ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гутченко О.Н. С участием прокурора Тонков Е.Е. При секретаре Беляковой М.В. Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ломоносовского района Ленинградской области к ОАО «Ломоносовская энергетическая компания» об обязании восстановить резервное топливное хозяйство котельной, либо иным образом организовать резервное снабжение котельной, обеспечить наличие нормативного запаса резервного топлива на восстановленном резервном топливном хозяйстве либо иным образом организованном резервном снабжении котельной, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области обратился в суд с иском к ответчику с требованием об обязании ответчика ОАО «ЛЭК» восстановить резервное топливное хозяйство котельной пос. Новоселье, либо иным образом организовать резервное снабжение котельной, обеспечить наличие нормативного запаса резервного топлива на восстановленном резервном топливном хозяйстве либо на иным образом организованном резервном снабжении котельной, указывая что, в результате проведенной прокуратурой Ломоносовского района проверки в деятельности ОАО «ЛЭК» выявлены нарушения в сфере теплоснабжения, в том числе в ходе подготовки котельной пос. Новоселье Ломоносовского района Ленинградской области к отопительному сезону 2011-2012 годов. В частности, в ходе проверки установлено, что на котельной пос. Новоселье, принадлежащей ОАО «ЛЭК», отсутствует оборудование топливного хозяйства, отсутствует резервный запас топлива. Указанное подтверждается актом-справкой о состоянии резервного топливного хозяйства и наличия запасов резервного топлива на котельных ООО «ЛР ТЭК», подписанной генеральным директором ООО «ЛР ТЭК» Зеляниной С.В. по состоянию на 04.10.2011 год. ООО «ЛР ТЭК» является организацией, непосредственно эксплуатирующей котельную пос. Новоселье. Из справки ООО «ЛР ТЭК» также следует, что в качестве резервного топлива по проекту на котельной пос. Новоселье должен использоваться мазут, запасов которого на 04.10.2011 на котельной не имеется. Резервное топливное хозяйство котельной находится в нерабочем состоянии, оборудование разукомплектовано. В соответствии с п. 8 ст. 20. Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О Правовые основы подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону регламентированы постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Согласно требованиям п. 2.6.10 Правил технической эксплуатации готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждаемся наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. В соответствии с п. 12.4 «Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осеннее-зимний период», утвержденного приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 25.08.2004, наличие на тепловых электростанциях и котельных, участвующих в энергоснабжении объектов социальной сферы и населения, нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива является основным требованием при допуске котельных к эксплуатации в отопительный период. Согласно п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Согласно п. 11.9 приказа № 115 энергетические организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива. Из п. 3.22 постановления Правительства Ленинградской области от 19.06.2008 № 177 «Об утверждении Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Ленинградской области» работы по планово-предупредительному ремонту резервных топливных хозяйств должны быть завершены к 15 сентября, а нормативные запасы основного и резервного топлива созданы к 1 октября. Постановление Правительства Ленинградской области № 177 обязательно для исполнения органами исполнительной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления, исполнителями и потребителями коммунальных услуг, тепло- и ресурсоснабжающими организациями, поставщиками топливно-энергетических ресурсов, строительно-монтажными, ремонтными и наладочными организациями, выполняющими строительство, монтаж, наладку и ремонт объектов жилищно-коммунального и энергетического комплекса Ленинградской области. В силу п. 2 Инструкции об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчёту и обоснованию нормативов создания топлива на тепловых электростанциях и котельных, утверждённой приказом Минэнерго России от 04.09.2008 № 66, норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного топлива. Котельная ОАО «ЛЭК» в пос. Новоселье использует в качестве основного топлива природный газ. Правительство Российской Федерации постановлением от 17.05.2002 утвердило «Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации». Указанные Правила действуют на всей территории РФ и обязательны для юридических лиц независимо от их организационно - правовой формы и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые являются потребителями газа. В соответствии с требованиями п. 27 постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг, по газоснабжению в Российской Федерации» сооружение резервного топливного хозяйства обязательно, если использование резервного (аварийного) топлива предусмотрено топливным режимом. Из информации заместителя генерального директора ЗАО Из информации, представленной в прокуратуру Ломоносовского района начальником Гатчинского отдела по энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора от 30.08.2010 г. №**, следует, что резервное топливное хозяйство на котельных Ломоносовского района, эксплуатируемых ООО «ЛР ТЭК» (находятся в собственности ОАО «ЛЭК»), находится в нерабочем состоянии. Резервное топливное хозяйство - комплекс оборудования и устройств, предназначенных для хранения, подачи и использования резервного (аварийного) топлива. Отсутствие на котельных резервного топливного хозяйства, резервного топлива при аварийных ситуациях ставит под угрозу здоровье людей, а также может повлечь причинение значительного ущерба имуществу граждан, юридических лиц, муниципальному имуществу, имуществу объектов социальной сферы. Вышеуказанное свидетельствует о неготовности котельной пос. Новоселье к обеспечению надежного теплоснабжения потребителей Ломоносовского района. Данные нарушения создают реальную угрозу возникновения на территории пос. Новоселье аварийной ситуации, что в осенне-зимний период может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью населения, угрозу причинения вреда частной, муниципальной собственности, может привести к массовым нарушениям прав потребителей, жилищных прав граждан на предоставление качественного, надежного и своевременного теплоснабжения в осенне-зимний период. На территории д. Кипень отсутствует иной источник теплоснабжения, кроме поименованной выше котельной. Из п. 3 Устава ОАО «ЛЭК» следует, что основными видами деятельности ОАО «ЛЭК», являются деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей, оказание коммунальных услуг в виде теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Из чего следует, что неисполнение ОАО «ЛЭК» требований законодательства в сфере теплоснабжения затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц. В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Ломоносовского района Ленинградской области Тонков Е.Е., на исковых требованиях настаивал, пояснил, что между ОАО «ЛЭК» и ООО «ЛР ТЭК» в 2012 году был заключен новый договор аренды на один год, однако цель договора аренды не обозначена, следовательно, логично полагать, что цель данного договора заключается в использовании имущества по назначению. Кроме того, п. 3 Устава ОАО «ЛЭК» предусматривает исполнение изложенных в нем обязательств, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей, оказанию коммунальных услуг в виде услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. Ни в одном из договоров аренды, заключенных между ООО «ЛР ТЭК» и ОАО «ЛЭК» нет указания на то, что котельная в пос. Новоселье находится в нерабочем состоянии. Принимая во внимание, что иных источников тепла в пос. Новоселье нет, считает, что восстановление резервного топливного хозяйства в поселке и наличие запаса топлива, просто необходимым. Основанием подачи данного иска прокурором послужила угроза безопасности населения. Представитель ответчика ОАО «ЛЭК» Попова О.А. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала ранее данные пояснения, пояснила, что ОАО «ЛЭК» не является эксплуатирующей организацией и у нее на балансе находятся не объекты энергоустановки, а основные средства. Наличие резервного топливного хозяйства должно быть у эксплуатирующей организации. Третье лицо Гатчинский отдел по энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в своем отзыве представленный в суд 30.01.2012 просил суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя, указал, что исковые требования поддерживает, ОАО «ЛЭК» в Ломоносовском районе Ленинградской области используют в качестве основного топлива природный газ, в соответствии с п.27 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 №317 «Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации » сооружение резервного топливного хозяйства обязательно, если использование резервного (аварийного) топлива предусмотрено топливным режимом. Для организаций которым топливным режимом предусмотрено использование резервного (аварийного) топлива, обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовность газоиспользующего оборудования к работе как на газе, так и на резервном топливе и обеспеченность теплоснабжающих организаций нормативным запасом резервного топлива. Отсутствие на котельных резервного топливного хозяйства, нормативного запаса резервного топлива свидетельствует о неготовности котельных населенных пунктов Ломоносовского района Ленинградской области, принадлежащих ответчику на праве собственности, к обеспечению надежного теплоснабжения потребителей. На территории населенных пунктов Ломоносовского района отсутствуют иные источники теплоснабжения, кроме рассматриваемых котельных. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Третье лицо ЗАО «Петербургрегионгаз» замененный в судебном заседании по их ходатайству 31.01.2012 на своего универсального правопреемника в связи с изменением наименования на ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в своем отзыве представленный в суд 30.01.2012 просил суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. В своем письменном отзыве третье лицо указало, что заявленные исковые требования поддерживает, обратил внимание на то что в соответствии с п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры окружающего воздуха. Правовые основы подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону регламентированы постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 « Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Согласно требованиям п.2.6.10 Правил технической эксплуатации готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, | - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. В соответствии с п. 12.4 «Положения об оценке готовности электро-теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период», утвержденного приказом Минпромэнерго РФ от 25.08.2004, наличие на тепловых электростанциях и котельных, участвующих в энергоснабжении объектов социальной сферы и населения, нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива является основным требованием при допуске котельных к эксплуатации в отопительный период. Согласно п.4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, генных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Согласно п. 11.9 приказа 115 от 24.03.2003 энергетические организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива. Из п.3.22 постановления Правительства Ленинградской области от 19.06.2008 №177 «Об утверждении Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Ленинградской области» по планово-предупредительному ремонту резервных топливных хозяйств должны быть завершены к 15 сентября, а нормативные запасы основного и резервного топлива созданы к 1 октября. Котельная ОАО «ЛЭК» в Ломоносовском районе Ленинградской области использует в качестве основного топлива природный газ. Правительство РФ постановлением от 17.05.2002 № 317 утвердило «Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации». Указанные Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для исполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые являются потребителями газа. В соответствии с п.27 указанного Постановления Правительства РФ сооружение резервного топливного хозяйства обязательно, если использование резервного (аварийного) топлива предусмотрено топливным режимом. Так, для организаций, которым топливным режимом предусмотрено использование резервного (аварийного) топлива, обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовность газоиспользующего оборудования к работе как на и на резервном топливе и обеспеченность теплоснабжающих организаций нормативным запасом резервного топлива. В ходе проверки прокуратурой установлено о неготовности котельных населенных пунктов Ломоносовского района Ленинградской области, принадлежащих ответчику на праве собственности, к обеспечению надежного теплоснабжения потребителей. При этом следует учесть, что на территории населенных пунктов Ломоносовского района отсутствуют иные источники теплоснабжения, кроме рассматриваемых котельных. Неисполнение ответчиком требований законодательства в сфере теплоснабжения затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Также третье лицо ходатайствовало о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ООО «ЛР ТЭК» так как котельные Ломоносовского района Ленинградской области переданы на условиях договоров аренды эксплуатирующей организации ООО «ЛР ТЭК» осуществляет эксплуатацию котельных и оказывает услуги теплоснабжения потребителям. В судебном заседании 31.01.2012 суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, так как круг лиц участвующих в деле определяет истец, и суд не видит никаких оснований для привлечения к участию в деле в качестве соответчика ООО «ЛР ТЭК». Третье лицо ООО «ЛР ТЭК» привлеченное к участию в деле по ходатайству представителя ответчика, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в своем отзыве представленный в суд 31.01.2012 просил суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Суд посчитал возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. ООО «ЛР ТЭК» в своем письменном отзыве на иск представленному 31.01.2012 указал, что исковые требования поддерживает, для восстановления резервного топливного хозяйства котельной необходимо провести работы по восстановлению или замене отдельных частей сооружений или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели, что является работами капитального характера. Вышеуказанная котельная находится в собственности ОАО «ЛЭК» на основании договора аренды имущества №** от 17.12.2011г. Договором аренды на Арендатора ООО «ЛР ТЭК» не возложена обязанность проведения капитального ремонта котельной. Согласно п.2.4 Договора аренды капитальный ремонт, реконструкция, модернизация Имущества производится по согласованию Сторон. Арендатор обязуется заблаговременно письменно уведомить арендодателя о необходимости проведения указанных работ. Порядок, сроки и финансирование вышеуказанных работ определяются отдельным соглашением. Ежегодно при подготовке к отопительному сезону ООО «ЛР ТЭК» определяется план мероприятий, которые носят капитальный характер. Указанный план направляется собственнику имущества ОАО «ЛЭК» для согласования и финансирования мероприятий. ООО «ЛР ТЭК» не имеет возможности производить капитальный ремонт арендуемого имущества, поскольку ООО «ЛР ТЭК» осуществляет регулируемый вид деятельности, тарифы на тепловую энергию для ООО «ЛР ТЭК» устанавливаются Комитетом по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области, тариф ООО «ЛР ТЭК» не включены затраты на проведение капитального ремонта. Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 32 Федерального закона от 31.03. 1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф. Как предусмотрено п. 41 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317, порядок обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах устанавливается Министерством энергетики Российской Федерации (далее - Правила). В соответствии с п. 27 Правилами, для организаций, которым топливным режимом предусмотрено использование резервного (аварийного) топлива, обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовность газоиспользующего оборудования к работе как на газе так и на резервном (аварийном) топливе и обеспеченность организации этим топливом. В целях эффективного и рационального пользования газом организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны соблюдать требования законодательства в области газоснабжения и энергоснабжения, обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе. Согласно Порядку обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденному Приказом Минэнерго РФ от 16.12.2002 N 448 "Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации", обеспечение поставок газа коммунально-бытовым организациям и населению в периоды похолоданий при максимальных отборах газа из газотранспортной системы может осуществляться за счет перевода ряда потребителей на резервные виды топлива. Объемы высвобождаемых ресурсов газа для этих целей определяются "Графиками перевода организаций на резервные виды топлива при похолоданиях" (далее - "Графики перевода"). "Графики перевода" разрабатываются региональными газовыми компаниями, филиалами, газотранспортными организациями, газораспределительными организациями, согласовываются органами государственного энергетического надзора и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации раздельно на первый и четвертый кварталы. Подпунктом «д» пункта 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства от 17 мая 2002 года № 317 предусматривается, что в целях эффективного и рационального пользования газом организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе. С учетом мнения прокурора для приведения в рабочее состояние резервного топливного хозяйства котельной, расположенной по адресу: пос. Новоселье Ломоносовского района Ленинградской области, предприятию следует предоставить шестимесячный срок. Доводы ответчика о том, что за финансовым обеспечением и организационным моментам должен следить ООО «ЛР ТЭК», являются несостоятельными. При таких данных и учитывая положения "Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ" на ответчика следует возложить обязанность по приведению в рабочее состояние резервного топливного хозяйства котельной и обеспечить наличие нормативного запаса резервного топлива на восстановленном топливном хозяйстве либо иным образом организованном резервном снабжении котельной. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворить в полном объеме. Обязать ОАО «ЛЭК» в течение шести календарных месяцев с момента вступления в силу решения суда восстановить резервное топливное хозяйство котельной пос. Новоселье либо иным образом организовать резервное снабжение котельной. Обязать ОАО «ЛЭК» в течение шести календарных месяцев с момента вступления в силу решения суда обеспечить на котельной пос. Новоселье наличие нормативного запаса резервного топлива на восстановленном топливном хозяйстве либо на иным образом организованном резервном снабжении котельной. Взыскать с ОАО «ЛЭК» в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд в течение месяца со дня изготовления полного текста решения. Судья: Полный текст решения изготовлен: 11 февраля 2012 г. Судья: ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ * * * * * * * * * * * * * *
теплоснабжении» теплоснабжающие и тепловые организации обязаны обеспечить
надежное теплоснабжение потребителей. В соответствии с п. 9 Правил представления коммунальных услуг гражданам, денных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое - помещение коммунальных ресурсов надлежащего в объемах, необходимых потребителю, бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
«Петербургрегионгаз» от 09.03.2010 г. № №**, а равно от 08.12.2010 г. № №** следует, что у ООО «ЛР ТЭК» при эксплуатации имущества ОАО «ЛЭК» (котельные) отсутствует резервное топливное хозяйство, оборудование котельных не готово к работе на резервном топливе в отопительный период. Из данной информации следует, что неподготовленность к работе на резервных видах топлива объектов, которые обеспечивают теплом и горячей водой население Ломоносовского района может затронуть интересы не только граждан, но и интересы объектов социальной сферы.