Решение по делу № 2-286/2010



Дело № 2-286/2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2010 года

с. Лопатино Пензенской области

Лопатинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой Т.В.,

при секретаре Ефремовой И.Г.,

с участием представителя ответчика ГУ - УПФР по Лопатинскому району Пензенской области Левченко И.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашиной Любови Николаевны к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области о признании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии незаконным и нарушающим ее законные права и интересы, включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, и понуждении к досрочному назначению трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Кашина Л.Н обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование своих требований на то, что она, считая, что ее специальный стаж составляет 25 лет, <дата> обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ - Управлении Пенсионного Фонда по Лопатинскому району Пензенской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением комиссии от <дата> ей было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с тем, что в специальный медицинский стаж не включены периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. С данным решением ГУ - УПФР она не согласна, считает его незаконным и нарушающим ее законные права и интересы. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации за нею сохранялось рабочее место, заработная плата и производились выплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Просила суд признать незаконным отказ комиссии ГУ - УПФР по Лопатинскому району Пензенской области от <дата> в досрочном назначении ей пенсии, включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж и обязать орган пенсионного фонда досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с <дата>.

В судебное заседание Кашина Л.Н. не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, в своем заявлении просит дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования полностью поддерживает и просит их удовлетворить.

Представитель ГУ - УПФР по Лопатинскому району Левченко И.Н. исковые требования Кашиной Л.Н. не признала, пояснив, что действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж по специальности периодов нахождения на курсах повышения квалификации. На момент обращения Кашиной Л.Н. за досрочным назначением трудовой пенсии ее специальный стаж составил менее 25 лет. Просит в иске отказать.

Выслушав объяснения представителя ответчика Левченко И.Н., изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд находит иск Кашиной Л.Н. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, в частности ст.39, гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173–ФЗ от 17.12.2001 года предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Указанным Списком предусмотрены должности врачей-специалистов всех наименований (кроме врачей-статистов) больниц всех наименований.

В соответствии с п.п. «а» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона» О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности год работы в сельской местности засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Судом установлено, что Кашина Л.Н. с <дата> была принята врачом-терапевтом стационара в Лопатинскую центральную районную больницу Пензенской области, <дата> переведена участковым врачом-терапевтом в поликлинику, <дата> переведена врачом-терапевтом в дневной стационар той же больницы, <дата> уволена по собственному желанию, с <дата> по настоящее время работает участковым терапевтом в МУЗ «<данные изъяты>» <адрес>, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.9-16), выписками из приказов по Лопатинской ЦРБ (л.д.17,18,19); справками, уточняющими характер работы (л.д. 36-37).

Как видно из решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ Управлении Пенсионного Фонда по Лопатинскому району Пензенской области от <дата>, Кашиной Л.Н. отказано в зачете в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации (л.д.7).

Факты прохождения Кашиной Л.Н. курсов повышения квалификации в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> подтверждаются имеющимися в материалах дела справкой, уточняющей характер работы (л.д.8), копиями приказов по Лопатинской ЦРБ (л.д.17,18,19), свидетельствами о прохождении курсов повышения квалификации в указанные периоды (л.д.20-24).

Как видно из копий лицевых счетов, имеющихся в материалах дела, Кашиной Л.Н. в периоды нахождения на курсах повышения квалификации начислялась заработная плата и производились соответствующие отчисления, в том числе отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд (л.д. 26-27).

Таким образом, судом установлено, и это не оспаривается сторонами, что в период нахождения истицы на курсах повышения квалификации за нею сохранялось рабочее место по основному месту работы и заработная плата, из которой производились страховые отчисления.

В силу положений статьи 112 КЗоТ РСФСР, действовавшего в спорные периоды, и статьи 187 Трудового Кодекса РФ при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Сохранение заработка является условием для уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Как видно из лицевых счетов, исследованных в подлинном виде в судебном заседании, в периоды нахождения на курсах повышения квалификации Кашиной Л.Н. начислялась заработная плата и производились соответствующие страховые отчисления.

Таким образом, судом установлено, и это не оспаривается ответчиком, что в период нахождения истицы на курсах повышения квалификации за нею сохранялось рабочее место по основному месту работы и заработная плата, из которой производились страховые отчисления.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Исходя из изложенного, нахождение Кашиной Л.Н. на курсах повышения квалификации является одним из видов работы с сохранением средней заработной платы, а для отдельных категорий работников, в том числе медицинских, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Невключение указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, незаконно, нарушает законные права и интересы истца. Следовательно, периоды нахождения Кашиной Л.Н. на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном порядке.

Отказывая во включении в специальный стаж Кашиной Л.Н. вышеуказанных периодов, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил ее в пенсионных правах.

Между тем, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Ответчиком не оспаривается наличие у истца на момент обращения за пенсией с учетом применения Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года без учета периодов нахождения на курсах повышения квалификации специального стажа 24 года 2 месяца 28 дней.

Судом установлено, что с учетом включения в специальный стаж Кашиной Л.Н. периодов нахождения её на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> её стаж на момент обращения за назначением пенсии составит 25 лет 0 месяцев 6 дней.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ комиссии ГУ - Управления Пенсионного Фонда по Лопатинскому району засчитать Кашиной Л.Н. в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в досрочном назначении трудовой пенсии является незаконным и нарушающим ее законные права и интересы, и заявленные ею периоды должны быть засчитаны в специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном порядке.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной трудовой пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Судом установлено, что Кашина Л.Н. <дата> обратилась в Пенсионный Фонд по Лопатинскому району с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии, что подтверждается материалами исследованного в ходе судебного заседания пенсионного дела, представленного ответчиком.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Исковые требования Кашиной Л.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме, следовательно, в её пользу подлежат взысканию с ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Кашиной Любови Николаевны удовлетворить.

Признать отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном Учреждении - Управлении Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области от <дата> Кашиной Любови Николаевне в досрочном назначении трудовой пенсии незаконным и нарушающим ее законные права и интересы.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области засчитать Кашиной Любови Николаевне в календарном порядке периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и досрочно назначить Кашиной Л.Н. трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением трудовой пенсии, то есть с <дата>.

Взыскать с ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области в пользу Кашиной Любови Николаевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 (шестисот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения решения.

Председательствующий: Т.В. Осипова