Решение по делу № 2-289/2010



Дело № 2-289/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2010 года

с. Лопатино Пензенской области

Лопатинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Игнашкина В.П.,

при секретаре Евстифеевой И.Г.,

с участием истца Каштанова Н.В.,

представителя ответчика администрации Чардымского сельского совета Лопатинского района Пензенской области рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лопатинского районного суда Пензенской области – главы администрации Поповой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лопатинского районного суда гражданское дело по иску Каштанова Николая Владимировича к администрации Чардымского сельского совета Лопатинского района Пензенской о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Каштанов Н.В. обратился в суд с иском к администрации Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области о признании права собственности на недвижимое имущество, указывая в обоснование своих требований на то, что <дата> умерла его двоюродная тетя ФИО. При жизни она составила завещание, которым завещала Каштанову Н.В. все свое имущество, в том числе жилой дом и земельный участок при нем, находящиеся по адресу: <адрес>. В ноябре 2010 года он обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство на имущество, оставшееся после смерти ФИО Однако в выдаче свидетельства ему было отказано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на дом. В этом доме ФИО проживала по день смерти, по похозяйственной книге Чардымского сельского совета данное домовладение числится за нею. По указанному адресу ей был выделен земельный участок площадью 1700 м? для ведения личного подсобного хозяйства. Но государственная регистрации права собственности на дом ею не была произведена. Просил признать за ним право собственности на недвижимое имущество – жилой дом общей площадью 32,9 м?, расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании Каштанов Н.В. свои исковые требования поддержал, пояснил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнительно указав, что он является единственным наследником умершей тети, так как у неё больше никого родных не осталось. Детей у неё с мужем не было, муж умер ранее неё. Дом по <адрес> был построен тётей и её мужем в 1956 году. Просит признать за ним право собственности на недвижимое имущество – жилой дом общей площадью 32,9 м?, расположенный по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика администрации Чардымского сельского совета Лопатинского района Пензенской области – глава администрации Попова Т.В. – не возражает против удовлетворения исковых требований Каштанова Н.В..

Выслушав объяснения истца, проверив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение. Право наследования, предусматривающее возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, является основой конституционной свободы наследования.

Согласно ст.12 Гражданского Кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

Согласно 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с п.2 ст.218, ст.223 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, право собственности у приобретателя недвижимого имущества возникает с момента ее передачи и государственной регистрации перехода права собственности. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.

Судом установлено, что в 1956 году супруги ФИО построили жилой дом в селе <адрес> на земельном участке, расположенном по <адрес>, дому был присвоен . Общая площадь дома составляет 32,9 м2, дом состоит из одной жилой комнаты и кухни, что подтверждается данными, имеющимися в техническом паспорте, составленном по состоянию на <дата> Лопатинским отделением Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (л.д.15-19). Согласно данным похозяйственной книги Чардымской сельской администрации собственником домовладения является ФИО (л.д.9). Согласно свидетельству на право собственности на землю ФИО является собственником земельного участка площадью 1700 м2, предоставленного для личного подсобного хозяйства, расположенного по <адрес> (л.д.12), что подтверждается также справкой администрации Чардымского сельсовета (л.д.14).

Статья 1 Земельного кодекса РФ предусматривает единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Как видно из материалов дела, жилой <адрес>, расположенный по <адрес> <адрес> соответствует требованиям пожарной безопасности, строительным нормам и правилам, государственным санитарным эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. л.д.20-23).

Факт принадлежности ФИО недвижимого имущества, а также владения и пользования им указанным домовладением до момента смерти подтверждается показаниями свидетелей ФИО1 и ФИО2, которые, в том числе, подтвердили и обстоятельства, свидетельствующие о том, что наследниками имущества умершей ФИО является её двоюродный племянник – Каштанов Н.В.

Как видно из свидетельства о смерти, выданного <дата> администрацией Бузовлевского сельсовета <адрес>, ФИО умерла <дата> (л.д.7).

Как видно из завещания, составленного ФИО <дата>, в котором наследником своего имущества – жилого дома и земельного участка при нем в <адрес> указала Каштанова Н.В. (л.д.10).

Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию, выданному <дата>, наследником имущества ФИО, умершей <дата>, является Каштанов Николай Владимирович (л.д.11). Данное свидетельство подтверждает факт вступления истцом в права наследования в установленный законом срок.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд считает, что за Каштановым Н.В. следует признать право собственности на имущество оставшееся после смерти его тёти ФИО - жилой дом, общей площадью 32,9 м?, расположенный по <адрес>, в селе <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Каштанова Николая Владимировича удовлетворить.

Признать за Каштановым Николаем Владимировичем право собственности на жилой дом, общей площадью 32,9 м?, состоящий из одной жилой комнаты, площадью 23,6 м?, и кухни, площадью 9,3 м?, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Председательствующий: В.П. Игнашкин