

Судом установлено, что право на жилое помещение в <адрес> у истца возникло на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГ (л.д. 38) и с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ. он пользовался льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, как инвалид третьей группы (л.д.6). Это не отрицал в суде представитель ответчика.

Ввиду изменения законодательства, инвалидам в настоящее время предоставляется компенсация по оплате жилья и коммунальных услуг в денежном выражении по месту их жительства из средств Министерства социальной защиты населения РФ, а не путем начисления 50% оплаты данных услуг, истец перестал получать льготы по оплате жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГ, данные обстоятельства представитель ответчика не отрицал.

Из содержания Закона Московской области №36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» вытекает, что данным Законом предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов, которые проживают в соответствующем жилом фонде. Факт неиспользования истцом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в <адрес>, подтверждается справками <данные изъяты> (л.д. 51-52).

Отказ истцу в предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг и жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> является незаконным.

Истцом представлены квитанции по оплате жилья по вышеуказанному адресу за период с ДД.ММ.ГГ. и квитанции по оплате электроэнергии по данному адресу ( л.д. 46-50).

Таким образом, истец имеет право на льготы по оплате за жилье и коммунальные, они гарантированы ему государством, он не может быть лишен такого права, фактически проживая в <адрес>, а не в <адрес> по месту его регистрации, где льготы он не получает.

С учетом изложенного, суд считает, что следует установить факт преимущественного проживания Грязнова Ю. С. в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГ. и обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> восстановить право Грязнова Ю. С. на получение льгот и компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг по месту его преимущественного проживания по адресу: <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГ

РЕШИЛ:

Исковое заявление Грязнова Ю. С. удовлетворить.

Установить факт преимущественного проживания Грязнова Ю. С. в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГ

Обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> восстановить право Грязнова Ю. С. на получение льгот и компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг по месту его преимущественного проживания по адресу: <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГ

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Люберецкий горсуд в течение 10 дней.

Судья: