2-4131/2012



Дело г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«ДД.ММ.ГГ. <адрес> МО

Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Журавлевой И.А., при секретаре судебного заседания Пименовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Люберецкого городского прокурора к Глинкиной Н. А. о признании брака недействительным,

УСТАНОВИЛ:

прокурор <адрес> обратился в суд с иском о признании брака, заключенного между ответчицей и фио недействительным.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Люберецкой прокуратурой по обращению фио (дочери фио) была проведена проверка, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГ отделом ЗАГС <адрес> ГУ ЗАГС МО зарегистрирован брак между фио и ответчиком. В последующем, решением Люберецкого городского суда МО от ДД.ММ.ГГ фио признан недееспособным в силу психического расстройства. Как пояснила в ходе проверки фио, у отца были и другие проблемы со здоровьем, в результате которых отец стал неадекватно себя вести. ДД.ММ.ГГ фио умер. Просит признать брак недействительным по п.3 ч.1 ст. 28 СКРФ в силу того, что фио не мог в силу своего состояния в момент государственной регистрации брака понимать значения своих действий и руководить ими.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в исковые требования не признал.

Представитель третьего лица – фио, адвокат фио поддержала исковые требования прокурора.

Судом на обсуждение сторон был поставлен вопрос о прекращении производства по делу на основании абзаца 2 ст. 220 ГПК РФ, в ходе которого истец и представитель третьего лица возражали против прекращения производства по делу, представитель ответчика пояснил, что указанное заявление предъявлено прокурором незаконно.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что производство по гражданскому делу по иску Люберецкого городского прокурора к Глинкиной Н. А. о признании брака недействительным подлежит прекращению.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ N 15 (ред. от ДД.ММ.ГГ) "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" при принятии искового заявления о признании брака недействительным судье необходимо выяснять, по какому основанию оспаривается действительность брака (п. 1 ст. 27 СК РФ) и относится ли истец к категории лиц, которые в силу п. 1 ст. 28 СК РФ вправе возбуждать вопрос о признании брака недействительным именно по этому основанию. Если заявитель не относится к таким лицам, судья отказывает ему в принятии искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Семейного кодекса Российской Федерации брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 12 - 14 и пунктом 3 статьи 15 указанного Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

Положениями статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

При этом недееспособность лица должна быть установлена до регистрации брака. В противном случае она не может быть признана препятствием к браку и, соответственно, брак не может быть признан впоследствии недействительным по этому основанию. Это обстоятельство может рассматриваться лишь в качестве основания для расторжения брака по инициативе другого супруга, в соответствии со статьей 19 Семейного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с положениями части 2 пункта 1 статьи 28 Семейного кодекса Российской Федерации требовать признания брака недействительным вправе супруг, права которого нарушены заключением брака, а также прокурор, если брак заключен при отсутствии добровольного согласия одного из супругов на его заключение: в результате принуждения, обмана, заблуждения или невозможности в силу своего состояния в момент государственной регистрации заключения брака понимать значение своих действий и руководить ими.

Из данной правовой нормы следует, что прокурор вправе предъявить иск в защиту интересов супруга, права которого нарушены регистрацией брака. Возбуждение судом данного дела после смерти одного из супругов является неправомерным, поскольку между гражданами при вступлении в брак возникают личные правоотношения, которые прекращаются в связи со смертью одного из супругов и правопреемства не допускают.

При таких обстоятельствах производство по вышеуказанному иску прокурора должно быть прекращено на основании абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ, поскольку заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, которому настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с абзацем 5 ч. 1 ст. 28 СК РФ прокурор вправе требовать признания брака недействительным по основаниям его фиктивности. Из данной правовой нормы следует, что прокурор вправе предъявить иск в защиту интересов супруга, права которого нарушены регистрацией брака.

Ограничений полномочий прокурора по предъявлению заявлений о признании брака недействительным по основаниям его фиктивности семейное законодательство Российской Федерации не предусматривает.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, и в судебном заседании истец подтвердил, что требований о признании оспариваемого брака недействительным по основаниям его фиктивности, прокурором не заявлялось, уточнений и изменений данных требований в указанной части истцом не заявлено.

В этой связи, суд считает, что прокурор имеет право обратиться в суд с указанным иском по другим основаниям.

В соответствии абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 134 ГПК РФ заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 220 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

производство по гражданскому делу по иску Люберецкого городского прокурора к Глинкиной Н. А. о признании брака недействительным прекратить.

Определение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение 15 дней со дня его вынесения.

Федеральный судья: И.А.Журавлева