Дело № 2-251/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 сентября 2011 года село Лопатино Лопатинский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Осиповой Т.В., при секретаре Ефремовой И.Г., с участием истца Шабановой Р.Д., представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области Климовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабановой Расими Джамиловны к Государственному Учреждению -Управлению Пенсионного фонда России по Лопатинскому району Пензенской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, понуждении засчитать период работы в специальный стаж и о понуждении к досрочному назначению трудовой пенсии, УСТАНОВИЛ: Шабанова Р.Д. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование своих требований на то, что, имея более 25 лет специального медицинского стажа, <дата> обратилась в ГУ - УПФР по Лопатинскому району с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии как лицу не менее 25 лет осуществляющему лечебную деятельность в учреждении здравоохранения в сельской местности. Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ - УПФР № от <дата> в назначении трудовой пенсии ей было отказано, поскольку в специальный стаж не были засчитаны периоды работы заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Лопатинского района Пензенской области с <дата> по <дата>, заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Лопатинского района Пензенской области с <дата> по <дата>, заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Лопатинского района Пензенской области с <дата> по <дата>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>. С данным решением она не согласна, поскольку этим нарушается её право на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ. Просила признать решение ГУ - УПФ РФ по Лопатинскому району Пензенской области об отказе в досрочном назначении ей трудовой пенсии незаконным, обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области засчитать указанные периоды работы, нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж и обязать досрочно назначить трудовую пенсию со дня подачи заявления, то есть с <дата>. В судебном заседании Шабанова Р.Д. исковые требования уточнила и дополнила, просила признать решение ГУ - УПФ РФ по Лопатинскому району Пензенской области об отказе в досрочном назначении ей трудовой пенсии незаконным, обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району засчитать в специальный стаж периоды работы заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Лопатинского района Пензенской области с совмещением лечебной деятельности с <дата> по <дата> в льготном исчислении один год как один год и 3 месяца, заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Лопатинского района Пензенской области с совмещением лечебной деятельности с <дата> по <дата> в льготном исчислении один год как один год и 3 месяца, заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Лопатинского района Пензенской области с совмещением лечебной деятельности с <дата> по <дата> в льготном исчислении один год как один год и 3 месяца и с <дата> по <дата> в календарном порядке, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> в льготном исчислении один год как один год и 3 месяца, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в календарном порядке, признать за нею право на досрочное назначение трудовой пенсии и обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию досрочно, дала объяснения аналогичные содержанию искового заявления, дополнительно пояснив, что в 1981 году окончила Кузнецкое медицинское училище Пензенской области по специальности фельдшер. В периоды работы в должности заведующей фельдшерско-акушерскими пунктами она фактически постоянно выполняла работу фельдшера, оказывала населению доврачебную медицинскую помощь, выполняла врачебные назначения, проводила патронаж детей и подворный обход, делала профилактические прививки, вела амбулаторный приём в пункте и на дому, то есть осуществляла лечебную деятельность. На курсы повышения квалификации она направлялась руководством, в это время ей начислялась зарплата, производились выплаты в пенсионный фонд. Кроме того, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение ей трудовой пенсии, не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> в льготном исчислении один год как один год три месяца, что тоже считает необоснованным. Представитель ГУ - Управления Пенсионного фонда по Лопатинскому району Пензенской области Климова Е.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что считает отказ в досрочном назначении Шабановой Р.Д. трудовой пенсии обоснованным, пояснила, что периоды работы заведующей фельдшерско-акушерскими пунктами не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как профессия «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом» не предусмотрена Списками должностей, утверждёнными Постановлениями от 06.09.1991 г № 464 и от 22.09.1999 г. № 1066. Считает, что правомерно не засчитаны и периоды нахождения Шабановой Р.Д. на курсах повышения квалификации, поскольку ни «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, ни Разъяснением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года за № 5 зачет в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрен. Отпуск по уходу за ребенком не подлежит включению в специальный стаж, поскольку имел место в период работы заведующей ФАП. По мнению ГУ - УПФР стаж на соответствующих видах работ Шабановой Р.Д. на момент обращения составил 8 лет 10 месяцев 28 дней, то есть менее 25 лет. Просит в удовлетворении её требований отказать. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Конституция РФ, в частности ст. 39, гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод граждан гарантируется, без какой – либо дискриминации. Согласно п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ Конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны, безопасности государства. Согласно ст.7 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины возраста 55 лет. Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона (в редакции ФЗ № 319 от 30.12.2008 года) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности. Пунктом 2 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173–ФЗ от 17.12.2001 года предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (в редакции Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992г. № 634, от 23.07.1993г. № 701, от 22.09.1993г. № 953) установлено исчисление сроков выслуги для врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности по правилам: один год работы в этих должностях и подразделениях в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца. Для отнесения работы, в связи с которой назначается пенсия за выслугу лет по Списку 1991 года, к должностям врачей и среднего медицинского персонала учитываются положения об оплате труда работников здравоохранения, последнее из которых утверждено Приказом Минздрава от 15 октября 1999 года № 377. В соответствии с этим Положением к среднему медицинскому персоналу относятся, в частности, фельдшеры. Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждёнными Постановлениями Правительства РФ от 06.09.1991 г. № 464, от 22.09.1999 года № 1066, от 29.10.2002 г. № 781 предусмотрены учреждение центральная районная больница, участковая больница, структурное подразделение фельдшерско-акушерский пункт, а также профессии медицинская сестра, медицинская сестра патронажная, заведующая медицинским пунктом – медицинская сестра (или фельдшер). Судом установлено, что Шабанова Р.Д. (добрачная фамилия <данные изъяты>) работала в должности с заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Лопатинского района Пензенской области с <дата> по <дата>, заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Лопатинского района Пензенской области с <дата> по <дата>, участковой медицинской сестрой в <данные изъяты> фельдшерско-акушерском пункте Лопатинского района, с <дата> по <дата>, заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Лопатинского района Пензенской области с <дата> по <дата>, с <дата> по настоящее время работает в должности заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера Лопатинского района, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д.6-7), справкой, уточняющей характер работы (л.д.19). Судом также установлено, что кроме выполнения обязанностей заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, Шабанова Р.Д. фактически осуществляла работу фельдшера. Факт выполнения Шабановой Р.Д. работы фельдшером в указанные периоды подтверждается объяснениями свидетелей, а также другими доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства. Свидетель ФИО пояснила, что с 1981 года работала заместителем главного врача Лопатинской центральной районной больницы по оргметодработе по обслуживанию населения. С 1991 года по настоящее время работает участковым врачом педиатром больницы. В период работы заместителем главного врача все фельдшеры ЦРБ и её подразделений находились под её руководством и контролем. Обязанности фельдшера выполняли заведующие медицинскими пунктами и фельдшерско-акушерскими пунктами. В их обязанности входило оказание доврачебной медицинской помощи населению, профилактический осмотр больных, простейшие лабораторные исследования, проведение профилактических прививок, выполнение назначений врачей, патронаж детей и беременных женщин и др. Как заведующие пунктами они вели административно-хозяйственную деятельность и статистическую отчетность. Шабанова Р.Д. в 1982 году, работая заведующей ФАП в селе <адрес>, осуществляла лечебную деятельность и выполняла обязанности фельдшера. Работая в 1983г. заведующей ФАП в селе <адрес> и с 1993 года по 2002 год в селе <адрес>, Шабанова Р.Д. также постоянно выполняла обязанности фельдшера. Свидетель ФИО1 пояснила, что с сентября 1984 по август 2006 года она работала фельдшером организационно-методического кабинета Лопатинской ЦРБ, в настоящее время находится на пенсии. Все фельдшеры ЦРБ и её подразделений находились под её руководством и контролем. Обязанности фельдшера выполняли заведующие медицинскими пунктами и фельдшерско-акушерскими пунктами, поскольку штатами в ФАПах были предусмотрены только должности заведующих. Шабанова Р.Д., работая в фельдшерско-акушерских пунктах <адрес> Лопатинского района, <адрес> Лопатинского района, <адрес> Лопатинского района, фактически осуществляла также и обязанности фельдшера, оказывала медицинскую помощь населению, проводила профилактический осмотр больных, простейшие лабораторные исследования, профилактические прививки, выполняла назначения врачей, патронаж детей и беременных женщин и др. С 2003 года штатным расписанием была установлена должность заведующего - фельдшера фельдшерско-акушерского пункта. Свидетель ФИО2, житель <адрес>, пояснил, что с 1994 года страдает хроническими заболеваниями, в силу чего, часто приходилось и приходится обращаться за медицинской помощью к фельдшеру Шабановой Р.Д. Она проводила осмотры, делала уколы, брала анализы крови, измеряла артериальное давление, выполняла назначения врачей. Работая в колхозе водителем, ему приходилось везти рожениц в больницу и были случаи, когда в дороге Шабанова Р.Д. принимала роды. Свидетель ФИО3, житель села <адрес>, пояснила, что в 1983 году как будущая роженица наблюдалась у фельдшера Шабановой Р.Д., она проводила осмотры, брала анализы, выполняла назначения врачей. <дата> она родила дочь, патронаж ребенка осуществляла Шабанова Р.Д. Свидетель ФИО4, житель <адрес>, пояснила, что страдает сахарным диабетом, в связи с чем, с 1993 года находится под постоянным наблюдением фельдшера Шабановой Р.Д., которая проводит осмотры, берет анализы крови, делает инъекции, осуществляет медицинскую помощь и в дневное, и в ночное время, и в выходные дни. Свидетели ФИО5 и ФИО6 пояснили, что ранее проживали в <адрес>. В период с 1981 года по 1983 год в селе фельдшером работала Шабанова Р.Д., которая оказывала жителям села медицинскую помощь, проводила осмотры, прививки, патронаж новорожденных, делала уколы, ставила капельницы. При необходимости являлась по вызову ночью, оказывала первую неотложную помощь, назначала лечение. Свидетели ФИО7 и ФИО8, жители села Карлыган, пояснили, что Шабанова Р.Д. на протяжении всего периода работы в фельдшерском пункте оказывала им необходимую медицинскую помощь, в том числе, проводила осмотры, измеряла давление, делала инъекции, прививки. Суд признает показания вышеуказанных свидетелей допустимыми, поскольку они подтверждаются другими объективными доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства. Согласно медицинских карт амбулаторных больных ФИО9,1987 года рождения, (начата в 1987 г), ФИО10,1992 года рождения, (начата в 1992г.), ФИО11,1993 года рождения (начата в 1993 г.), ФИО12, 1964 года рождения, (начата в 1994 г.), ФИО8,1950 года рождения, (начата в 1970 г.), ФИО7, 1947 года рождения, (начата в 1985 г.), ФИО4,1953 года рождения, (начата в 1991 г.), ФИО2, 1956 года рождения, (начата в 1994 г.), ФИО3, 1964 года рождения, (начата в 1985 г.), ФИО13, 1980 года рождения, (начата в 1981 г.), ФИО14, 1991 года рождения, (начата в 1991г.), ФИО15, 1981 года рождения, (начата в 1981г.), исследованных в подлинном виде в ходе судебного разбирательства, Шабановой Р.Д. проводилась работа по приёму больных, назначалось лечение, выполнялись назначения врачей, осуществлялось посещение больных на дому и оказание экстренной медпомощи, патронаж новорожденных, выполнение профилактических прививок. Согласно должностной инструкции заведующей фельдшерским пунктом - фельдшера обязанностями заведующего-фельдшера являются, в частности, осуществлять лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую работу, оказывать доврачебную медицинскую помощь населению, осуществлять прием больных на ФАП, осуществлять наблюдение больных на дому, оказывать первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях, выполнять врачебные назначения (л.д.21,121). Как видно из копий штатных расписаний по Лопатинской ЦРБ, имеющихся в материалах дела, а также подлинных штатных расписаний, исследованных в подлинном виде в судебном заседании, в 1981г. в Лопатинской ЦРБ предусмотрено на 7 фельдшерско-акушерских пунктов и 17 медицинских пунктов должностей заведующих - 24, акушерок- 5, 1982г. в Лопатинской ЦРБ предусмотрено на 6 фельдшерско-акушерских пунктов и 18 медицинских пунктов должностей заведующих - 24, акушерок- 4,5, 1983г. в Лопатинской ЦРБ предусмотрено на 5 фельдшерско-акушерских пунктов и 19 медицинских пунктов должностей заведующих - 24, акушерок - 4, в 1984г. в Лопатинской ЦРБ предусмотрено на 5 фельдшерско-акушерских пунктов и 19 медицинских пунктов должностей заведующих - 24, акушерок- 4, 1985г. в Лопатинской ЦРБ предусмотрено на 5 фельдшерско-акушерских пунктов и 18 медицинских пунктов должностей заведующих - 23, акушерок- 3, 1994 г. в Лопатинской ЦРБ предусмотрено на 23 фельдшерско-акушерских пунктов должностей заведующих - 23, патронажной сестры-1,5, в 1995 г.г. – на 21 фельдшерско-акушерских пунктов предусмотрено должностей заведующих персонала - 21,патронажной сестры, акушерки -4, в 1996 году – на 21 ФАП предусмотрено должностей заведующих, медицинского персонала - 21, должности патронажная сестра, акушерка - 2, в 1997 году - на 21 ФАП предусмотрено должностей заведующих, медицинского персонала - 21, должности патронажная сестра, акушерка - 4, в 1998 году - на 21 ФАП предусмотрено должностей заведующих, медицинского персонала - 21, должности патронажная сестра, акушерка - 2, в 1999 году - на 21 ФАП предусмотрено должностей заведующих, медицинского персонала - 21, должности патронажная сестра, акушерка - 3, в 2000 году - на 23 ФАП предусмотрено должностей заведующих, медицинского персонала - 23, должности патронажная сестра, акушерка - 1,5, в 2001 году - на 23 ФАП предусмотрено должностей заведующих, медицинского персонала - 23, должности патронажная сестра, акушерка - 1,5, в 2002 году предусмотрено на 23 фельдшерско-акушерских пункта должностей заведующих, медицинского персонала - 22,5 должности медицинская патронажная сестра – 2,5, санитарки- 6,5. В 2003 году штатным расписанием предусмотрена должность заведующего <данные изъяты> фельдшерско - акушерским пунктом - фельдшера. Как видно из копии приказа по Лопатинской ЦРБ № 109-Л от 10.12.1999 года, на основании приказа Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999 года «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» дополнено наименование должности заведующей медицинским пунктом, заведующей ФАП наименованием должности - специальности, предусмотренной номенклатурой должностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей, т.е. заведующий мед. пунктом, ФАП-фельдшер, мед.сестра, акушерка( л.д.83). Суд считает, что работник не может быть ответственным за неполное содержание записей в его трудовой книжке, приказах, неграмотное составление штатных расписаний, поскольку ведение трудовых книжек, изготовление приказов, составление штатных расписаний является обязанностью работодателя, недочеты которого не могут ограничивать права истца, в том числе и право на назначение трудовой пенсии досрочно. Исходя из изложенного, принимая во внимание приведенные выше доказательства, исследованные в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что Шабанова Р.Д., являясь заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Лопатинского района Пензенской области с <дата> по <дата>, заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Лопатинского района Пензенской области с <дата> по <дата>, заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Лопатинского района Пензенской области с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> фактически в течение полного рабочего дня выполняла обязанности заведующей фельдшерско - акушерским пунктом - фельдшера, которые впоследствии в 2002 году были закреплены в должностной инструкции заведующего фельдшерско - акушерским пунктом – фельдшера с введением данной должности в штатное расписание, а потому суд считает, что орган пенсионного обеспечения необоснованно исключил указанные периоды из трудового стажа истицы, дающего ей право на досрочное назначение трудовой пенсии, и указанные периоды работы подлежит включению в специальный медицинский стаж, периоды работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в льготном исчислении один год как один год и 3 месяца, период работы с <дата> по <дата> в льготном исчислении один год как один год и 3 месяца, а период работы с <дата> по <дата> в календарном порядке в силу положений п.п. «а» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ «От трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10. 2002 года № 781, в соответствии с которыми период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке, только, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке). Судом установлено, что в период работы Шабановой Р.Д. заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом с совмещением лечебной деятельности ей предоставлялся отпуск по уходу за ребенком с <дата> по <дата> в связи с рождением <дата> дочери ФИО3, что подтверждается копией свидетельства о рождении ребенка (л.д.131), справками сельсовета (л.д.132,133). В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно действовавшему в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7). Поскольку период отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы. Следовательно, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в кратном исчислении один год как 1 год 3 месяца. Что касается незачета в специальный стаж периодов нахождения Шабановой Р.Д. на курсах повышения квалификации, то суд пришел к следующему. В силу положений статьи 112 КЗоТ РСФСР, действовавшего в спорные периоды, и статьи 187 Трудового Кодекса РФ при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Сохранение заработка является условием для уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Факты прохождения Шабановой Р.Д. курсов повышения квалификации в периоды с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> подтверждаются имеющимися в материалах дела справкой, уточняющей характер работы (л.д.19), свидетельствами о прохождении курсов повышения квалификации в указанные периоды (л.д.16-18). Как видно из копий лицевых счетов, исследованных в судебном заседании, имеющихся в материалах дела, Шабановой Р.Д. в периоды нахождения на курсах повышения квалификации начислялась заработная плата, и производились соответствующие отчисления. Таким образом, судом установлено, и это не оспаривается сторонами, что в период нахождения истицы на курсах повышения квалификации за нею сохранялось рабочее место по основному месту работы и заработная плата, из которой производились страховые отчисления. Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> № в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Исходя из изложенного, нахождение Шабановой Р.Д. на курсах повышения квалификации является одним из видов работы с сохранением средней заработной платы, а для отдельных категорий работников, в том числе медицинских, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Не включение указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, незаконно, нарушает законные права и интересы истицы. Следовательно, периоды нахождения Шабановой Р.Д. на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном порядке. Отказывая во включении в специальный стаж Шабановой Р.Д. вышеуказанных периодов, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил ее в пенсионных правах. Между тем, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Довод представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для включения в специальный трудовой стаж заявленных истцом периодов работы заведующей фельдшерско-акушерскими пунктами с совмещением лечебной деятельности, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком и на курсах повышения квалификации суд считает основанным на ошибочном толковании и применении норм материального права. Ответчиком не оспаривается наличие у истца на момент обращения за пенсией без учета спорных периодов специального стажа 8 лет 10 месяцев 28 дней. Судом установлено, что специальный стаж работы Шабановой Р.Д., дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии с учетом включения заявленных периодов работы заведующей фельдшерско-акушерскими пунктами <дата> по <дата> в льготном исчислении один год как один год и 3 месяца, периода работы с <дата> по <дата> в календарном порядке, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> в льготном исчислении один год как один год и 3 месяца, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в календарном порядке на момент обращения её за назначением пенсии составляет 26 лет 1 месяц, т.е. более 25 лет, в связи с чем, суд считает необходимым признать за нею право на досрочное назначение трудовой пенсии и обязать ГУ - УПФР по Лопатинскому району Пензенской области досрочно назначить ей трудовую пенсию как лицу, не менее 25 лет осуществляющему лечебную деятельность в учреждении здравоохранения в сельской местности, с момента обращения с заявлением о назначении пенсии. В соответствии с п.п.1, 2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной трудовой пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Судом установлено, что Шабанова Р.Д. <дата> обратилась в Пенсионный Фонд РФ по Лопатинскому району с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии, что подтверждается материалами исследованного в ходе судебного заседания пенсионного дела в отношении нее, представленного ответчиком. В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Исковые требования Шабановой Р.Д. подлежат удовлетворению в полном объеме, следовательно, в её пользу подлежат взысканию с ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Шабановой Расими Джамиловны удовлетворить. Решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области от <дата> об отказе Шабановой Р.Д. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости признать незаконным. Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области засчитать Шабановой Расиме Джамиловне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Лопатинского района Пензенской области с совмещением лечебной деятельности с <дата> по <дата> в льготном исчислении один год как один год и 3 месяца, заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Лопатинского района Пензенской области с совмещением лечебной деятельности с <дата> по <дата> в льготном исчислении один год как один год и 3 месяца, заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом Лопатинского района Пензенской области с совмещением лечебной деятельности с <дата> по <дата> в льготном исчислении один год как один год и 3 месяца и с <дата> по <дата> в календарном порядке; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> в льготном исчислении один год как один год и 3 месяца, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в календарном порядке. Признать за Шабановой Расимей Джамиловной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области досрочно назначить Шабановой Р.Д. трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением пенсии, то есть с <дата>. Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области в пользу Шабановой Расими Джамиловны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 (шестисот) рублей. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2011 года. Председательствующий: Т.В. Осипова