Дело № 2-267/2010 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 ноября 2010 года с. Лопатино Лопатинский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Осиповой Т.В., с участием представителя истца прокурора Лопатинского района Пензенской области Саушкиной В.А., действующей на основании доверенности, истца Гордеевой Н.В., представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации Лопатинского района Пензенской области Асоновой М.И., при секретаре Ефремовой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лопатинского районного суда Пензенской области гражданское дело по иску прокурора Лопатинского района Пензенской области в интересах Гордеевой Надежды Викторовны к Управлению социальной защиты населения администрации Лопатинского района Пензенской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и взыскании задолженности по ежемесячным денежным выплатам, УСТАНОВИЛ: Прокурор Лопатинского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Гордеевой Н.В., указав в обоснование своих требований, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Гордеевой Н.В. о законности прекращения выплаты мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, в ходе которой установлено, что Гордеева Н.В. с <дата> является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, с <дата> инвалидность установлена бессрочно. В соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и законом Пензенской области от 29.06.2006 N 1063-ЗПО «О денежной форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг» Гордеевой Н.В. была предоставлена мера социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги в размере 50 % от величины регионального стандарта. Согласно распоряжению Управления социальной защиты населения администрации Лопатинского района № от <дата> Гордеевой Н.В. с <дата> по <дата> в качестве меры социальной поддержки производилась ежемесячная денежная выплата в размере 49,50 рублей. Впоследствии был сделан перерасчет и за указанный период была установлена ежемесячная денежная выплата в размере 278,34 рублей. С <дата> в нарушение положений действующего законодательства выплата Гордеевой Н.В. мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг Управлением социальной защиты населения была прекращена. В ходе проверки установлено, что каких-либо данных, свидетельствующих о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров выплат или их прекращение, в отношении Гордеевой Н.В. в Управлении социальной защиты населения администрации Лопатинского района не имеется. Из объяснения Гордеевой Н.В. следует, что при обращении ее в 2007 году в Управление социальной защиты населения, ей сказали о том, что все данные о результатах очередного переосвидетельствования (справки об инвалидности) из бюро медико-социальной экспертизы поступают в Пенсионный фонд, а из Пенсионного фонда к ним в Управление, поэтому предоставлять справки об инвалидности и подтверждать право на получение ЕДВ каждый год ей не следует. Каких-либо писем или уведомлений о необходимости предоставления документов она не получала. Гордеева Н.В. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию. В силу заболевания не способна самостоятельно защищать свои права в судебном порядке, в связи с чем обратилась в прокуратуру Лопатинского района с просьбой о защите своих прав. Названные обстоятельства явились основанием для предъявления прокурором иска в интересах Гордеевой Н.В. в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Просил признать за Гордеевой Надеждой Викторовной право на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и жилья в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50 % от величины регионального стандарта в период с <дата> по <дата> и взыскать в ее пользу с Управления социальной защиты населения администрации Лопатинского района задолженность по ежемесячным денежным выплатам за период с <дата> по <дата> в сумме 6252,01 рублей. В судебном заседании представитель прокурора Лопатинского района Пензенской области Саушкина В.А. исковые требования уточнила, просит признать за Гордеевой Надеждой Викторовной право на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и жилья в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50 % от величины регионального стандарта в период с <дата> по <дата> и взыскать в ее пользу с Управления социальной защиты населения администрации Лопатинского района задолженность по ежемесячным денежным выплатам за период с <дата> по <дата> в сумме 6089,03 рублей, поддержав уточненные исковые требования, дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления. Истец Гордеева Н.В. требования прокурора поддержала в полном объеме, подтвердила обстоятельства, изложенные прокурором, дополнительно пояснив, что на протяжении всего периода инвалидности с 2001 года она ежегодно предоставляла справку об очередном переосвидетельствовании. В 2007 году работник Управления социальной защиты населения ввел ее в заблуждение относительного того, что все данные о результатах очередного переосвидетельствования (справки об инвалидности) из бюро медико-социальной экспертизы поступают в Пенсионный фонд, а из Пенсионного фонда к ним в Управление, поэтому предоставлять справки об инвалидности и подтверждать право на получение ЕДВ каждый год ей не следует. Каких-либо писем или уведомлений о необходимости предоставления документов она не получала. На протяжении трех лет не обращалась в Управление социальной защиты населения с вопросом о том, почему не производятся выплаты, поскольку ранее она пользовалась льготой по оплате жилья и коммунальных услуг, производя оплату в размере 50%. Впоследствии услышала о том, что льготу якобы отменили. А весной 2010 года от жителей села узнала о том, что льгота в натуральной форме заменена денежной компенсацией, в связи с чем, обратилась в Управление социальной защиты населения Лопатинского района, но выплату компенсации ей назначили с <дата>. Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Лопатинского района Пензенской области Асонова М.И., действующая на основании доверенности, требования прокурора, заявленные в интересах Гордеевой Н.В., не признала, пояснив, что согласно распоряжению Управления социальной защиты населения Лопатинского района № от <дата> Гордеевой Н.В. в качестве меры социальной поддержки назначена ежемесячная денежная выплата на период с <дата> по <дата>, то есть период установления инвалидности. Согласно пункту 7 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 26.10.2007 г №717-пП, денежная выплата назначается на срок установления инвалидности и возобновляется в случае признания их инвалидами при очередном переосвидетельствовании федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы с месяца предоставления в уполномоченный орган справки, подтверждающей факт установления инвалидности. Поскольку справка в установленный срок не была предоставлена, то выплата денежной компенсации была прекращена и возобновлена только в апреле 2010 года после предоставления соответствующего документа, подтверждающего инвалидность. Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном заявлении указал, что возражает против удовлетворения требований прокурора, заявленных в интересах Гордеевой Н.В. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи. Законом Пензенской области от 29.06.2006 N 1063-ЗПО "О денежной форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг" с 01 июля 2006 года введена замена предоставляемых льгот в натуральной форме на ежемесячную денежную компенсацию. Статьей 2 Закона Пензенской области от 28.05.2007 года № 1286-ЗПО «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг» установлено, что ежемесячная денежная выплата осуществляется в следующих размерах от величины регионального стандарта, используемого для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: 1) для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и членов семьи, проживающих совместно, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 50 процентов; 2) для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки только по оплате жилья, - 15 процентов. 2. Размер ежемесячной денежной выплаты, исчисленный в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, не может быть ниже денежного эквивалента льготы, определяемой в соответствии с федеральным законодательством для соответствующей категории граждан. 3.Размер ежемесячной денежной выплаты инвалидам (независимо от причины инвалидности) не может быть ниже размера денежной компенсации, получаемой ими в соответствующем периоде (отопительный, летний) до вступления в силу настоящего Закона, за исключением случаев изменения состава семьи и перемены места жительства. 4. Величина регионального стандарта, используемого для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты определяются Правительством Пензенской области. В соответствии с пунктом 3 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 26.10.2007 г №717-пП, гражданам, имевшим, по состоянию на 1 июля 2006 года, право на получение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Законом Пензенской области от 29.06.2006 N 1063-ЗПО "О денежной форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг", денежная выплата производится без подачи заявления. Судом установлено, что Гордеева Н.В. с <дата> является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, с <дата> инвалидность установлена бессрочно. В соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и законом Пензенской области от 29.06.2006 N 1063-ЗПО "О денежной форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг" Гордеевой Н.В. была предоставлена мера социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги в размере 50 % от величины регионального стандарта. Согласно распоряжению Управления социальной защиты населения администрации Лопатинского района № от <дата> Гордеевой Н.В. с <дата> по <дата> в качестве меры социальной поддержки производилась ежемесячная денежная выплата. С <дата> выплата прекращена.<дата> Управлением социальной защиты населения Лопатинского района Пензенской области принято решение о перерасчете ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в связи с изменением сроков инвалидности. В судебном заседании исследовалось подлинное пенсионное дело Гордеевой Н.В., в частности, выписка из акта освидетельствования серии МСЭ-2006 № от <дата>, из которой следует, что Гордеевой Н.В. установлена инвалидность третьей группы на срок до июля 2007 года, дата установления инвалидности <дата>, дата очередного переосвидетельствования апрель 2007 года; выписка из акта освидетельствования серии МСЭ-2006 № от <дата>, из которой следует, что Гордеевой Н.В. установлена инвалидность третьей группы на срок до <дата>, дата установления инвалидности с <дата> по <дата>, дата очередного переосвидетельствования <дата>; выписка из акта освидетельствования серии МСЭ-2007 № от <дата>, из которой следует, что Гордеевой Н.В. установлена инвалидность третьей группы бессрочно, дата установления инвалидности с <дата> по <дата>. В материалах дела также имеются: справка администрации Чардымского сельского совета Лопатинского района Пензенской области от <дата>, из которой видно, что в состав семьи Гордеевой Н.В. входят: муж ФИО, сын ФИО1, 1988 года рождения, сын ФИО2, 1993 года рождения (л.д.47); сведения об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг (л.д.49-50). Таким образом, суд приходит к выводу, что за Гордеевой Н.В. надлежит признать право на получение меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за период с <дата> по <дата>, поскольку срок инвалидности у нее за период с <дата> по <дата> не прерывался, документы, подтверждающие переосвидетельствование не были представлены ею в уполномоченный орган ввиду того, что она была введена в заблуждение относительно необходимости предоставления данных документов. Не доверять объяснениям истца Гордеевой Н.В. у суда нет оснований, поскольку она была заинтересована в своевременном получении меры социальной поддержки. Кроме того, пунктом 7 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 26.10.2007 г №717-пП, в редакции, действовавшей в спорный период, было предусмотрено, что денежная выплата назначается с месяца подачи личного заявления с документами, указанными в подпунктах «а - ж» пункта 3 настоящего Порядка, то есть не было конкретизировано, на какой срок назначается денежная выплата, не установлен порядок прекращения и возобновления денежной выплаты. Доводы представителя ответчика Асоновой М.И. о том, что согласно пункту 7 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 26.10.2007 г №717-пП, денежная выплата назначается на срок установления инвалидности и возобновляется в случае признания их инвалидами при очередном переосвидетельствовании федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы с месяца предоставления в уполномоченный орган справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в связи с чем, выплата была возобновлена Гордеевой Н.В. с <дата> с момента предоставления соответствующих документов, суд не может принять во внимание, поскольку она ссылается на пункт 7 указанного Порядка в редакции Постановления Правительства Пензенской области от 14.09.2010 года № 546-пП «О внесении изменений в Постановление Правительства Пензенской области от 26.10.2007 года № 717-пП (с последующими изменениями), вступившего в действие с <дата>, обратной силы данному нормативному акту не придано, а потому при разрешении данного спора указанные изменения применению не подлежат, поскольку применимы только к отношениям, возникшим после введения их в действие. Согласно п.4 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 26.10.2007 г №717-пП, при исчислении денежной выплаты величина регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее региональный стандарт) учитывается по муниципальному образованию, на территории которого гражданин проживает и производит оплату за жилье и коммунальные услуги. Исчисление денежной выплаты в период с 1 октября по 15 апреля производится в соответствии с региональным стандартом, установленным на отопительный период по муниципальным образованиям Пензенской области. Постановлением Правительства Пензенской области от 05.04.2007 года № 215-пП с 07.05.2007 года утвержден региональный стандарт стоимости коммунальных услуг на 1 человека в месяц по Чардымскому сельскому совету Лопатинского района Пензенской области в семье из трех и более человек для индивидуальных домов в отопительный период 499,6 рублей, без отопления - 88,9 рублей. Постановлением Правительства Пензенской области от 05.04.2007 года № 213-пП с 08.04.2008 года утвержден региональный стандарт стоимости коммунальных услуг на 1 человека в месяц по Чардымскому сельскому совету Лопатинского района Пензенской области в семье из трех и более человек для индивидуальных домов в отопительный период 549,6 рублей, без отопления - 97,7 рублей. Постановлением Правительства Пензенской области от 04.04.2008 года № 213-пП с 01.01.2009 года утвержден региональный стандарт стоимости коммунальных услуг на 1 человека в месяц по Чардымскому сельскому совету Лопатинского района Пензенской области в семье из трех и более человек для индивидуальных домов в отопительный период 593,5 рублей, без отопления - 105,6 рублей. Постановлением Правительства Пензенской области от 04.04.2008 года № 213-пП с 01.01.2010 года утвержден региональный стандарт стоимости коммунальных услуг на 1 человека в месяц по Чардымскому сельскому совету Лопатинского района Пензенской области в семье из трех и более человек для индивидуальных домов в отопительный период 658,8 рублей, без отопления - 117,2 рублей. Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 года № 113-пП с 01.03.2010 года утвержден региональный стандарт стоимости коммунальных услуг на 1 человека в месяц по Чардымскому сельскому совету Лопатинского района Пензенской области в семье из трех и более человек для индивидуальных домов в отопительный период 975,0 рублей, без отопления- 168,1 рублей. Исходя из вышеизложенного, с ответчика подлежит взысканию в пользу Гордеевой Н.В. задолженность по ежемесячной денежной выплате по оплате жилья и коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> в размере 6089 рублей 03 копеек исходя из расчета: 2007 год октябрь- 499,60 х 50 % = 249,80 ноябрь- 499,60 х 50 % = 249,80 декабрь- 499,60 х 50 % = 249,80 итого - 749,40; 2008 год январь - 499,60 х 50 % = 249,80 февраль – 499,60 х 50% = 249,80 март – 499,60 х 50% = 249,80 апрель – 499,60 х 50 % : 30 дней х 7 дней = 58,29 549,60 х 50 % : 30 дней х 8 дней = 73,28 97,70 х 50 % : 30 дней х 15 дней = 24,43 итого апрель:156,00 май – 97,70 х 50 % = 48,85 июнь – 97,70 х 50 % = 48,85 июль – 97,70 х 50 % = 48,85 август – 97,70 х 50 % = 48,85 сентябрь – 97,70 х 50 % = 48,85 октябрь – 549,60 х 50 % = 274,80 ноябрь - 549,60 х 50 % = 274,80 декабрь - 549,60 х 50 % = 274,80 итого- 1974,05; 2009 год январь – 593,50 х 50 % = 296,75 февраль - 593,50 х 50 % = 296,75 март - 593,50 х 50 % = 296,75 апрель - 593,50 х 50 % : 30 х 15 = 148,38 105,60 х 50 % : 30 х 15 = 26,40 итого апрель - 174,78 май - 105,60 х 50 % = 52,80 июнь - 105,60 х 50 % = 52,80 июль - 105,60 х 50 % = 52,80 август - 105,60 х 50 % = 52,80 сентябрь - 105,60 х 50 % = 52,80 октябрь – 593,50 х 50 % = 296,75 ноябрь - 593,50 х 50 % = 296,75 декабрь - 593,50 х 50 % = 296,75 итого – 2219,28; 2010 год январь – 658,80 х 50 % = 329,40 февраль - 658,80 х 50 % = 329,40 март – стандарт с <дата> 975,00 х 50 % = 487,50 итого – 1146,30; итого за весь период: 749,40+1974,05+ 2219,28+1146,30 = 6089,03. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Гордеевой Надеждой Викторовной право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50 % от величины регионального стандарта с <дата> по <дата>. Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Лопатинского района Пензенской области в пользу Гордеевой Надежды Викторовны задолженность по ежемесячной денежной выплате по оплате жилья и коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> в размере 6089 (шести тысяч восьмидесяти девяти) рублей 03 копеек. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2010 года. Председательствующий: Т.В. Осипова