Решение о возлож. обязанности по разраб-тке и получ. проекта обосн-ия размера санит.-защитной зоны



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пос. Лотошино Московской области

___.___.___. Лотошинский районный суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Грицкевич Т.В.

при секретаре У.

с участием прокурора Лотошинского района

Московской области Перминовой Е.А.

представителя ответчика П.

представителя третьих лиц Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению межрайонного природоохранного прокурора .............. в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ЗАО ------- .............. о возложении обязанности по разработке и получению проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонный природоохранный прокурор .............. в интересах неопределенного круга лиц и Российской федерации, обратился в суд с заявлением к ЗАО ------- .............. .............. о возложении обязанности по разработке и получению проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны, указав в обосновании заявления., что межрайонной природоохранной прокуратурой .............. была проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства при эксплуатации предприятия – ответчика ЗАО -------, деятельность которого связана с выращиванием живой рыбы, а также ее частичной переработкой и установлено, что деятельность ответчика при эксплуатации указанного промышленного объекта не отвечает требованиям действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и подлежит приведению в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п.1 ст.44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований, в соответствии с п.2 ст.52 данного закона в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.

Статьей 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическим заключением является документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества эксплуатационной документации.

Согласно п.2.1 СанПиН в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее санитарно-защитная зона – ССЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны, ориентировочный размер ССЗ по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений, критерием для определения размера ССЗ является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ физического воздействия на атмосферный воздух, в силу п. 2.5 СанПиН организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны, обоснование размеров ССЗ осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в СанПиН.

В соответствии с п.п.9,12 и 4.1.8 СанПиН рыбокомбинаты, рыбоконсервные и рыбо- филейные предприятия с утильцехами (без коптильных цехов), мясо-рыбокоптильные производства методом холодного и горячего копчения относятся к предприятиям 3-го класса опасности с ориентировочной 300- метровой санитарно-защитной зоной.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Роспотребнадзора по Московской области от 19.05.2008 года по проекту нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на предприятии ЗАО ------- расположено 23 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ближайшая жилая застройка жилфонда расположена на расстоянии 20 м. от предприятия к северу от границы хозяйственной зоны предприятия, по информации, поступившей из Управления Роспотребнадзора по .............. №__ от ___.___.___ года, ЗАО ------- относится к предприятию 3-го класса опасности с ориентировочной ССЗ в 300 метров, при этом проект расчетной ССЗ для ЗАО ------- в органы Роспотребнадзора не поступал, ССЗ для указанного предприятия не установлена.

На основании изложенного, учитывая, что деятельность ЗАО ------- противоречит требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст.42 Конституции РФ и ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, и также учитывая, что невыполнение ЗАО «Рыбокомбинат «Лотошинский» выше изложенных требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения препятствует надлежащей реализации положений в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, которые согласно ст.5 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отнесены к полномочиям Российской Федерации, межрайонный природоохранный прокурор .............. просит обязать ЗАО ------- привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно разработать проект обоснования размера санитарно-защитной зоны предприятия, отвечающей требованиям действующего законодательства и получить в Управлении Роспотребнадзора по .............. решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача .............. или его заместителя на указанный проект в разумный срок, но не позднее ___.___.___ года.

Прокурор Лотошинского района Перминова Е.А., действующая от имени межрайонного природоохранного прокурора .............., заявление межрайонного природоохранного прокурора полностью поддержала, уточнив требования в части получения в Управлении Роспотребнадзора по .............. решения и санитарно-эпидемиологического заключения в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Ответчик- ЗАО ------- - в лице представителя по доверенности П. исковые требования межрайонного природоохранного прокурора .............. не признали, указав в обосновании, что ЗАО ------- является сельскохозяйственным предприятием и предназначен для разведения живой рыбы, а также частичной переработки собственной продукции и дальнейшей ее реализации, одним из основных источников выброса вредных веществ является коптильно-маринадный цех, данный цех в соответствии с СанПиН, при сезонной работе до 4-х месяцев и производительностью до 1 тонны в смену, относится к 5 классу опасности с ССЗ – 50 метров и учитывая, что цех расположен на территории промышленной базы, то разработка отдельного проекта ССЗ не требуется, размер ССЗ выдержан, при этом в настоящее время указанный коптильно-маринадный цех не функционирует, в связи с исключением вида деятельности, кроме того в настоящее время по ЗАО ------- введено внешнее управление, руководство работой осуществляет внешний управляющий В., с сохранением права подписи за генеральным директором Ц.

3-и лица – Управление Роспотребнадзора по .............. и Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по .............. в .............. в лице представителя Ш. заявленные межрайонным природоохранным прокурором .............. к ЗАО ------- требования не поддерживают, в обосновании своих доводов представитель третьих лиц пояснила, что в соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, в соответствии с п.3.1 санитарных правил размеры и границы СЗЗ определяются в проекте СЗЗ, разработка проекта СЗЗ для объектов 1-3 класса опасности является обязательной, таким образом для предприятий с 4-5 классом опасности разработка проекта СЗЗ является не обязательной, по новым санитарным правилам деятельность ЗАО ------- относится к 5 классу опасности при отсутствии коптильного цеха с СЗЗ 50метров, или к 3 классу опасности при наличии коптильного цеха с СЗЗ 300 метров, в настоящее время коптильный цех в ЗАО ------- не функционирует, при таких условиях разработка проекта обоснования СЗЗ не требуется.

В судебном заседании установлено, что ответчик-ЗАО ------- является правопреемником -------, .............., .............., который организовался в ___.___.___ году. Согласно Федерального закона « Об охране окружающей среды» здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований, при этом вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно- защитные зоны (далее СЗЗ).

В силу Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при решении вопросов размещение объектов гражданского, промышленного назначения и установления их СЗЗ, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных объектов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно Санитарных правил 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» (далее СанПиН), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года № 74, с внесенными изменениями № 2 в указанные СанПиН, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.10.2009 года № 61, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - СЗЗ, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и 2 класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения, по своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой У11 и приложениями 1-6 к указанным санитарным правилам, для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов 1-3 классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (п. 2.1 СанПиН), при этом разработка проекта СЗЗ для объектов 1-3 класса опасности является обязательной.

Далее, согласно указанных выше санитарных правил для промышленных объектов и производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ (п.7.1.8), являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств установлены размеры санитарно-защитных зон : класс 1 – СЗЗ 1000 метров, класс 2 – СЗЗ 500 метров, класс 3 – СЗЗ 300 метров, класс 4 – СЗЗ 100 метров и класс 5 – СЗЗ 50 метров.

Согласно указанной классификации промышленных объектов и производств рыбокомбинаты, рыбоконсервные, рыбофилейные предприятия с утильцехами (без коптильных цехов), мясо-рыбокоптильные производства методом холодного и горячего копчения относятся к 3-ему классу опасности с СЗЗ 300 метров (п.7.1.8 класс 3 п.9, 12 СанПиН), малые предприятия и цеха малой мощности: по переработке мяса до 5 т (сутки, молока – до 10 т) сутки, производства хлеба и хлебобулочных изделий – до 2.5 т (сутки, рыбы- до 10 т) сутки, предприятия по производству кондитерских изделий – до 0.5 т ( сутки относятся к 5-ому классу опасности с СЗЗ 50 метров/ п.7.1.8 класс 5 п.6 СанПиН/.

В судебном заседании установлено, что ответчик - ЗАО -------, являясь правопреемником -------, который организовался в 1962 году, относился к 5-ому классу опасности с СЗЗ 50 метров, что подтверждается санитарными правилами «Санитарные нормы проектирования промышленных объектов СН 245-71» от 05.11.1971 года, при указанной СЗЗ осуществлялось строительство жилого комплекса за пределами 50 метровой зоны СЗЗ, то есть в настоящее время за пределами 50 метровой зоны предприятия ЗАО ФИО26 расположена жилая зона.

Далее, в судебном установлено, что в настоящее время в собственности ЗАО ФИО27 находится здание коптильно-маринадного цеха, объект производственного назначения л.д. 39/, в связи с чем согласно п.7.1.8 класс 3, п.12 СанПиН ЗАО ФИО28 должен быть отнесен к 3-ему классу опасности с СЗЗ 300 метров, однако в судебном заседании нашло свое подтверждение, что указанный коптильно- маринадный цех длительное время не функционирует, в связи с исключением вида деятельности, что подтверждается объяснениями представителя ответчика – П., представителем третьих лиц – Ш. и исследованными в судебном заседании материалами дела / справка от ___.___.___ года/, ЗАО ФИО29 является сельскохозяйственным предприятием и предназначен для разведения живой рыбы, а также частичной переработки собственной продукции и дальнейшей ее реализации до 1 тонны в смену, по всем указанным основаниям суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что ЗАО ФИО30 относится к 5-ому классу опасности с СЗЗ 50 метров.

Согласно указанных выше СанПиН 2.2.1 / 2.1.1200-03 « Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» от 25.09.2007 года № 74 с изменениями от 06.10.2009 года № 61, разработка проекта санитарно-защитной зоны является обязательной для объектов 1-3 класса опасности, разработка проекта СЗЗ для объектов 4-5 классов опасности не является обязательной и не требуется в соответствии с нормами действующего законодательств.

Далее, в судебном заседании установлено, что в настоящее время ответчик- ЗАО ФИО31 находится в стадии внешнего управления, кроме того за пределами 50 метровой зоны СЗЗ расположена жилая зона.

На основании изложенного, учитывая, что ответчик – ЗАО ФИО32 в настоящее время относится к 5-ому классу опасности с СЗЗ 50 метров, в связи с чем по нормам действующего законодательства на ответчика не может быть возложена обязанность по разработке проекта обоснования размера СЗЗ предприятия и получения в Управлении Роспотребнадзора по .............. решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача .............. на указанный проект, а также учитывая внешнее управление ответчика и нахождение жилой зоны за пределами 50 метровой зона СЗЗ, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявления межрайонного природоохранного прокурора .............. к ЗАО ФИО33 о возложении обязанности по разработке и получению проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны.

Доводы межрайонного природоохранного прокурора .............. о том, что по информации, поступившей из Управления Роспотребнадзора по .............. №__ от ___.___.___ года, ЗАО ФИО34 относится к предприятию 3 класса опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной в 300 метров, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, так как представитель третьих лиц – Управления Роспотребнадзора по .............. и территориального отдела Управления Роспотребнадзора по .............. в .............. Ш. не поддержала заявление межрайонного природоохранного прокурора .............., пояснив суду, что поскольку коптильно-маринадный цех в ЗАО ФИО35 не функционирует, ответчик не может быть отнесен к 3 –ему классу опасности с СЗЗ 300 метров, а должен быть отнесен к 5-ому классу опасности, без разработки проекта СЗЗ, данные доводы изложены и в письменном отзыве территориального управления от ___.___.___ года за №__ л.д.85./.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Межрайонному природоохранному прокурору .............. в удовлетворении заявления, заявленного в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к ЗАО ФИО36 .............. .............. о возложении обязанности по разработке и получению проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны – отказать.

Решение может быть обжаловано и принесено представление в Московский областной суд через Лотошинский районный суд Московской области в течении 10 суток со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий: подпись.