Дело № 2-120/2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 мая 2012 года с. Лопатино Лопатинский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Осиповой Т.В, с участием заместителя прокурора Лопатинского района Пензенской области Саушкиной В.А., действующей на основании доверенности, представителя администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области Осиповой М.М., действующей на основании доверенности, при секретаре Кузнецовой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лопатинского районного суда Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Лопатинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области и возложении обязанности по проведению работы по опашке и оборудованию защитных противопожарных полос по периметру населенного пункта, УСТАНОВИЛ: Прокурор Лопатинского района Пензенской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области и возложении обязанности по опашке и оборудованию защитных противопожарных полос по периметру населенного пункта пос. Маяк, указав в обоснование своих требований на то, что прокуратурой Лопатинского района в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории Лопатинского сельсовета. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Лопатинского сельсовета не обеспечивается реализация первичных мер пожарной безопасности, в том числе и на период действия особого противопожарного режима. Так, территория населенного пункта пос. Маяк, расположенного на расстоянии 430 метров по направлению на северо-запад от лесного массива, по периметру имеет с осени 2011 года минерализованную противопожарную полосу шириной менее 3 метров, что не соответствует требованиям пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, и не исключает возможности переброса огня в случае возгорания леса на населенный пункт. Данные нарушения в сфере противопожарной безопасности ограничивают права граждан на защиту от пожаров, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу в результате пожаров, а также на безопасное проживание граждан на территории населенного пункта – пос. Маяк. Прокурор Лопатинского района просил признать незаконным бездействие администрации Лопатинского сельсовета, выразившееся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности, а также обязать администрацию Лопатинского сельсовета произвести работы по опашке и оборудованию защитных противопожарных полос по периметру населенного пункта пос. Маяк. В судебном заседании заместитель прокурора Лопатинского района Пензенской области Саушкина В.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные содержанию заявления, просит обязать администрацию Лопатинского сельсовета произвести работы по опашке и оборудованию защитных противопожарных полос по периметру населенного пункта пос. Маяк. Представитель администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области Осипова М.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора признала полностью и пояснила, что в настоящее время невозможно произвести работы по опашке и оборудованию защитных противопожарных полос по периметру населенного пункта пос. Маяк ввиду отсутствия финансовых средств, обязуется устранить недостатки в ближайшее время. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о соответствии заявленных требований закону по следующим основаниям. В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст.1 Федерального Закона Российской Федерации от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьей 19 указанного закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), в соответствии с пунктом 21 которых территория населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. В силу п.112 указанных Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно статье 30 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ (ред.от 29.12.2010 г.) «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры). Постановлением Правительства Пензенской области № 268-ПП от 28.04.2011 года с 30 апреля 2012 года по 30 сентября 2012 года на территории области введен особый противопожарный режим. Таким образом, бездействие администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности, ограничивает права граждан на защиту от пожаров, причинения вреда жизни, здоровью имуществу в результате пожаров, а также на безопасное проживание граждан на территории населенного пункта – п. Маяк. Поэтому обращение прокурора Лопатинского района в защиту прав граждан в силу ст.45 ГПК РФ является обоснованным, и его требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности. Обязать администрацию Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области произвести работы по опашке и оборудованию защитных противопожарных полос по периметру населенного пункта – пос. Маяк. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд. Председательствующий: Т.В. Осипова