Дело № 2-291/2010 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 декабря 2010 года с. Лопатино Пензенской области Лопатинский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Игнашкина В.П., с участием представителя истца заместителя прокурора Лопатинского района Пензенской области Саушкиной В.А., представителя ответчика главы администрации Чардымского сельского совета Лопатинского района Пензенской области Поповой Т.В., при секретаре Евстифеевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лопатинского районного суда Пензенской области гражданское дело по иску прокурора Лопатинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Чардымского сельского совета Лопатинского района Пензенской области и понуждении совершить действие, УСТАНОВИЛ: Прокурор Лопатинского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав в обоснование своих требований на то, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства при содержании и эксплуатации ям Беккари на территории Лопатинского района прокуратурой района установлено, что на территории Чардымского сельсовета имеется одна биотермическая яма, построенная в 1990 году, расположенная на расстоянии 1000 м от <адрес>, которая является бесхозяйным объектом и на балансе ни у одной организации не состоит. В нарушение требований закона администрацией Чардымского сельского совета не осуществлены действия по обеспечению безопасности биотермической ямы, а именно: не подано заявление для постановки биотермической ямы на учёт. Данным бездействием нарушаются права и законные интересы граждан, создается угроза наступления тяжёлых последствий в виде возникновения природно-очаговых инфекций (в том числе сибирской язвы) и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Чардымского сельского совета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной гражданским законодательством работы по постановке на учёт бесхозяйной биотермической ямы, и обязать её обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи – биотермической ямы, расположенной на территории администрации Чардымского сельсовета на расстоянии 1000 м от села Чардыма. В судебном заседании заместитель прокурора Лопатинского района Саушкина В.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования уточнила, просит признать незаконным бездействие администрации Чардымского сельского совета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной гражданским законодательством работы по постановке на учёт бесхозяйной биотермической ямы, и обязать её в срок до <дата> обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи – биотермической ямы, расположенной на территории администрации Чардымского сельсовета на расстоянии 1000 м от села <адрес>. Дала пояснения, аналогичные содержанию искового заявления. Глава администрации Чардымского сельского совета Лопатинского района Попова Т.В. в судебном заседании уточненные требования прокурора признала и пояснила, что постановка на учёт биотермической ямы требует значительных материальных затрат. Финансовое положение администрации Чардымского сельсовета не позволяет быстро решить эту проблему. Поэтому действительно в настоящее время биотермическая яма является бесхозяйным объектом, в регистрирующий орган о постановке её на учёт она не обращалась. Но в 2011 году намерена принять все необходимые меры к постановке бесхозяйной ямы Беккари на учёт. Суд считает требования прокурора обоснованными, поскольку они подтверждаются объяснениями сторон и исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами: справкой Лопатинского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» о том, что технический паспорт на яму Беккари, расположенную в 1000 м от села Чардым, не изготавливался (л.д.8); справкой Городищенского отдела Управления Регистрационной службы по Пензенской области, из которой видно, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним яма Беккари, расположенная в 1000 м от села <адрес>, не зарегистрирована (л.д.9). Таким образом, судом установлено, что скотомогильник (биотермическая яма), расположенная на территории администрации Чардымского сельского совета, не имеет собственника, на балансе администрации Чардымского сельсовета и каких-либо других хозяйств не имеется. В соответствии с пп.8 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Как следует из ст.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среды и материальных потерь в случае их возникновения. Пункт 13 ст.35 Градостроительного кодекса РФ определяет скотомогильники как зоны специального назначения. В соответствии с п.6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биотермических отходов, утверждённых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся данные объекты. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учётом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию вышеуказанными нормами. В соответствии с ч.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Судом установлено, что администрация Чардымского сельсовета, на территории которой находится биотермическая яма, до настоящего времени не обратилась в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт биотермической ямы, находящейся на территории Чардымского сельсовета. Бездействие администрации Чардымского сельского совета, выразившееся в самоустранении от постановки на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйного имущества – биотермической ямы – создаёт предпосылки для ненадлежащего содержания данной биотермической ямы, что может отразиться на здоровье неопределённого круга лиц, а также является нарушением ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.225 ГК РФ, ст.ст.41,42 Конституции РФ, гарантирующих гражданам право на охрану здоровья, благополучную окружающую среду. Согласно ст.ст.41, 42 Конституции РФ гражданам гарантируется право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. Поэтому обращение прокурора Лопатинского района в защиту прав граждан в силу ст.45 ГПК РФ, является обоснованным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Чардымского сельского совета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной гражданским законодательством работы по постановке на учёт бесхозяйной биотермической ямы, расположенной на территории администрации Чардымского сельского совета Лопатинского района Пензенской области. Обязать администрацию Чардымского сельского совета Лопатинского района Пензенской области в срок до <дата> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи - биотермической ямы, расположенной на территории Чардымского сельского совета Лопатинского района Пензенской области в 1000 м от села <адрес>. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение 10 суток. Председательствующий: В.П. Игнашкин