Дело № 2-79/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 мая 2011 года с. Лопатино Пензенской области Лопатинский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Игнашкина В.П., с участием представителя истца заместителя прокурора Лопатинского района Пензенской области Саушкиной В.А., действующей на основании доверенности, истца Орешкиной А.С., представителя ответчика - администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области - Осиповой М.М., действующей на основании доверенности, при секретаре Давыдовой Э.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лопатинского районного суда Пензенской области гражданское дело по иску прокурора Лопатинского района Пензенской области в интересах Орешкиной Анны Сергеевны к администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Лопатинского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным иском к администрации Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, указав в обоснование своих требований на то, что Орешкина А.С. является сиротой, так как <дата> её родители были лишены родительских прав Жилое помещение за Орешкиной А.С. органом местного самоуправления не закреплялось. Орешкина А.С. не имеет благоустроенного жилого помещения, в котором могла бы проживать. Зарегистрирована по месту пребывания у родственников в <адрес>. Просил обязать ответчика предоставить Орешкиной А.С. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи из 1-го человека по договору социального найма. В судебном заседании представитель прокурора Саушкина В.А., действующая на основании доверенности, исковые требования, заявленные прокурором в интересах Орешкиной А.С., поддержала, дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления. Орешкина А.С. исковые требования прокурора поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные прокурором дополнительно пояснив, что после того, как её родители были лишены родительских прав она проживала в семье своей родственницы А.Т.В. В настоящее время обучается в училище в <адрес>, после окончания которого намерена приехать в Лопатино на постоянное место жительства, трудоустроиться. Просит иск прокурора удовлетворить. Просит иск прокурора удовлетворить. Представитель ответчика администрации Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области Осипова М.М., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме, суду пояснила, что действительно Орешкина А.С. является сиротой и осталась без жилья ввиду того, что дом, в котором она проживала с родителями, не пригоден для проживания. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно положениям ст. 39 и ст. 173 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, а суд принять данное признание, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Оценивая признание представителем администрации Лопатинского сельского совета исковых требований, суд считает, что поскольку ответчик признал требования истца, а заявленные требования основаны на законе и не нарушают права и законные интересы других лиц, то суд полагает возможным принять признание иска ответчиком и требования прокурора района в интересах Орешкиной А.С. удовлетворить в полном объеме. Суд пришел к выводу о соответствии заявленных требований закону по следующим основаниям. В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) В судебном заседании установлено, что решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от <дата> О.Н.В. и О.С.В. были лишены родительских прав в отношении своей дочери Орешкиной Анны Сергеевны (л.д.22-23). Постановлением главы местного самоуправления Лопатинского района Пензенской области от <дата> № опекуном Орешкиной А.С. была назначена А.Т.В. (л.д.9). Согласно данным о регистрации, имеющимся в паспорте Орешкиной А.С., с <дата> она зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.128-9). Согласно данным, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (л.д.7), отсутствуют сведения о правах Орешкиной А.С. на объекты недвижимого имущества. Постановлением главы администрации Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области № от <дата> Орешкина А.С. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, поставлена на учет с момента подачи заявления – с <дата> (л.д.6). В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 2 настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии со ст. 26.3 Федерального Закона от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6октября2003года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 года № 1176- ЗПО « О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области": 1)приобретение жилых помещений; 2)принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; 3)заключение договора социального найма. Пунктом 3 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетам. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 указанного выше Закона Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области. Согласно п. 1 ст. 14 данного Закона предусмотрено, что финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии со статьями 1 - 4, 6 - 9 настоящего Закона, ежегодно предусматриваются Законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год в форме субвенций. Таким образом, учитывая, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются по договорам социального найма органом местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что Орешкина А.С. в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, так как, данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996года, и исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Лопатинского района Пензенской области в интересах Орешкиной Анны Сергеевны к администрации Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить. Обязать администрацию Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области предоставить Орешкиной Анне Сергеевне жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи из 1-го человека по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд Пензенской области в течение 10 дней со дня принятия. Председательствующий: В.П. Игнашкин