Решение по делу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2010 года

с. Лопатино Пензенской области

             

Лопатинский районный суд Пензенской области в  составе:

председательствующего судьи Осиповой Т.В.,

представителей истца Потьковой Н.А. - Барановой З.Б., Цветкова Е.Ю., действующих на основании доверенности,

представителя ответчика - администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области - Осиповой М.М.,

при секретаре Ефремовой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лопатинского районного суда Пензенской области гражданское дело по иску Потьковой Нины Алексеевны к администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области о признании постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении к постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Потькова Н.А. обратилась в суд с названным иском, указывая, что постановлением главы администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области № 76 от 25.06.2010 года ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Считает отказ в постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, поскольку она как участник Великой Отечественной войны имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как нуждающаяся в улучшении жилищных условий вне зависимости от сроков подачи заявлении о постановке на учет на основании ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв.м. Её нуждаемость в улучшении жилищных условий обусловлена тем, что она не имеет жилья в собственности и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Проживает по договору найма в жилом помещении, собственником которого является ее дочь Баранова З.Б. В силу норм Жилищного законодательства она не имеет равных прав по пользованию данным жилым помещением с его собственником и может в любое время быть выселенной из квартиры и остаться без жилья.

Просила признать незаконным постановление главы администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области об отказе в постановке её на учет как лица нуждающегося в жилом помещении, признать за нею право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Впоследствии истец Потькова Н.А. дополнила исковые требования, просит также обязать сельскую администрацию поставить её на учет, как нуждающуюся в жилом помещении.

В судебное заседание истец Потькова Н.А. не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Баранова З.Б., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, ссылаясь в обоснование на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что прежнее жилье Потьковой Н.А. – однокомнатная квартира, расположенная по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ..., выбыло из её собственности в 2003 году. Потькова Н.А. оформила на её (Барановой З.Б) имя договор дарения. В 2007 году она данную квартиру продала, мать перевезла в принадлежащую ей на праве собственности двухкомнатную квартиру, общей площадью 39,2 кв.м, расположенную по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ..., зарегистрировала ее в этой квартире. По настоящее время мать проживает с нею как член семьи. Считает, что общая площадь жилого помещения недостаточна для проживания участника Великой Отечественной войны. Кроме того, она намерена устроить свою личную жизнь, однако, уверена, что мать в силу своего характера не сможет проживать в квартире с посторонним человеком. Просит признать незаконным постановление администрации Лопатинского сельского совета об отказе Потьковой Н.А. в постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, признать за нею право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию сельского совета поставить ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

Представитель истца Цветков Е.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования Потьковой Н.А. поддержал, просит их удовлетворить. Считает, что при решении вопроса о постановке Потьковой Н.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий администрация сельского совета должна была исходить из нормы общей жилой площади на одного человека 36 кв.м.

Представитель ответчика администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области Осипова М.М., действующая на основании доверенности, исковые требования Потьковой Н.А. не признала, считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Решением Комитета местного самоуправления Лопатинского сельсовета № 10-37/4 от 19.05.2006года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Лопатинском сельсовете» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Истец зарегистрирован и проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире принадлежащей её дочери Барановой З.Б. на правах члена семьи собственника. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в квартире Барановой З.Б. составляет 19,6 кв.м, общая площадь квартиры составляет 39,2 кв.м. Жилое помещение соответствует строительным и санитарным нормам и правилам, пригодно для проживания. В данной квартире проживает только одна семья, состоящая из двух человек. Просила в иске отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав матери­алы дела, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осу­ществляет суд.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществля­ется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения пра­ва и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

В соответствии с ч. 1 статьи 49 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ), действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Частями 3, 4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено:

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно со ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что Потькова Н.А. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой отдела военного комиссариата Пензенской области по Шемышейскому и Лопатинскому районам л.д.5), копией удостоверения л.д.8).

Потькова Н.А. с 17.07.2007 года зарегистрирована и проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире, общей площадью 39,2 кв.м, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ....

Собственником указанной квартиры является Баранова З.Б.

Согласно представленным документам в этой квартире зарегистрированы и проживают два человека: Баранова З.Б. и Потькова Н.А.

Данные обстоятельства подтверждаются документами, имеющимися в материалах дела: копией свидетельства о государственной регистрации права от 30.12.2008 года л.д.18); копией технического паспорта на квартиру, составленного по состоянию на 10.12.2008 года л.д.19-23); справкой Территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России по Пензенской области в Лопатинском районе от 22.06.2010 года л.д.17).

Копия свидетельства о рождении л.д.55) и копия свидетельства о заключении брака между Потьковой З.Б. и Барановым В.М. л.д.27) подтверждают родственные отношения Потьковой Н.А. и Барановой З.Б. как матери и дочери.

Согласно уведомлению об отсутствии запрашиваемых сведений № 58-58-07/008/2010-839 от 13.07.2010 г. л.д.6), в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Потьковой Н.А. не зарегистрированы.

В судебном заседании также установлено, что Потькова Н.А. 22.06.2010 года обратилась в администрацию Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области с заявлением по вопросу постановки её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

Постановлением главы администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области № 76 от 25.06.2010 года ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ л.д.4).

Решением Комитета местного самоуправления Лопатинского сельсовета № 10-37/4 от 19.05.2006года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Лопатинском сельсовете» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека л.д.46).

В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).

На основании ст. 6 п. 2 Закона РФ от 29 декабря 2004 г. (с изм. и доп. на 29 декабря 2006 г.) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" "граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма".

Согласно Федеральному Закону о внесении изменений в Федеральный Закон «О ветеранах» принятому Государственной Думой 02.12.2009 года, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Закон «О ветеранах»).

В силу положений ст. 23.2 указанного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако вышеприведенные нормы жилищного законодательства не предусматривают возможности постановки на учет лиц из числа вышеуказанных категорий граждан, если они обеспечены жилой площадью.

Как установлено в судебном заседании, истица, являясь участником Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает в благоустроенной квартире, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ....

Кроме неё, по указанному адресу зарегистрирована и проживает её дочь Баранова З.Б., являющаяся собственником указанного жилого помещения. Общая площадь жилого помещения составляет 39,2 кв.м. Следовательно, на каждого проживающего в указанном жилом помещении приходится более 18 кв.м общей площади, что превышает учетную норму.

Из материалов дела видно, что Потькова Н.А. является матерью собственника квартиры Барановой З.Б., с 17.07.2007 года зарегистрирована и проживает в квартире вместе с нею на правах члена семьи, чего не отрицала в судебном заседании и представитель истца Баранова З.Б. Следовательно, согласно ч.2 ст.31 ЖК РФ истица имеет равное с Барановой З.Б. право пользования жилым помещением.

Утверждение представителей истца о том, что при решении вопроса о постановке Потьковой Н.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий администрация сельского совета должна была исходить из нормы общей жилой площади на одного человека 36 кв.м., суд считает ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Потьковой Н.А. правильно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ее требования о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий являются необоснованными. У суда отсутствуют основания возлагать на администрацию Лопатинского сельского совета обязанность поставить Потькову Н.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Отказать Потьковой Нине Алексеевне в удовлетворении исковых требований к администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области о признании постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении к постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2010 года.

Председательствующий:   Т.В. Осипова