решение по делу № 2-1019/2011 по иску об обязании обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения



Дело № 2-1019/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ломоносов 29 ноября 2011 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области

в составе председательствующего судьи Вербицкой М.П.,

с участием прокурора Пархоменко Е.А.,

при секретаре Вихаревой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области к администрации МО Ломоносовский муниципальный район об обязании обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ломоносовского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области об обязании обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание муниципального общеобразовательного учреждения «Низинская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес> (далее – МОУ «Низинская СОШ») путем оборудования входа в здание пандусами, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой.

В обоснование заявленного требования указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в ходе которой были выявлены нарушения закона в сфере обеспечения прав инвалидов на благоприятную среду жизнедеятельности.

В частности, при осмотре здания МОУ «Низинская СОШ» установлено, что входы в здание не оборудованы пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе, использующих кресла-коляски; нижняя часть входных дверей в школу не оборудована смотровыми панелями и защитной противоударной полосой.

Отсутствие каких-либо технических приспособлений для доступного посещения указанного образовательного учреждения, как объекта инфраструктуры, инвалидами, использующими кресла-коляски, ограничивает их возможность вести независимый образ жизни и участвовать во всех сферах жизни.

Прокурор просит суд обязать ответчика администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещения МОУ «Низинская СОШ» путем оборудования входа в здание названного учреждения пандусами, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой.

В судебном заседании прокурор Пархоменко Е.А. просит об удовлетворении иска по основаниям указанным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Лаврентьева Н.С. заявила о не согласии с иском прокурора, в связи с тем, что здание, в котором расположено муниципальное общеобразовательное учреждение было построено до введения в действие норм, на которые сослался прокурор в иске и содержащиеся в иске нормы применяются при проектировании и строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, на построенные здания они не распространяются.

Обустройство входа в здание пандусов для инвалидов технически невозможно при соблюдении действующих строительных норм и правил, создаст угрозу жизни и здоровья детей и работников общеобразовательного учреждения.

МОУ «Низинская СОШ» является общеобразовательным учреждением, то есть оно не является специальным учреждением для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальные (коррекционные) группы в нем отсутствуют, условий для реабилитации детей-инвалидов в нем не создано.

Кроме того, доступ в школьные образовательные учреждения ограничен, и их могут посещать только воспитанники, их родители и персонал учреждения.

Представитель третьего лица по делу Комитета по образованию администрации МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области Зонов А.А. по надлежащим образом удостоверенной доверенности в судебном заседании также не согласился с иском прокурора, указав, что создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в школу не представляется возможным ввиду конструктивных особенностей проекта здания. Обустройство пандусов на лестничных маршах, изначально для этого не предусмотренных, создаст затруднение для передвижения людей и может стать причиной травматизма даже в обычных условиях эксплуатации здания, а в аварийных условиях будет создавать угрозу для жизни и здоровья воспитанников и персонала школы. Целесообразность установки пандусов отсутствует в виду того, что в МОУ среди обучающихся, и среди их родителей нет инвалидов-колясочников (л.д.33).

Представитель третьего лица МОУ «Низинская СОШ» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела, об отложении дела не просил (л.д.31).

Суд, учитывая мнение участников процесса, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствии представителя МОУ «Низинская СОШ», счел возможным рассмотреть дело в его отсутствии.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей ответчика Лаврентьевой Н.С. и третьего лица - Зонова А.А., возражавших против удовлетворения иска, заключение прокурора Пархоменко Е.А., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Конкретизация указанных положений федерального закона закреплена в требованиях иных федеральных законов и строительных нормах и правилах. Во исполнение требований законодательства о защите прав и интересов инвалидов разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73 (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

Пункт 3.13 СНиП 35-01-2001 предусматривает, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для инвалидов и маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для указанной категории лиц подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

Из требований п. 3.24 СНиП 35-01-2001 следует, что в полотнах наружных дверей, доступных инвалидам, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах 0,3 - 0,9 м от уровня пола. Нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой.

В соответствии с п. 1.2 СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» (одобрен и рекомендован к применению Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 72) положения Свода правил распространяются как на здания, подпадающие под действие СНиП 2.08.02-89*, так и иные, но выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для маломобильных групп населения.

Указанные СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» утверждены постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78. Приложение № 1 к данным СНиП содержит перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения. В данные перечень, в том числе, входят общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.п.), учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего и последипломного), аптеки, станции переливания крови и др., лечебные учреждения со стационаром, медицинские центры и т.п.

Таким образом, здание МОУ «Низинская СОШ» является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых это здание должно быть приспособлено для доступа инвалидов.

Конституционный Суд Российской Федерации в п.3 определения от 13.05.2010 № 689-О-О указал, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

В ходе проверки прокурором установлено, не оспаривалось участниками процесса в суде и подтверждено материалами дела, что МОУ «Низинская СОШ» является бюджетным учреждением, его собственником (учредителем), в соответствии с Уставом образовательного учреждения, является муниципальное образование Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в лице администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район (л.д.8-9). Вход в названное здание не оборудован специальными приспособлениями в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов с ограниченными физическими возможностями (л.д.10-11).

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Следовательно, администрация МО Ломоносовский муниципальный район, как собственник муниципального учреждения, обязана обеспечивать надлежащее содержание в соответствии с действующими нормами и правилами.

При изложенных обстоятельствах, суд соглашается с позицией прокурора, что несоблюдение и невыполнение администрацией муниципального образования Ломоносовский муниципальный район требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает как интересы неопределенного круга инвалидов, к которым относятся как воспитанники школы, так и их родители, бабушки и дедушки и т.д. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

Указанное является основанием для удовлетворения иска прокурора об обязании ответчика обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещения муниципального общеобразовательного учреждения.

Довод представителя ответчика о том, что здание, в котором расположено муниципальное общеобразовательное учреждение было построено до введения в действие норм, на которые сослался прокурор в иске и содержащиеся в них нормы применяются при проектировании и строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, на построенные здания они не распространяются, обустройство входа в здание пандусов для инвалидов технически невозможно при соблюдении действующих строительных норм и правил, создаст угрозу жизни и здоровья детей и работников общеобразовательного учреждения, не может быть положен в основу отказа в удовлетворении иска прокурора, т.к. основан на неверном толковании норм действующего законодательства. В силу ч.5 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Ответчиком не опровергнуто утверждение прокурора в судебном заседании, что его требование об оборудовании входа в здание школы, как раз и направлено на обеспечение минимальных потребностей инвалидов.

Утверждение в судебном заседании представителя третьего лица по делу - Комитета по образованию администрации МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области Зонова А.А., что создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в школу не представляется возможным ввиду конструктивных особенностей проекта здания, обустройство пандусов на лестничных маршах изначально для этого не предусмотренных, создаст затруднение для передвижения людей и может стать причиной травматизма даже в обычных условиях эксплуатации здания, а в аварийных условиях будет создавать угрозу для жизни и здоровья воспитанников и персонала школы, не может быть принято во внимание судом по тем же основаниям. Положения Закона о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания.

Не является обоснованным и утверждение представителей об отсутствии целесообразности установки пандусов в виду того, что в школе в настоящее время среди обучающихся, и среди их родителей инвалидов-колясочников нет, поскольку их появление не исключено в будущем. Кроме того, иск заявлен не только в интересах указанных категорий, а охватывает неопределенный круг лиц.

Довод представителей о закрытости учреждения, со ссылкой на распоряжение председателя Комитета по образованию администрации МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области № 78-р от 4.08.2011 года «Об усилении мер безопасности жизни и здоровья детей, предупреждения чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях Ломоносовского района» (л.д.-36), а также на Приказ МОУ «Низинская СОШ» № 151 от 16.08.2011г. «О мерах по предотвращению террористических действий в образовательном учреждении на 2011-2012 учебный год» (л.д.34-35), по мнению суда, не соответствует принципу относимости, поскольку недопущение посторонних лиц на территорию учреждения, не исключает возникновения необходимости инвалиду из числа неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлен иск прокурора посетить школу. Термины «неопределенный круг лиц» и «посторонние лица» не являются идентичными.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МО Ломоносовский муниципальный район обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещения муниципального общеобразовательного учреждения «Низинская средняя общеобразовательная школа» путем оборудования в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» входа в здание муниципального общеобразовательного учреждения «Низинская средняя общеобразовательная школа», расположенного в <адрес> пандусами, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский райсуд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: М.П. Вербицкая

Решение суда в окончательной форме изготовлено 06 декабря 2011 года.

Судья: М.П.Вербицкая