Решение по делу № 2-274/2010



Дело № 2-274/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2010 года

с. Лопатино Пензенской области

Лопатинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой Т.В.,

с участием истца Дёмшиной Н.П.,

представителя истца Парамошкиной О.В., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика - администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области Осиповой М.М.,

при секретаре Ефремовой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лопатинского районного суда Пензенской области гражданское дело по иску Дёмшиной Нины Павловны к администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области о признании постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении к постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Дёмшина Н.П. обратилась в суд с иском, указывая, что постановлением главы администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области от <дата> ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Считает отказ в постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, поскольку она, как вдова участника Великой Отечественной войны, имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как нуждающаяся в улучшении жилищных условий вне зависимости от сроков подачи заявлении о постановке на учет на основании ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв.м. Её нуждаемость в улучшении жилищных условий обусловлена тем, что она не имеет жилья в собственности и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Ранее в собственности она имела жилой дом, общей площадью 55,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Дом по данным первичной инвентаризации числится построенным в 1963 году, но на самом деле он был построен гораздо раньше. Данный дом она подарила своей дочери ФИО., и в настоящее время дом принадлежит ей на праве собственности. В этом доме она проживает с дочерью и ребенком, которого дочь взяла под опеку. Поскольку жилищная комиссия не проводила осмотр жилого помещения, в котором она проживает, то она обратилась за проведением независимой экспертизы, по результатам которой физический износ дом составил 62%. Просит признать постановление об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признать за нею право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец Дёмшина Н.П. исковые требования поддержала, ссылаясь в обоснование на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что жилой дом, общей площадью 55,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, выбыл из её собственности в 2007 году. Она оформила на имя дочери Дёмшиной Л.Н. договор дарения, в том же году была произведена государственная регистрация права собственности. После оформления договора дарения она зарегистрирована и проживает в указанном доме с дочерью и ребенком, которого дочь взяла под опеку. Поскольку она не имеет в собственности жилья, то, придя в администрацию сельсовета сказала, что намерена обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как у нее нет жилья и ей негде жить. Заявление о постановке на учет она составляла и подписывала собственноручно. О непригодности жилого дома, в котором проживает, на тот момент речь не вела. Однако указанное жилое помещение является непригодным для проживания, поскольку представляет собой деревянный сруб дореволюционного времени изготовления, обложенный кирпичом. Дом переносился в 1963 году с одного места на другое. В 2005 году она и дочь заменили крышу на новую, в 2009 году закончили ремонт коридора. В доме имеются водоснабжение, канализация, газовое отопление, энергоснабжение. Но считает, что деревянный сруб пришел в негодность, сгнил, в стенах дома есть трещины, а поэтому дом не пригоден для проживания в нем. Ранее она имела в собственности жилой дом, расположенный в <адрес>, который продала в 2008 году ФИО1 Но и этот дом был ветхим и непригодным для проживания.

При обращении <дата> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она указала основанием для постановки отсутствие жилого помещения. В сентябре 2010 года была проведена оценка физического износа дома имущественно-правовой компанией «Фемида», износ дома составил 62 %. С заявлением о постановке на учет в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям она не обращалась.

Просит признать незаконным постановление администрации Лопатинского сельского совета об отказе ей в постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, признать за нею право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию сельского совета поставить ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

Представитель истца Парамошкина О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Дёмшиной Н.П. поддержала, просит их удовлетворить. Просит учесть, что жилой дом, расположенный по <адрес> не пригоден для проживания, имеет износ 62 %. В заявлении истцом было указано как основание для постановки на учет отсутствие жилого помещения, поскольку ей не было разъяснено, что ввиду того, что она проживает в жилом доме с дочерью, то есть имеет жилье, то необходимо решать вопрос о его пригодности либо непригодности для проживания в нем. Считает, что сельской администрацией указанное жилое помещение должно было быть исследовано на пригодность либо непригодность для проживания.

Представитель ответчика администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области Осипова М.М., действующая на основании доверенности, исковые требования Дёмшиной Н.П. не признала, считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Дёмшина Н.П. <дата> обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав основанием отсутствие жилого помещения. Дёмшиной Н.П. было отказано в признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду того, что ею были представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением Комитета местного самоуправления Лопатинского сельсовета № 10-37/4 от 19.05.2006года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Лопатинском сельсовете» (с изменениями, внесенными решением № 6-34/5 от 26.02.2010 года) установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Истец зарегистрирован и проживает в благоустроенном жилом доме, общей площадью 55,3 кв.м, принадлежащем её дочери Дёмшиной Л.Н. на правах члена семьи собственника. Дом был подарен истцом дочери в 2007 году. На момент обращения в доме были зарегистрированы два человека. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в указанном доме составляла более 18 кв.м. На настоящий момент в доме временно зарегистрирован опекаемый ребенок ФИО2, но и в данном случае обеспеченность также более 18 кв.м. Считает, что жилое помещение пригодно для проживания. Кроме того, ранее в собственности Дёмшиной Н.П. находился жилой дом, расположенный по <адрес>, общей площадью 25,6 кв. м, который она продала ФИО1 в 2008 году. При обращении Дёмшиной Н.П. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она лично разъясняла то, по каким основаниям возможна постановка на учет. Дёмшина Н.П. заявила, что у нее не имеется жилья. Заявление она составляла и подписывала собственноручно. Заявления о постановке на учет в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, либо по другим основаниям от Дёмшиной Н.П. не поступало, в связи с чем, в установленном действующим законодательством порядке вопрос о пригодности либо непригодности данного жилого помещения не решался. Просила в иске отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав матери­алы дела, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осу­ществляет суд.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществля­ется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения пра­ва и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

В соответствии с ч. 1статьи 49 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ), действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Частями 3, 4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено:

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно со ст.51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что Дёмшина Н.П. является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается копией удостоверения (л.д.49) и имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ « О ветеранах».

Дёмшина Н.П. с <дата> и по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями, имеющимися в паспорте (л.д.71-72). Собственником указанного дома на момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и по настоящее время является дочь Дёмшиной Н.П.- ФИО., что подтверждается копией договора дарения от <дата> с отметкой Управления Федеральной регистрационной службы по Пензенской области о производстве государственной регистрации права собственности на дом <дата>, номер регистрации 58-58-07/004/2007 (л.д.50), согласно которому Дёмшина Н.П. подарила и передала ФИО указанный жилой дом.

Согласно данным территориального пункта Управления миграционной службы России по Пензенской области в Лопатинском районе (л.д.29), в жилом доме <адрес> зарегистрированы Дёмшина Н.П. и ФИО Согласно данным похозяйственной книги администрации Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области в состав семьи Дёмшиной Н.П. входят и совместно проживают дочь ФИО, внучка ФИО2 (л.д.31).

В материалах дела также имеются: копия договора купли-продажи от <дата> (л.д.76), согласно которому Демшина Н.П. продала ФИО1 за 85000 рублей жилой дом, общей площадью 25,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; копия свидетельства о государственной регистрации за ФИО1 права собственности на указанный жилой дом на основании данного договора купли-продажи (л.д.77).

Суд не может принять во внимание утверждение истца о ветхости и непригодности для проживания дома, проданного ФИО1, поскольку соответствующих доказательств, подтверждающих данный довод, суду не представлено.

В судебном заседании также установлено, что Дёмшина Н.П. <дата> обратилась в администрацию Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области с заявлением по вопросу постановки её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», указав в заявлении основание постановки на учет - отсутствие жилого помещения, что следует из заявления Дёмшиной Н.П., исследованного в подлинном виде в судебном заседании.

Постановлением главы администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области от <дата> ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ (л.д.4).

Решением Комитета местного самоуправления Лопатинского сельсовета № 10-37/4 от 19.05.2006года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Лопатинском сельсовете» (с изменениями, внесенными решением № 6-34/5 от 26.02.2010 года) установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека (л.д.62).

В силу ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).

На основании ст. 6 п. 2 Закона РФ от 29 декабря 2004 г. (с изм. и доп. на 29 декабря 2006 г.) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" "граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма".

Согласно Федеральному Закону о внесении изменений в Федеральный Закон «О ветеранах» принятому Государственной Думой 02.12.2009 года, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 4 пункта 1 статьи 21 Закона «О ветеранах»).

В силу положений ст. 23.2 указанного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако вышеприведенные нормы жилищного законодательства не предусматривают возможности постановки на учет лиц из числа вышеуказанных категорий граждан, если они обеспечены жилой площадью.

Как установлено в судебном заседании, истица, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает в благоустроенном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Кроме неё по указанному адресу зарегистрирована и проживает её дочь ФИО., являющаяся собственником указанного жилого помещения. Фактически в доме проживает опекаемая ФИО несовершеннолетняя ФИО2, которая зарегистрирована в указанном жилом помещении <дата> на период с <дата> по <дата>. Общая площадь жилого помещения составляет 55,3 кв.м. Следовательно, на каждого проживающего в указанном жилом помещении приходится более 18 кв.м общей площади, что превышает учетную норму.

Из материалов дела видно, что Дёмшина Н.П. является матерью собственника жилого дома ФИО., с <дата> зарегистрирована в доме, ранее являлась его собственником, после того как подарила дом дочери проживает в доме вместе с нею на правах члена семьи, чего не отрицала в судебном заседании и сама истица. Следовательно, согласно ч.2 ст.31 ЖК РФ истица имеет равное с Дёмшиной Л.Н. право пользования жилым помещением.

Суд не может принять во внимание доводы истца Дёмшиной Н.П. и её представителя о незаконности отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду того, что ответчиком не было исследовано жилое помещение, расположенное в <адрес>, в котором Дёмшина Н.П. проживает, на пригодность либо непригодность для проживания, ввиду того, что на момент обращения её с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий оснований для исследования жилого помещения на предмет пригодности или непригодности его для проживания не имелось, поскольку основанием для постановки на учет было указано отсутствие жилого помещения.

Утверждение истца Дёмшиной Н.П. и её представителя Парамошкиной О.В. о непригодности для проживания жилого <адрес> в <адрес>, в котором истец зарегистрирован и проживает, со ссылкой на отчет об оценке физического износа дома от <дата>, произведенной имущественно-правовой компанией «Фемида», а также показания свидетелей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о том, что ранее они производили ремонтные работы в доме Дёмшиной Н.П. и видели, что деревянный сруб, который затем был обложен кирпичом, частично сгнил, суд не может принять во внимание также и в связи с тем, что не соблюден порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, установленный Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. Кроме того, отчет об оценке физического износа дома содержит лишь вывод о проценте износа дома и не содержит конкретный вывод о непригодности дома к проживанию.

Ссылку представителя истца Парамошкиной О.В. на то, что в заявлении истцом было указано как основание для постановки на учет отсутствие жилого помещения ввиду того, что ей не было разъяснено, что поскольку она проживает в жилом доме с дочерью, то есть имеет жилье, то необходимо решать вопрос о его пригодности либо непригодности для проживания в нем, суд считает не состоятельной. Сама Дёмшина Н.П. пояснила, что, обратившись в администрацию сельсовета с требованием о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, она заявляла о том, что у неё нет жилья, о ветхости и непригодности дома для проживания речь не вела, бланк заявления о постановке на учет читала и заполняла собственноручно.

Таким образом, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Дёмшиной Н.П. правомерно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ как представившей документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Жилищные правоотношения требуют разрешения вопроса о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления. Дёмшина Н.П. обратилась с заявлением о постановке на учет, указав основанием отсутствие жилого помещения. С заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет по иным основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, Дёмшина Н.П. не обращалась, и этот вопрос органом местного самоуправления не рассматривался.

Документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК РФ, истцом представлено не было.

Требования Дёмшиной Н.П. о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на настоящий момент являются необоснованными. У суда отсутствуют основания возлагать на администрацию Лопатинского сельского совета обязанность поставить Дёмшину Н.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Однако Дёмшина Н.П. не лишена права обратиться в администрацию сельсовета с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Дёмшиной Нине Павловне в удовлетворении исковых требований к администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области о признании постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении к постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2010 года.

Председательствующий: Т.В. Осипова