решение по делу № 2-198/11 по иску о признании недействительными требованиями налогового органа об уплате задолженности



Дело № 2-198/11 12 апреля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд Ленинградской области

в составе председательствующего судьи Романовой В.П.,

при секретаре Вихаревой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Зубкова Евгения Викторовича об оспаривании требований налогового органа об уплате задолженности по уплате земельного налога

установил:

Зубков Е.В. обратился в суд с заявлением о признании недействительными требований ИФНС России по Ломоносовскому району Ленинградской области об уплате задолженности (налог и пени) № и №.

В обоснование заявленного требования указал, что является собственником земельного участка в <адрес>, который передан им в безвозмездное пользование Межрегиональному Фонду «Центр реабилитации «Дом надежды на Горе» по договору от 18 марта 2002 года.

В соответствии с налоговым уведомлением № об уплате налога на землю за 2009 год до 1 марта 2010 года в сумме 79855 рублей им своевременно произведен соответствующий платеж.

Однако 2 сентября 2010 года им получены требования налогового органа № и № об уплате задолженности, в которых указано, что за ним числится задолженность по уплате земельного налога за 2009 год и пени в общей сумме 470973 рубля 82 копейки, в том числе по налогам -463413 руб.45 коп.

Учитывая, что налоговым органом в его адрес не направлялись налоговые уведомления на уплату налога в сумме 463413 руб.45 коп., заявитель утверждал, что оспариваемые требования налогового органа выставлены с нарушением налогового законодательства и являются недействительными.

В ходе рассмотрения дела представители заявителя Мосеева С.А. и Никитенко А.В. дополнили основание заявленного требования указанием на то обстоятельство, что при исчислении земельного налога заявителю за 2009 год в сумме 463413 руб.45 коп., налоговым органом необоснованно применен удельный показатель кадастровой стоимости (руб/м2) 7889,00, вопреки Постановлению Правительства Ленинградской области N 356 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области» в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 63 от 19 марта 2009 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 356 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области», действующему с 1 января 2009 года и установившему удельный показатель кадастровой стоимости (руб./м2) в сумме 1183,05, исходя из которого, на основании налогового извещения Зубковым Е.В. и был уплачен земельный налог за 2009 год в сумме 79855 рублей (л.д.120-123).

В судебном заседании представители заявителя Мосеева С.А. и Никитенко А.В. просят заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Зубков Е.В. и представитель МИФНС Росси №8 по Ленинградской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени судебного заседания, в суд не явились. От представителя налогового органа в суд поступило ходатайство об отложении дела в связи с невозможностью явки представителя. В ходатайстве не указано на наличие уважительной причины, препятствующей представителю явиться по вызову суда, поэтому с учетом мнения явившихся участников процесса, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие Зубкова Е.В. и представителя МИФНС Росси №8 по Ленинградской области, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя Мосеевой С.А. и Никитенко А.В., исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется, как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

29 декабря 2007 года Правительством Ленинградской области принято Постановление N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области", пунктом 1 которого предусмотрено: утвердить результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области по состоянию на 1 января 2007 года согласно Приложению.

В Приложении к данному постановлению находится: Таблица - средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области руб./кв.м, Таблица - перечень видов разрешенного использования, Таблица - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, руб./кв.м. (по кадастровым кварталам).

Согласно Таблице среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в д. <адрес> по 7 виду разрешенного использования составляло 7 889,00 руб.

Постановлением Правительства Ленинградской области N 63 от 19 марта 2009 года в целях актуализации результатов государственной кадастровой оценки земли населенных пунктов Ленинградской области внесены изменения в названное выше постановление с изложением результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области в редакции согласно приложению к настоящему постановлению. Действие настоящего Постановления распространено на отношения, возникшие с 1 января 2009 года. К названному Постановлению приложены: Таблица - средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в размере муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области, руб./кв.м., Таблица - Перечень видов разрешенного использования, Таблица - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, руб./кв.м. (по кадастровым кварталам).

В последней таблице отражено, что среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков д. <адрес> 1 183,05.

Постановление Правительства Ленинградской области N 356 от 29.12.2007г. (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 63 от 19.03.2009г.) действует в настоящее время.

Согласно свидетельству о регистрации права от 26.12.2001 года Зубков Е.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. В названном свидетельстве указано, что участок имеет площадь 4500 кв.м, относится к землям поселений с разрешенным видом использования - для размещения центра социально-психологической реабилитации граждан с алкогольной зависимостью.

Установлено, что земельный участок заявителя был отнесен к 7 виду разрешенного использования и его кадастровая стоимость на 1 января 2008 года и 1 января 2009 года составляла 35 500 500 рублей, согласно Постановлению Правительства Ленинградской области N 356 от 29 декабря 2007 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" и, соответственно сумма земельного налога, подлежащая оплате в бюджет - 532 507.00 руб. Названная сумма за 2008 год уплачена в полном объеме.

На основании Постановления Правительства Ленинградской области N 63 от 19 марта 2009 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 356 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области», с **** кадастровая стоимость земельного участка истца составила 5 323 725.00 рублей, а размер земельного налога 79 855 рублей 88 коп.

В соответствии с налоговым уведомлением № об уплате налога на землю за 2009 год до 1 марта 2010 года в указанной сумме заявителем своевременно произведен соответствующий платеж.

Как следует из представленного суду отзыва налогового органа на заявление Зубкова Е.В., последующий перерасчет суммы земельного налога и увеличение его до уровня, уплаченного в 2008 году, связан с разъяснением УФНС по Ленинградской области о применении кадастровой стоимости при определении налоговой базы для исчисления земельного налога за 2009 год (л.д.57-59).

В соответствии с позицией УФНС России по Ленинградской области, изложенной в письме от 25.05.2010 года №а Зубкову Е.В. кадастровая стоимость принадлежащего ему участка в размере 5 323 725.00 рублей, утвержденная Постановлением Правительства Ленинградской области N 63 от 19 марта 2009 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 356 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области», представленная Управлением Роснедвижимости в июне 2009 года, должна применяться для целей налогообложения с 1 января 2010 года (л.д.65-67).

В письмах от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 и от 22.10.2008 N 03-05-07-04-02/65, на которые имеется ссылка в ответе, Министерство финансов России разъяснило, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.

То есть при переводе земельного участка, принадлежащего налогоплательщику, в течение календарного года из одной категории земель в другую, это изменение не влияет на определение налоговой базы, которая применяется для исчисления земельного налога в текущем налоговом периоде.

Если же изменение в результатах государственной кадастровой оценки земли произошло вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на 1 января года, являющегося налоговым периодом, налоговая ставка по земельному налогу подлежит применению с учетом такого исправления.

Анализ представленных в деле доказательств свидетельствует о том, что

стоимостная оценка земельного участка заявителя, для целей налогообложения составлявшая на 1 января 2008 и 2009 года 35 500 500 рублей снизилась до 5 323 725 рублей не в связи с переводом земель из одной категории в другую, изменением вида разрешенного использования земельного участка, а в связи с изменением результатов государственной кадастровой оценки земли Постановлением Правительства Ленинградской области N 63 от 19 марта 2009 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 356 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области», внесенных обратным числом на указанную дату и подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2009 года.

Изложенное подтверждается содержанием названного Постановления из которого следует, что оно принято в целях актуализации результатов государственной кадастровой оценки земли населенных пунктов Ленинградской области, а так же пояснительной запиской к проекту названного Постановления, в которой указывается, что его принятие вызвано необходимостью улучшения положения налогоплательщиков земельных участков, предназначенных для размещения социально-значимых объектов, которые, будучи отнесенными к 7 виду разрешенного использования, оказались наряду с объектами страховой и банковской деятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности утверждения заявителя о том, что расчет суммы земельного налога за 2009 год налоговым органом произведен из кадастровой стоимости в 35 500 500 рублей без законных оснований. Уплатив земельный налог за 2009 год в сумме 79 855 рублей 88 коп., заявитель в полной мере исполнил обязанность и оснований предъявлять к нему оспариваемые требования у налогового органа не имелось.

Заявитель утверждает, что налоговым органом в его адрес не направлялись налоговые уведомления на уплату налога в сумме 463413 руб.45 коп., поэтому, оспариваемые требования налогового органа выставлены с нарушением налогового законодательства и являются недействительными.

В ходе рассмотрения дела представителю заинтересованного лица неоднократно предлагалось представить суду доказательства направления Зубкову Е.В. налогового уведомления на уплату налога в сумме 463413 руб.45 коп., однако достоверных доказательств указанному представлено не было.

По утверждения в судебном заседании представителя налогового органа уведомление было направлено заявителю, что подтверждается реестром почтовых отправлений с отметкой службы почтовой связи и квитанцией об оплате от 16 апреля 2010 года (л.д.60-62), а так же копией налогового уведомления (л.д.126).

Вместе с тем, данное налоговое уведомление датировано 7 маем, что полностью исключает его отправку заявителю 16 апреля.

С учетом изложенного требование заявителя о признании недействительными требований ИФНС России по Ломоносовскому району Ленинградской области об уплате задолженности (налог и пени) № и № является обоснованным и подлежит удовлетворению

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Зубкова Евгения Викторовича удовлетворить.

Признать недействительными требования налогового органа № и №.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Романова В.П.