Решение о побуждении к обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности от 19.08.2011



Дело № 2-249/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Лоухи                                                                                                         19 августа 2011 года

Лоухский районный суд Республики Карелия

в составе:

председательствующего судьи Васильева Д.В.,

с участием прокурора Смирнова В.Н.,

представителя ответчика - Муниципального учреждения «Лоухский центр социального обслуживания населения» (далее МУ «ЛЦСОН») Цапиковой Н.Ф.,

представителя ответчика - администрации Лоухского муниципального района РК Семёнова А.С.,

при секретаре Кисель М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лоухского районного суда Республики Карелия гражданское дело по заявлению прокурора Лоухского района РК в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Лоухский центр социального обслуживания», администрации Лоухского муниципального района РК о побуждении к обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Иск мотивирован следующим: в ходе проведённой отделом надзорной деятельности ... района ГУ МЧС РФ по РК проверке в здании специализированного дома, расположенного по адресу: ..., выявлены нарушения пожарной безопасности: отсутствует (неисправна) система оповещения людей о пожаре 3 типа; подвальное и чердачное помещение не оборудованы автоматической установкой обнаружения пожара; вывод сигнала автоматической сигнализации и прибор приёма - контроля установлен в помещении без круглосуточного пребывания персонала. В соответствии с этим, на основании ст. 3 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», п.п. 3, 34 ППБ 01-01, утверждённых приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года «Об утверждении Правил пожарной безопасности», п. 4 НПБ 110-03, утверждённых приказом МЧС РФ № 315 от 18 июня 2003 года «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», п. 12.48 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», утверждённых приказом ГУГПС МВД РФ № 31 от 04 июня 2001 года, прокурор просит обязать надлежащего ответчика устранить выявленные нарушения.

Помощник прокурора Лоухского района РК Смирнов В.Н. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал, при этом дал пояснения согласно доводов, изложенные в иске, дополнив, что в судебном заседании представлены надлежащие доказательства, подтверждающие необходимость установки в здании специализированного дома в ... системы оповещения людей о пожаре 3 типа и установки сигнала автоматической сигнализации и прибора приёма - контроля в помещении с круглосуточным пребыванием персонала. Просил установить ответчику срок исполнения решения суда - 1 год.

Представитель ответчика МУ «ЛЦСОН» - ... учреждения Цапикова Н.Ф. исковые требования не признала, указав, что организация уставом не наделена полномочиями по выполнению правил пожарной безопасности, и на данные цели учреждению из бюджета не выделяются денежные средства. Удовлетворение иска повлечёт нецелевое расходование бюджетных средств. Кроме того, в доме имеется система оповещения людей о пожаре 2 типа, что соответствует технической документации на жилое строение. Согласно нормативным актам, на которые ссылается прокурор в подтверждении своего иска, в здании, которое относится к жилым помещениям коридорного типа, необходим именно этот тип сигнализации. Статус специализированного дома как юридического лица, не смотря на неоднократные запросы по данному поводу, администрацией района и субъектом РФ - Республикой Карелия до сих пор не определён, в связи с чем отсутствует соответствующее финансирование. Поэтому МУ «ЛЦСОН» вынуждено было произвести сокращение штата работников специализированного дома, на основании чего установка сигнала автоматической сигнализации и прибора приёма - контроля в помещении с круглосуточным пребыванием персонала не возможна. Утверждение прокурора о том, что данный дом относится к зданию бытового обслуживания, в котором необходима установка более высокого типа системы оповещения о пожаре (3 тип), полагает не обоснованным.

Представитель ответчика администрации Лоухского муниципального района РК Семёнов А.С., действующий по доверенности, исковые требования не признал, полагает администрацию Лоухского муниципального района не надлежащим ответчиком, и дал в этой части пояснения, соответствующие доводам, изложенным представителем ответчика МУ «ЛЦСОН» Цапиковой Н.Ф., дополнив, что в соответствии со ст. 120 ГК РФ собственник здания - администрация Лоухского муниципального района, не может нести ответственность по обязательствам МУ «ЛЦСОН».

Заслушав стороны, свидетелей Л., Т., исследовав материалы гражданского дела, суд установил, что в ходе проведённой ХХ.ХХ.ХХ отделом надзорной деятельности ... района ГУ МЧС РФ по РК проверке, в здании специализированного дома для одиноких и одиноко проживающих престарелых граждан и инвалидов Лоухского района РК, расположенного по адресу: ..., выявлены нарушения пожарной безопасности: отсутствует (неисправна) система оповещения людей о пожаре 3 типа; подвальное и чердачное помещение не оборудованы автоматической установкой обнаружения пожара; вывод сигнала автоматической сигнализации и прибор приёма - контроля установлен в помещении без круглосуточного пребывания персонала.

В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, предусматривающей права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно п.п. 3, 34 ППБ 01-01, утверждённых приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года «Об утверждении Правил пожарной безопасности», наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

На основании п. 4 НПБ 110-03, утверждённых приказом МЧС РФ № 315 от 18 июня 2003 года «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.

В соответствии с п. 12.48 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», утверждённых приказом ГУГПС МВД РФ № 31 от 04 июня 2001 года, приборы приемно-контрольные и приборы управления, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа.

Согласно п. 5.1 НПБ 104-03, утверждённых приказом МЧС РФ № 323 от 20 июня 2003 года «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях»», тип СОУЭ для зданий определяется по таблице. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей. На основании приведённой в указанном приказе таблицы, для предприятий бытового обслуживания, этажностью до 6 этажей, требуется установка СОУЭ не менее 3-го типа (с речевым оповещением).

Доводы представителя МУ «ЛЦСОН» Цапиковой Н.Ф. в том, что уставом учреждения не предусмотрено исполнение правил пожарной безопасности, и на эти цели не выделяются денежные средства, в связи с чем учреждение не является надлежащим ответчиком, суд полагает не обоснованными. Согласно представленных доказательств, дом является структурным подразделением МУ «ЛЦСОН», специализированным, для проживания в нём одиноких престарелых людей и инвалидов, и оказания им социально - бытовой помощи, что подтверждает п.п. 7.1 и 9.1 Устава МУ «ЛЦСОН». Данные дом передан администрацией Лоухского муниципального района МУ «ЛЦСОН» в оперативное управление, и находится на балансовом содержании у последнего. Учитывая это, а также то, что законом обязанность соблюдения норм и правил пожарной безопасности и ответственность за их несоблюдение возложена на руководителей учреждений, суд полагает, что надлежащим ответчиком по делу является именно МУ «ЛЦСОН». Отсутствие денежных средств на счетах у ответчика и отсутствие ссылок на обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности в уставе учреждения не могут быть правовым основанием для освобождения МУ «ЛЦСОН» от исполнения данных обязанностей.

Доводы ответчика в том, что в МУ «ЛЦСОН» в силу отсутствия у дома правового статуса юридического лица был сокращён обслуживающий штат, в связи с чем нет возможности обеспечить вывод сигнала сигнализации в помещение с круглосуточным пребыванием персонала, суд не принимает, поскольку в соответствии с пояснениями представителя Цапиковой Н.Ф., в доме в нерабочее время и в выходные дни дежурят сторожа, МУ «ЛЦСОН» является самостоятельным юридическим лицом, то есть в силу своей правоспособности имеет возможность для разрешения данного вопроса.

Утверждения ответчика в том, что в здании требуется сигнализация второго, а не третьего типа, суд не принимает по тем основаниям, что в соответствии с п. 5.1 в здании учреждения возможна установка более высокого типа сигнализации. Учитывая, что в доме проживают люди, физические возможности которых в силу престарелого возраста и инвалидности ограничены, суд полагает, что в помещении целесообразна установка более высокого типа сигнализации, с речевым оповещением, с целью обеспечения более высокой степени пожарной безопасности а, в случае пожара, безопасной эвакуации находящихся в здании людей. При этом суд учитывает пояснения представителя ответчика Цапиковой Н.Ф., указавшей, что работа по определению статуса здания как юридического лица ведётся по настоящее время. После установления данного статуса в доме, в котором проживающим в нём лицам будут оказываться социальные, бытовые, медицинские и другие услуги, третий тип оповещения будет обязателен.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора к МУ «ЛЦСОН» подлежат удовлетворению в полном объёме, а с учётом абзаца 6 пункта 6 ст. 120 ГК РФ, в удовлетворении иска к администрации Лоухского муниципального района следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55-57, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Лоухского района РК удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Лоухский центр социального обслуживания населения» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в доме ..., а именно: установить систему оповещения людей о пожаре 3 типа; оборудовать подвальное и чердачное помещения автоматической установкой обнаружения пожара; обеспечить установку сигнала автоматической сигнализации и прибора приёма - контроля в помещении с круглосуточным пребыванием персонала.

Установить Муниципальному учреждению «Лоухский центр социального обслуживания населения» срок для исполнения настоящего решения суда - 1 (один) год, с момента вступления настоящего решения в законную силу.

В удовлетворении исковых требований к администрации Лоухского муниципального района - отказать.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 (десяти) дней через Лоухский районный суд в Верховный Суд Республики Карелия.

Мотивированное решение вынесено 24 августа 2011 года.

Председательствующий:                                                        Д.В. Васильев