о признании права собственности на гараж



Дело № 2-7556/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГ Люберецкий городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Гулиной Е.М., при секретаре Соболевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевской Л. П. к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области об установлении факта принятия наследства, о включении гаража в наследственную массу, о признании права собственности на гараж,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Ковалевская Л.П. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что она является единственным наследником, фактически принявшим после смерти своего отца Косинова П.С., умершего ДД.ММ.ГГ Ковалевская Л.П. и Косинов П.С. проживали по адресу: <адрес>. После его смерти истица продолжила проживать по указанному адресу, пользоваться вещами отца, в том числе эксплуатировать принадлежащий ему при жизни гараж. Кирпичный гараж был приобретен Косиновым П.С. в ДД.ММ.ГГ у собственника гаража Боганова за S., однако правоустанавливающие документы в виде договора купли-продажи не сохранились. Правомочность владения Косиновым П.С. указанным гаражом, а также то, что указанный гараж не является самовольной постройкой и сносу не подлежит, подтверждается письмом Жилищного управления исполнительного комитета Люберецкого городского совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГ В письме прямо указано, что по сведениям жилищного управления исполнительного комитета Люберецкого городского совета депутатов трудящихся, Косинов П.С. имеет свой гараж, то есть владеет им именно на праве собственности, а не занимает на основании ордера. При этом, в соответствии с п.1 Постановления СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГ «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках», исполнительные комитеты городских и поселковых Советов депутатов трудящихся были обязаны организовать через соответствующие отделы коммунального хозяйства охрану находящихся в их ведении земель от самовольного строительства. В п.5 было указано, что за самовольное строительство без надлежащего письменного разрешения руководители государственных учреждений и предприятий, кооперативных и общественных организаций и индивидуальные застройщики привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. В п. 7 указано, что в случае невыполнения самовольным застройщиком требования городского или поселкового исполнительного комитета о прекращении строительства и о сносе строений исполнительный комитет дает распоряжение отделу коммунального хозяйства о сносе самовольно возведенного строения или части строения. Таким образом, письмом жилищного управления исполнительного комитета Люберецкого городского совета депутатов трудящихся подтверждено, что спорный гараж не расценивался исполнительным комитетом как самовольно возведенное строение, поскольку сносу не подлежал, соответственно, был возведен на отведенном для этих целей месте. Одновременно с этим истица ссылается на то, что Косинов П.С. владел гаражом с ДД.ММ.ГГ года, а истица с ДД.ММ.ГГ год, то есть общий срок владения истцом, как правопреемником, и его правопредшественником составляет 45 лет, а потому, истица полагает, что право собственности должно быть признано за ней по праву приобретательной давности.

Истица просит суд установить факт принятия наследства Ковалевской Л.П. после смерти своего отца Косинова П.С., умершего ДД.ММ.ГГ; включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти Косинова П.С. гараж, расположенным по адресу: <адрес>, S; признать за истицей право собственности на вышеуказанный гараж.

Истица в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного слушания.

В судебном заседании представитель истицы (по доверенности Давыдова Ю.М.) поддержала исковые требования.

Представитель ответчика – Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области (по доверенности Добряков К.И.) в судебное заседание явился, исковые требования не признал.

Представитель ответчика – Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного слушания.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению.

Как следует из ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 532 ГК РСФСР, действовавшего на момент смерти отца истицы, а также в соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с ч. 4 ст. 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно ст. 546 ГК РСФСР, действовавший на момент смерти отца истицы, также указано, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.

Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в квартире по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, зарегистрированы: Ковалевская Л.П., ДД.ММ.ГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГ умер отец истицы - Косинов П.С., который на день смерти был зарегистрирован по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.

По адресу: <адрес>, ту<адрес>, стр. около <адрес> находится гараж, ДД.ММ.ГГ окончания строительства, материал стен – металлические, общая площадь нежилого помещения составляет 21,4 кв.м., в том числе основная площадь 21,4 кв.м.

В письме Исполнительного комитета Люберецкого городского совета депутатов трудящихся Жилищное управление, направленное в адрес Косимова Т.С., указано, что в закреплении освободившегося гаража отказано, так как во владении Косимова Т.С. имеется гараж по <адрес>у, который находится в хорошем состоянии и к сносу не подлежит (л.д. 10).

Из заключения специалиста ООО «S» от ДД.ММ.ГГ следует, что спорный самовольно возведенный гаражный бокс соответствует санитарным, противопожарным нормам и правилам и не создает угрозу жизни и здоровью.

В заключении эксперта № НД-132 S» от ДД.ММ.ГГ указано, что исследуемый объект строительства (гараж), расположенный по адресу: <адрес>, рядом с домом 3/1 в силу своих конструктивных особенностей может являться объектом недвижимого имущества.

Истицей в материалы дела представлена копия расписки Богданова П.П., из которй следует, что он продал металлический гараж Косимову П.С. за S. в ДД.ММ.ГГ, однако подлинная расписка суду не предъявлена, договор купли-продажи, как пояснила истица, не заключался, в материалы дела также не представлен.

Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 135 ГК РСФСР (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ), право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истицей не представлено суду допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что имеется разрешение на строительство спорного гаража, что земельный участок под гаражом был отведен для указанных целей, а также доказательств того, что данное имущество (гараж) являлось предметом сделки между Косиновым П.С. и Богдановым П.П..

Ссылка истицы на письмо Жилищного управления исполнительного комитета Люберецкого городского совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГ, как на подтверждение наличии у наследодателя права собственности на спорный гараж, несостоятельна, поскольку письмо таких сведении не содержит. Отказ Косинову П.С. в закреплении освободившегося гаража в связи с нахождением в его собственности другого собственного гаража по <адрес>у <адрес>, не свидетельствует о том, что у наследодателя находился в собственности гараж по адресу: <адрес>, строение около <адрес>.

Согласно ч. 1 и 3 ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является

Ссылка истицы на то, что ее отец мог приобрети спорный гараж в силу приобретательной давности, поскольку владел им на законных основаниях в течение более пятнадцати лет, не может быть принята судом в качестве основания для удовлетворении иска, поскольку судом установлено, что гараж по адресу: <адрес>, строение около <адрес>, является самовольной постройкой, тогда как приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольное строение. В силу приобретательной давности приобретается право собственности на объекты гражданских прав, к которым самовольная постройка не относится; лицо, осуществившее самовольную постройку, не может считаться добросовестным владельцем; самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое не должно повлечь положительные последствия для лица, его совершившего.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ни у Косинова П.С., ни у истицы, как его наследницы, не возникло право собственности на спорный гараж, а потому в удовлетворении требований Ковалевской Л.П. следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 264 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ковалевской Л. П. об установлении факта принятия наследства после смерти отца Косинова П. С., умершего ДД.ММ.ГГ, включении в состав наследства гаража, расположенного по адресу: <адрес>, строение около <адрес>, о признании права собственности на гараж площадью 21,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, строение около <адрес>, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: