дело № З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГ г. Люберцы Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Молотовой Т.В., с участием помощника Люберецкого городского прокурора Авиловой Д.А., при секретаре Сундеевой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Люберецкого городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУЗ «Люберецкая районная больница №3», Администрации Люберецкого муниципального района о признании бездействий в части непринятия мер по приобретению, установке, ремонту оборудования в соответствии с нормами и правилами пожарной безопасности, об обязании устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л Люберецкий городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к с вышеуказанными требованиями мотивируя их тем, что отделом надзора деятельности по Люберецкому УНД ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка соблюдения МУЗ «Люберецкая районная больница №3» (далее по тексту МУЗ ЛРБ №3), расположенным по адресу: <адрес> обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения указанных требований, о чем составлен соответствующий акт, где отражены выявленные нарушения. На основании изложенного прокурор обратился в суд и просит: - признать незаконным бездействие Администрации Люберецкого муниципального района в части непринятия мер по приобретению, установке, ремонту оборудования в соответствии с нормами и правилами пожарной безопасности; обязать МУЗ «ЛРБ №3», расположенные по вышеуказанному адресу устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности в полном объеме, а именно: представить документацию по эксплуатации установок пожарной автоматики; представить акты по испытанию сетей внутреннего противопожарного водоснабжения; укомплектовать здания в полном объеме первичными средствами пожаротушения; - в стационарном отделении № – родильный дом, расположенном по адресу: <адрес>: здание оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре <данные изъяты> типа; исправить часть шлейфов автоматической пожарной сигнализации; установить систему противодымной вентиляции в подвальном этаже; на окнах первого этажа заменить глухие решетки; установить устройство для самозакрывания дверей на лестничных клетках и уплотнения в притворах; пути эвакуации привести в соответствие с установленными нормами: сгораемые стеновые панели на лестничной клетке в административной части, на стенах в коридоре первого этажа; линолеум в коридоре первого этажа административно-хозяйственной части; сгораемые панели на стенах и потолке в коридоре второго этажа; установить двери кладовых для хранения горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений в соответствии с нормами предела огнестойкости; установить защитную арматуру на электросветильниках в подвале, распаянные коробки в подвале закрыть крышками; - в поликлиническом отделении №, расположенном по адресу: <адрес>: здание оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре <данные изъяты> типа; пути эвакуации привести в соответствие с нормами; установить устройство для самозакрывания дверей на лестничных клетках и уплотнения в притворах; - в поликлиническом отделении №, расположенном по адресу: <адрес>: здание оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре <данные изъяты> типа; установить устройство для самозакрывания дверей на лестничных клетках и уплотнения в притворах; провести испытание наружных пожарных лестниц; - в женской консультации №, расположенной по адресу: <адрес>: заменить направление открытия дверей в тамбуре второго эвакуационного выхода; установить защитную арматуру на электросветильниках; на окнах заменить глухие решетки; пути эвакуации привести в соответствие с нормами; тамбур второго эвакуационного выхода освободить от инвентаря, мебели; - в женской консультации №, расположенной по адресу: <адрес>: направление открывания дверей в тамбуре второго эвакуационного выхода осуществлять по направлению эвакуации из здания; установить защитную арматуру на электросветильниках; на окнах заменить глухие решетки; пути эвакуации привести в соответствие с нормами; тамбур второго эвакуационного выхода освободить от инвентаря мебели; установить устройства для самозакрывания дверей на лестничных клетках и уплотнения в притворах; - обязать Администрацию Люберецкого муниципального района выделить денежные средства МУЗ «ЛРБ №3» для производства вышеуказанных действий. В судебном заседании истец – помощник Любецкого городского прокурора исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражала. Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены судом о дате. времени и месте слушания дела надлежащим образом, никаких возражений по существу требований истца суду не представили, сведения об уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, в связи с чем суд полагает возможным с согласия истца рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства по правилам ст. 233 ГПК РФ. Выслушав пояснения стороны истца, в совокупности изучив материалы дела, суд находит требования прокурора частично обоснованными, а иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. Федеральный закон ДД.ММ.ГГ № 96-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет обеспечение пожарной безопасности как одну из важнейших функций государства (преамбула Закона). Руководители организаций, в силу ст. 37 указанного закона, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГ N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-003). Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГ, и относится к нормативным документам по пожарной безопасности. Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Судом установлено, что отделом надзора деятельности по Люберецкому УНД ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка соблюдения МУЗ «Люберецкая районная больница №3» обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения вышеперечисленных требований, о чем составлен соответствующий акт. Из указанного акта следует, что в нарушение требований ППБ 01-03 п. 3, п. 89, п. 108 руководством больницы не в полном объеме представлена документация по эксплуатации установок пожарной автоматики; не представлены акты по испытанию сетей внутреннего противопожарного водоснабжения, все здания не в полном объеме укомплектованы первичными средствами пожаротушения. В стационарном отделении № Родильный дом, расположенном по адресу: <адрес> здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре <данные изъяты> типа, часть шлейфов автоматической пожарной сигнализации неисправна, отсутствует система противодымной вентиляции в подвальном этаже, что является нарушением ППБ 01-03 п. 3, п. 98, п.33, п. 5.1 НПБ 104-03., СНиП 41 -01-2003 п. 8.2. п. 34, В нарушение ППБ 01-03 п. 184, п. 34, на окнах <данные изъяты> этажа установлены глухие решетки, частично отсутствуют устройства для самозакрывания дверей на лестничных клетках и уплотнения в притворах. В нарушение ППБ 01-03 п. 53пути эвакуации отделаны горючими материалами: - сгораемые стеновые панели на лестничной клетке в административной части, на стенах в коридоре <данные изъяты> этажа; - линолеум в коридоре <данные изъяты> этажа административно-хозяйственной части; - сгораемые панели на стенах и потолке в коридоре <данные изъяты> этажа. Двери кладовых для хранения горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, вопреки требованиям ППБ 01-03 п. 3, СНиП ДД.ММ.ГГ-89* п. 60, 182 не имеют предела огнестойкости не менее 0,6 ч, отсутствует защитная арматура на электросветильниках в подвал, распаянные коробки в подвале не закрыты крышками. В поликлиническом отделении №, расположенном по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения: Здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре <данные изъяты> типа. ( ППБ 01-03 п. 3, НПБ 104-03 п. 5.1, табл. 2) Пути эвакуации отделаны сгораемыми материалами (напольное покрытие коридора линолеум). (ППБ 01-03 п. 53) Отсутствуют устройства, для самозакрывания дверей на лестничных клетках и уплотнения в притворах. (ППБ 01-03 п. 34). ; В поликлиническом отделении №, расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение ППБ 01-03 п. 3, НПБ 104-03 п. 5.1, п. 34, п. 41, здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре <данные изъяты> типа, отсутствуют устройства для самозакрывания дверей на лестничных клетках и уплотнения в притворах, не проведено испытание наружных пожарных лестниц. В Женской консультации №, расположенной по адресу: <адрес>, направление открывания дверей в тамбуре второго эвакуационного выхода осуществляется не по направлению эвакуации из здания, что является нарушением ППБ 01-03 п. 52, СНиП 21-01 -97* п. 6.1.7. Отсутствует защитная арматура на электросветильниках, тем самым нарушены требования ППБ 01-03 п. 60. В нарушение ППБ 01-03 53, п. 184, на окнах установлены глухие решетки, пути эвакуации отделаны сгораемыми материалами (напольное покрытие коридора - линолеум), в тамбуре второго эвакуационного выхода складируется инвентарь, мебель В Женской консультации №, расположенной по адресу: <адрес>, в нарушение ППБ 01-03 п. 34, п. 53 п. 60, п. 184, СНиП 21-01-97* п. 6.17 направление открывания дверей в тамбуре второго эвакуационного выхода осуществляется не по направлению эвакуации из здания, отсутствует защитная арматура на электросветильниках, на окнах установлены глухие решетки, пути эвакуации отделаны сгораемыми материалами (напольное покрытие коридора линолеум), в тамбуре второго эвакуационного выхода складируется инвентарь, мебель, отсутствуют устройства для самозакрывания дверей на лестничных клетках и уплотнения в притворах. Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушениях должностными лицами МУЗ «ЛРБ №3» предусмотренного ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» прав граждан на охрану жизни и здоровья от пожаров, в связи с чем Люберецкий городской прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Суд соглашается с доводами прокурора, что перечисленные выше нарушения способствуют возникновению чрезвычайных ситуаций, в том числе пожаров, которые могут повлечь или за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, а руководители МУЗ «ЛРБ №3», допустившие неисполнение требований пожарной безопасности также нарушили вышеназванные требования законодательства о защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чем создали условия дли возможного их возникновения и усугубления их последствий. Пожарная безопасность определяется Федеральным законом "О пожарной безопасности" как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, которые устанавливаются нормативными документами или уполномоченным государственным органом, направлены на соблюдение единого противопожарного порядка на всей территории Российской Федерации и не предусматривает каких-либо исключений. Императивность вышеуказанных норм является основанием для частичного удовлетворения исковых требований прокурора. Истец не уточняет, на что именно следует заменить глухие решетки в здании МУЗ «ЛРБ №3» № по адресу: <адрес> в связи с чем данные требования удовлетворены быть не могут как неконкретные и по этой причине неисполнимые. В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям, и вправе выйти за пределы заявленных требований в случаях, прямо предусмотренных законом. По аналогичным основаниям не подлежат удовлетворению требования о приведении пути эвакуации (пола, имеющего линолеумное покрытие) в соответствии с нормами. Что касается требований истца о признании незаконным бездействия Люберецкого муниципального района в части непринятия мер по приобретению, установке и ремонту оборудования и здания «МУЗ ЛРБ № 3, то суд находит их законными и обоснованными. Лечебное учреждение является бюджетной организацией, которая согласно ст. 6. БК РФ представляет собой муниципальное учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию муниципальных услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Согласно ч. 3 ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления Люберецкого муниципального района как учредителем учреждения здравоохранения должных мер по обеспечению надлежащего санитарно-технического состояния и противопожарной безопасности детской больницы не принято. Возложенные на них ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений здравоохранения не исполняются. Вместе с тем, суд полагает, что требования истца об обязании Администрации Люберецкого района выделить больнице денежные средства для производства вышеуказанных действий, удовлетворению не подлежат в связи со следующим. Формирование местных бюджетов осуществляется по правилам главы 9 Бюджетного кодекса РФ и главы 2 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с указанными нормами формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Доказательств включения ответчиком в местный бюджет средств для приобретения, установки и ремонта медицинского оборудования, а также содержания здания Люберецкой городской больницы № 3 в размере, необходимом для устранения вышеперечисленных нарушений, суду не представлено. Между тем, главой 5 БК РФ закреплены основные принципы бюджетной системы Российской Федерации, в том числе принципы достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37 БК РФ). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ) означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Люберецкого городского прокурора Московской области удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Администрации Люберецкого муниципального района в части непринятия мер по приобретению, установке, ремонту оборудования в соответствии с нормами и правилами пожарной безопасности. Обязать МУЗ «ЛРБ №3» устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности в полном объеме, а именно: представить документацию по эксплуатации установок пожарной автоматики; представить акты по испытанию сетей внутреннего противопожарного водоснабжения; укомплектовать здания в полном объеме первичными средствами пожаротушения: в стационарном отделении № – родильный дом, расположенном по адресу: <адрес> здание оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре <данные изъяты> типа; исправить часть шлейфов автоматической пожарной сигнализации; установить систему противодымной вентиляции в подвальном этаже; установить устройство для самозакрывания дверей на лестничных клетках и уплотнения в притворах; демонтировать сгораемые стеновые панели на лестничной клетке в административной части, на стенах в коридоре первого этажа; на стенах и потолке в коридоре второго этажа; установить двери кладовых для хранения горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер в соответствии с нормами предела огнестойкости; установить защитную арматуру на электросветильниках в подвале, распаянные коробки в подвале закрыть крышками; в поликлиническом отделении №, расположенном по адресу: <адрес>: здание оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре <данные изъяты> типа; установить устройство для самозакрывания дверей на лестничных клетках и уплотнения в притворах; в поликлиническом отделении №, расположенном по адресу: <адрес>: здание оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре <данные изъяты> типа; установить устройство для самозакрывания дверей на лестничных клетках и уплотнения в притворах; провести испытание наружных пожарных лестниц; в женской консультации №, расположенной по адресу: <адрес>: заменить направление открытия дверей в тамбуре второго эвакуационного выхода; установить защитную арматуру на электросветильниках; тамбур второго эвакуационного выхода освободить от инвентаря, мебели; в женской консультации №, расположенной по адресу: Люберцы, <адрес>: направление открывания дверей в тамбуре второго эвакуационного выхода осуществлять по направлению эвакуации из здания; установить защитную арматуру на электросветильниках; тамбур второго эвакуационного выхода освободить от инвентаря мебели; установить устройства для самозакрывания дверей на лестничных клетках и уплотнения в притворах. В требованиях о замене глухих решетках на окнах, приведении путей эвакуации зданий Люберецкой городской больница № 3 в соответствии с нормами, а также требованиях об обязании Администрации Люберецкого района выделить больнице денежные средства для производства вышеуказанных действий Люберецкому городскому прокурору отказать. Ответчик вправе подать в Люберецкий суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения, заочное решение также может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд в течение 10 дней со дня истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения или вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья Т.В. Молотова