Дело № 2- 672 /2010 г. Дата: 16 сентября 2010 г. г. Ломоносов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Вербицкой М.П.,
При секретаре Никитиной Н.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Асташкина Александра Сергеевича к Правительству Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Правительству Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок, указывая, что Постановлением Мэра п. Лебяжье № от 23.11.1992 г. ему был предоставлен в собственность земельный участок площадью 600 кв.м., находящийся в <адрес> 12.01.1993 г. истицу было выдано Свидетельство о праве собственности на землю за №. Истец использовал земельный участок по назначению, выращивал на нем картофель и другие овощи. В 2010 г. истец решил оформить кадастровый паспорт и межевание границ своего земельного участка, сотрудниками ООО «А.» были установлены межевые знаки, определены границы участка, местоположение участка было согласовано с соседями, местной администрацией, КУМИ и главным архитектором. При получении кадастрового паспорта ему было сказано в ТО по Ломоносовскому району и г.Сосновый Бор, что его земельный участок расположен на землях субъекта РФ -Ленинградской области. Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 59 ЗК РФ, истец просил признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 600 кв.м., расположенный в <адрес>, земли населенных пунктов, с целевым назначением - для ведения личного подсобного хозяйства, в границах межевых знаков 3/АS09-1199, 1/АS09-, 3/АS09-, 4/АS09-1199, 3/АS09-1199.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования и пояснил, что ему участок был предоставлен раньше, чем ПТУ № 48, свидетельство выдано также раньше, следовательно, он имел преимущество перед ПТУ№ 48 и перед Правительством Ленинградской области. Истец считает надлежащим ответчиком по делу Правительство Ленинградской области и предъявляет требования только к нему.
Представители ответчика в судебном заседании Яковлева Н.Н. и Яровая И.А. возражали против исковых требований, поддержали доводы отзыва на иск. Яковлева Н.Н. пояснила, что считает Правительство Ленинградской области ненадлежащим ответчиком по иску Асташкина А.С., т.к. в соответствии с Положением о Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом, именно этому Комитету вменено в полномочия представление интересов Ленинградской области при рассмотрении земельных споров. Исковые требования необоснованны, т.к. на момент предоставления земельного участка, он находился за пределами земель населенных пунктов, т.е. Мэр пос. Лебяжье не мог распоряжаться этой землей. У них земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, а истец просит для ЛПХ, т.е. земли разной категории. У истца нет надлежащих документов на его земельный участок, не было документов об отводе земельного участка, о точном местоположении земельного участка.
Представители третьих лиц: Управления Росреестра по Ленинградской области, местной администрации Лебяженского городского поселения, ГОУ ПУ-42, Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом, администрации МО Ломоносовский муниципальный район в судебное заседание не явились, о дне слушания дела были извещены надлежащим образом, о чем имеются уведомления, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав истца, представителей ответчика, проверив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с Постановлением Мэра п. Лебяжье № от 23.11.1992 г. истцу был предоставлен в собственность земельный участок площадью 600 кв.м., адрес земельного участка указан: <адрес>» (л.д. 6). 12.01.1993 г. истцу было выдано Свидетельство о праве собственности на землю на указанный земельный участок за №. Истец пользуется земельным участком по настоящее время для выращивания овощей, построек на участке нет. В 2010 г. истцу стало известно, что фактически его участок находится на землях, принадлежащих субъекту РФ - Ленинградской области, в связи с чем истец обратился в суд с иском к Правительству Ленинградской области.
Из ответа начальника ТО по Ломоносовскому району и г.Сосновый Бор Управления Роснедвижимости по Ленинградской области следует, что на день вынесения постановления в 1992 г. поселковая администрация имела право предоставлять гражданам в собственность земельные участки в пределах черты населенных пунктов. При выделении земельного участка Асташкину А.С. администрация Лебяженского поселкового Совета нарушила действующие на тот момент нормативно-правовые акты РФ и вынесла Постановление о земельном участке, который находится за чертой административной границы поселка, на тот момент на землях ПТУ - 48, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. В настоящее время земельный участок Асташкина А.С. расположен на земельном участке площадью 668 947 кв.м., кадастровый номер №, находящемся в собственности Ленинградской области (л.д. 28).
Суд соглашается с позицией представителя ответчика - Правительства Ленинградской области, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску. Согласно ст. 40 Устава Ленинградской области Правительством Ленинградской области формируются отраслевые органы исполнительной власти в целях осуществления закрепленных за ними полномочий и функций на всей территории Ленинградской области. В соответствии с п.1.1. Положения о Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом и внутренней структуры Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом", Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах компетенции, установленной Правительством Ленинградской области, полномочия по реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области, а также отдельные полномочия субъекта Российской Федерации - Ленинградской области в сфере земельных отношений.
Согласно п. 2.29. Комитет обеспечивает в пределах компетенции защиту в судебном порядке имущественных интересов Ленинградской области. Из п. 3.4. следует, что Комитет организует государственную регистрацию права собственности, перехода права собственности, прекращения права собственности, ограничений права собственности, иных вещных прав, их перехода и прекращения, а также сделок в отношении недвижимого имущества и земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, ограничений права собственности и иных вещных прав в связи с установлением и прекращением публичных сервитутов для обеспечения интересов Ленинградской области, решений Правительства Ленинградской области об изъятии земельных участков, резервировании земельных участков для государственных нужд Ленинградской области, кроме случаев, когда соответствующие действия в силу правового акта Ленинградской области или договора должно осуществлять предприятие или учреждение, орган исполнительной власти Ленинградской области либо иное уполномоченное лицо. В соответствии с п. 3.24. и 3.25 Комитет обеспечивает и контролирует проведение работ по формированию земельных участков для постановки их на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности Ленинградской области, принимает решение о даче согласия предприятиям и учреждениям на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в отношении земельных участков, отнесенных действующим законодательством к собственности Ленинградской области, а также обеспечивает постановку на государственный кадастровый учет с последующей государственной регистрацией права собственности Ленинградской области таких земельных участков. Осуществляет учет земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, отнесенных действующим законодательством к собственности Ленинградской области.
Таким образом, установлено, что именно Леноблкомимущество должен представлять в судебном заседании интересы Ленинградской области при рассмотрении данного земельного спора, суд предлагал истцу привлечь надлежащего ответчика по иску, но истец настаивал на исковых требованиях к Правительству Ленинградской области. По мнению суда, одним из оснований к отказу в иске является предъявление требований к ненадлежащему ответчику. Суд по собственной инициативе привлек Леноблкомимущество третьим лицом по иску.
Истцом в доказательство права на спорный земельный участок представлено свидетельство о праве собственности на землю с чертежом земельного участка и указанием с кем граничит его участок, местонахождение участка указано «<адрес>» (л.д. 8). Суд не может считать данный документ надлежащим доказательством по делу, т.к. он имеет подчистки в указании границы по линии ВГ - дорога общего пользования, в представленной копии Свидетельства из ТО по Ломоносовскому району и г.Сосновый Бор Управления Роснедвижимости по Ленинградской области следует, что эта граница граничит с участком Б. (л.д. 44). Кроме того, в указанном свидетельстве участок истца имеет правильную прямоугольную форму, а согласно представленных им документов, форма участка истца пятиугольная (л.д. 9,10, 12). Местоположение спорного участка по свидетельству - «<адрес>», а просит истец признать право собственности на земельный участок местоположением «<адрес>». Истцом не представлено суду доказательств, что, участок, указанный в свидетельстве и в представленных документах 2009 г. это один и тот же участок.
Кроме того, ответчик и третье лицо Леноблкомимущество представили в суд документы о правах Ленинградской области на земельный участок площадью 668 947 кв.м. кадастровый номер №, куда по сведениям ТО по Ломоносовскому району и г. Сосновый Бор Управления Роснедвижимости входит и участок истца: свидетельство о государственной регистрации права от 22.08.2009 г. и кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером № площадью 668 947 кв.м., а также, выданное в 1993 г. Свидетельство о праве собственности на землю на имя Ломоносовского ПТУ № 48. Истец, претендуя на спорный земельный участок, который входит в состав этого большого участка (что истец не оспаривает), не просит признать недействительными документы ответчика в части его претензий на спорный земельный участок.
С учетом вышеуказанного, суд делает вывод, что оснований для удовлетворения иска о признании за истцом права собственности на спорный земельный участок нет и в иске следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 195, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Асташкину Александру Сергеевичу в иске к Правительству Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы через Ломоносовский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательном виде.
Судья: Вербицкая М.П.
Решение суда в окончательном виде изготовлено 24 сентября 2010 г.
Судья: Вербицкая М.П.