признание незаконными действия должностных лиц



Дело № 2 177/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГ

Люберецкий городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Слоновской Т.Н., с участием представителей ГУП МО «МОБТИ» ФИО, представившего доверенность за от ДД.ММ.ГГ, и ФИО, представившей доверенность за от ДД.ММ.ГГ, при секретаре судебного заседания Фирсовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осанова С. Б. к ГУП МО «МОБТИ», Денисову В. А., Коршуновой И. Ю., Баландиной М. Г., Станкевич Д. И. и Сундатовой М. М. о признании незаконными действий должностных лиц и взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Осанов С.Б. обратился в суд с указанными выше требованиями.

В судебном заседании Осанов С.Б. требования уточнил, просит:

- признать незаконным акт от ДД.ММ.ГГ комиссионной камеральной проверки материалов инвентарных дел на объекты недвижимости, составленный комиссией в составе должностных лиц ГУП МО «МОБТИ»: S И.Ю. Коршунова, S М.Г. Баландиной, S Д.И. Станкевича, S М.М. Сундатовой;

- признать незаконным распоряжения S ГУП МО «МОБТИ» Денисова В.А. от ДД.ММ.ГГ -р в части принятых им распоряжений:

о прекращении государственного технического учета жилых помещений (квартир) расположенных в объекте недвижимости по адресу: <адрес> с аннулированием присвоенных им инвентарных номеров –

о прекращении государственного технического учета жилых помещений (квартир) расположенных в объекте недвижимости по адресу: <адрес>, с аннулированием присвоенных им инвентарных номеров –

о помещении на титульных листах технических паспортов на указанные жилые помещения (квартиры) записей – «Погашено в связи с прекращением государственного технического учета. Подпись. Дата»;

о хранении погашенных технических паспортов на жилые помещения (квартиры) с инвентарными номерами – в инвентарном деле на объект незавершенного строительства с инвентарным номером ;

о хранении погашенных технических паспортов на жилые помещения (квартиры) с инвентарными номерами в инвентарном деле на объект незавершенного строительства с инвентарным номером

- признать незаконным уклонение ГУП МО «МОБТИ» в лице его S филиала от изготовления и направления в регистрирующий орган учетно-технической документации о ранее учтенных объектах незавершенного строительства, расположенных по адресу: <адрес> по запросу Осанова С.Б. от ДД.ММ.ГГ и повторному запросу Осанова С.Б. от ДД.ММ.ГГ

- взыскать с ГУП МО «МОБТИ» в пользу Осанова С.Б. S, оплаченных по платежному поручению от ДД.ММ.ГГ, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере S

- взыскать с ГУП МО «МОБТИ» с граждан Денисова В.А., Коршуновой И.Ю., Баландиной М.Г., Станкевича Д.И., Сундатовой М.М. солидарно в пользу Осанова С.Б. убытки в размере S, а также государственную пошлину в размере S

Истец в судебном заседании показал, что в целях государственной регистрации права собственности, он ДД.ММ.ГГ обратился в ГУП МО «МОБТИ» (S филиал) с заявкой о выдаче S кадастровых (технических) паспортов ранее учтенных объектов незавершенного строительства.

Изготовление копий учетно-технической документации было оплачено истцом по ставке S за кадастровый паспорт, всего S.

ДД.ММ.ГГ он повторно обратился к ответчику с запросом, в котором указал на требуемое количество экземпляров испрашиваемых документов.

Письмом от ДД.ММ.ГГ за в выдаче кадастровых паспортов ему было отказано.

ДД.ММ.ГГ представителем ответчика были вручены копия акта комиссионной камеральной проверки материалов инвентарных дел на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГ и копия распоряжения S ГУП МО «МОБТИ» В.А. Денисова от ДД.ММ.ГГ за согласно которым были совершены действия и приняты решения о прекращении государственного технического учета объектов недвижимости, принадлежащих истцу.

Полномочия ГУП МО «МОБТИ» определены его Уставом. Уставом не определено право ГУП МО «МОБТИ» проводить камеральные проверки инвентарных дел.

Прекращение государственного технического учета не входит в полномочия ГУП МО «МОБТИ» и каким-либо нормативно-правовым актом не предусмотрено.

В результате незаконного бездействия ГУП МО «МОБТИ» Истец не смог своевременно зарегистрировать право собственности на принадлежащее ему имущество, в связи с чем, понес реальный ущерб в размере уплаченных процентов по банковским кредитам, а также не получил доходы, которые получил бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода).

Представители ГУП МО «МОБТИ» в судебном заседании иск не признали и показали, что ДД.ММ.ГГ на основании договора «На выполнение работ по технической инвентаризации», заключенного с S, ГУП МО «МОБТИ» произвело первичную техническую инвентаризацию S квартир, расположенных в объектах, не прошедших процедуру ввода в эксплуатацию (объекты незавершенного строительства). По результатам первичной технической инвентаризации квартиры были поставлены на государственный технический учет.

Техническая инвентаризация и последующий государственный технический учет квартир в объекте незавершенного строительства были произведены ГУП МО «МОБТИ» неправомерно.

В соответствии с ч.10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ – разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.

Согласно ч.5 ст. 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию.

Таким образом, жилищное законодательство исключает саму возможность существования квартир (или иных жилых помещений) в объектах не прошедших процедуру ввода в эксплуатацию (объектах незавершенного строительства).

При таких обстоятельствах, выдача кадастровых паспортов на жилые помещения в объектах незавершенного строительства невозможна без нарушений действующего законодательства.

Так, согласно Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГ «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка», для оформления кадастрового паспорта на объект незавершенного строительства используется форма Кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (Приложение к Приказу).

В соответствии с требованиями Приказа, при оформлении Кадастрового паспорта на объект незавершенного строительства указываются только следующие данные: общая площадь застройки в квадратных метрах с точностью до одной десятой квадратного метра; степень готовности в процентах по информации, предоставленной правообладателем объекта; на ситуационном плане объекта капитального строительства отображается контур (местоположение) объекта незавершенного строительства в пределах земельного участка, на котором расположен данный объект капитального строительства.

Таким образом, форма кадастрового паспорта, предназначенная для отражения сведений об объекте незавершенного строительства, не может быть применена в отношении помещений (квартир).

ГУП МО «МОБТИ» стало известно о допущенных нарушениях уже после того, как договор от ДД.ММ.ГГ был исполнен и документы технического учета на квартиры в объекте незавершенного строительства уже были переданы застройщику S

Поскольку действующее законодательство РФ не предусматривает механизмов признания недействительными результатов технической инвентаризации лицом эту инвентаризацию осуществившим – ГУП МО «МОБТИ» не имело возможности своевременно устранить результаты допущенного нарушения.

Поэтому ДД.ММ.ГГ комиссия, состоящая из должностных лиц ГУП МО «МОБТИ» проверила документы технического учета и зафиксировала факт нарушений, допущенных при проведении технической инвентаризации вышеуказанных объектов, и предложила устранить нарушения путем прекращения государственного технического учета жилых помещений, расположенных в объекте незавершенного строительства.

ДД.ММ.ГГ распоряжением S ГУП МО «МОБТИ» государственный технический учет жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> и владение квартиры

В результате этих мер, технические паспорта на жилые помещения (квартиры) стали недействительны.

Поскольку оформление кадастровых паспортов, необходимых для целей государственной регистрации, выдачи которых требует Истец, осуществляется на основании технических паспортов (п.п. 7, 9 «Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», утвержденных Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГ ), удовлетворить требования истца о выдаче ему кадастровых паспортов на квартиры не представляется возможным.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, суд считает требования Истца подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

На основании ст. 11 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГ на основании договора «На выполнение работ по технической инвентаризации», заключенного с S ГУП МО «МОБТИ» произвело первичную техническую инвентаризацию S квартир, расположенных в объектах незавершенного строительства. По результатам первичной технической инвентаризации квартиры были поставлены на государственный технический учет (л.д.

ДД.ММ.ГГ комиссия, состоящая из должностных лиц ГУП МО «МОБТИ» проверила документы технического учета и зафиксировала факт нарушений, допущенных при проведении технической инвентаризации вышеуказанных объектов, и предложила устранить нарушения путем прекращения государственного технического учета жилых помещений, расположенных в объекте незавершенного строительства (л.д.

ДД.ММ.ГГ распоряжением S ГУП МО «МОБТИ» государственный технический учет жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, квартиры и владение , квартиры был прекращен с аннулированием присвоенных им инвентарных номеров (л.д.

ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ Осанов С.Б. обратился с заявлением в ГУП МО «МОБТИ» о выдаче кадастровых паспортов ранее учтенных объектов, оплатив по заявке S (л.д. ).

ДД.ММ.ГГ ГУП МО «МОБТИ» Осанову С.Б. было отказано в выдаче кадастровых паспортов (л.д.

В связи с чем, Осанов С.Б. был вынужден заключить договора с S по оформлению в S заявки на выполнение работ по технической инвентаризации объектов незавершенного строительства, право собственности на которое признано за ним.

Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» определен порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.

Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.

Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр).

Согласно п.9 ст. 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, выдает по запросу любого лица в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения указанного запроса кадастровый паспорт такого объекта. Выдача указанного кадастрового паспорта осуществляется за плату, размер которой устанавливается субъектом Российской Федерации. Предельный максимальный размер такой платы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГ за Осановым С.Б. было признано право собственности на объекты незавершенного строительства, расположенные по адресу: <адрес> а именно: - владение , квартиры и владение , квартиры (л.д. ).

В резолютивной части решения указано, что решение является основанием для регистрации права собственности Осанова С.Б. на вышеуказанные объекты незавершенного строительства.

Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно ст. 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

То есть, за истцом закреплено право собственности на вышеуказанные объекты решением суда, и подлежат государственному и техническому учету и технической инвентаризации и внесению в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности.

Согласно ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

При таких обстоятельствах, отказ ГУП МО «МОБТИ» в выдаче кадастровых паспортов ранее учтенных объектов, суд не может признать обоснованным.

Также суд не может признать законными акт комиссионной камеральной проверки материалов инвентарных дел на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГ и распоряжение генерального директора ГУП МО «МОБТИ» о прекращении государственного технического учета жилых помещений и аннулировании присвоенных им инвентарных номеров от ДД.ММ.ГГ за

В то же время суд не может согласиться с требованиями истца о взыскании с ГУП МО «МОБТИ» с граждан Денисова В.А., Коршуновой И.Ю., Баландиной М.Г., Станкевича Д.И., Сундатовой М.М. солидарно убытков в размере S

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом не представлено доказательств, какие именно убытки были им понесены по вине указанных выше должностных лиц.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Осанова С. Б. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия должностных лиц ГУП МО «МОБТИ» о прекращении государственного технического учета жилых помещений (квартир № расположенных в объекте недвижимости по адресу: <адрес> и помещений (квартир расположенных в объекте недвижимости по адресу: <адрес>

Взыскать с ГУП МО «МОБТИ» в пользу Осанова С. Б. убытки в размере S и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере S.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Федеральный судья: Т.Н. Слоновская