решение по делу № 2-353/12 по иску об обязании произвести паспортизацию дороги



Дело № 2-353/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ломоносов 28 февраля 2012 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,

при секретаре Маслюковской Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ломоносовского района Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к местной администрации муниципального образования Ропшинское сельское поселение об обязании произвести паспортизацию дороги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к местной администрации муниципального образования Ропшинское сельское поселение об обязании в разумный срок произвести паспортизацию дороги по ул.Лесная внутри населенного пункта пос. Ропша муниципального образования Ропшинское сельское поселение в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования».

В обоснование иска прокурор, ссылаясь на ч.1 ст.37 и п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, п.9 ст.5, п.8 ст.6, ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ указывал, что на территории поселения не соблюдаются требования по надлежащему обеспечению безопасности дорожного движения, и на основании представленной местной администрацией информации выявлено, что паспортизация указанной автомобильной дороги не произведена.

В судебном заседании, участвующий в деле прокурор Тонков Е.Е., поддержал исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме, возражал о предоставлении срока для проведения паспортизации дороги до 01 января 2015 года, полагая такой срок не соответствующем критерию разумности.

Представитель местной администрации муниципального образования Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области Ильин А.В., действующий на основании доверенности (л.д.39), не согласился с исковыми требованиями. Поддержал представленные письменные возражения, откуда следует, что границы населенных пунктов в Ропшинском сельском поселении не определены, поскольку ст.4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года №191-ФЗ генеральные планы населенных пунктов поселений должны быть утверждены до 31.12.2012 года, в связи с чем до их утверждения невозможно разграничить дороги по принадлежности к муниципальной собственности поселения или муниципального района, а также уровень финансирования содержания и эксплуатации дорог общего пользования. Отметил, что постановлением главы местной администрации от 01.12.2011 года уже установлен срок до 1 января 2015 года для паспортизации дорог общего пользования местного значения. Полагает, что в настоящее время нет оснований для удовлетворения иска.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, п.5 ст.4 Устава МО Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. А в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (Части 1 и 2 ст.5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).

Согласно ч.8 ст.6 указанного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу ч.9 ст.5 названного закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением главы местной администрации муниципального образования Ропшинское сельское поселение № 173 от 01.12.2011 года утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения и определен срок до 1 января 2015 года для оформления технических паспортов дорог.

Из утвержденного перечня автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, следует, что внутри населенного пункта пос.Ропша имеется ул.Лесная, являющаяся автомобильной дорогой общего пользования местного значения.

Представленный прокурором в судебном заседании перечень дорог к обозначенному постановлению главы местной администрации, тождественен перечню дорог, направленному местной администрацией по запросу прокурора (л.д. 6, 8), в нем также указана ул.Лесная в населенном пункте пос.Ропша муниципального образования Ропшинское сельское поселение.

Учитывая согласованность обоих перечней, а также сведения о расположении ул.Лесная внутри пос.Ропша на выкопировке с плана населенного пункта, представленного представителем ответчика, суд находит доказанным факт расположения спорной дороги в населенном пункте.

Отсутствие технического паспорта указанной автомобильной дороги ответчиком не оспаривалось.

Таким образом, дорога по ул.Лесная расположена внутри населенного пункта пос.Ропша муниципального образования Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, на которую отсутствует технический паспорт, и находится в собственности Ропшинского сельского поселения в силу закона.

Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» установлено, что паспортизация автомобильных производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2 ВСН 1-83).

Указанная инструкция возлагала проведение паспортизации на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. Однако после возникновения института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. В связи с чем, паспортизацию дорог, находящихся в собственности органов местного самоуправления должны проводить органы местного самоуправления.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 года № 150, определено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Учитывая, что спорная дорога расположена в границе населенного пункта, является собственностью Ропшинского сельского поселения Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, её паспортизацию должен осуществлять ответчик.

Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории данного поселения, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся данной автомобильной дорогой.

В связи с чем, обращение в суд прокурора в защиту неопределенного круга лиц с требованием об обязании произвести паспортизацию автомобильной дороги, является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований к удовлетворению иска.

На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ, при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить какие-либо действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок паспортизации, указанный в постановлении главы местной администрации, определяет предел периода оформления паспортов в отношении всех дорог, указанных в перечне. Такой предел может быть самостоятельно увеличен местной администрацией, что не может свидетельствовать о разумности срока для исполнения обязательства по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, учитывая, что само обязательство возникло значительно раньше издания постановления.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, принимая во внимание объем работ и количество автомобильных дорог, паспортизацию которых ответчик должен произвести (л.д.8-9), а также необходимость разработки бюджета для проведения данных работ, суд считает возможным установить срок для проведения паспортизации автомобильной дороги по ул.Лесная в пос.Ропша не позднее 01 апреля 2013 года.

То обстоятельство, что генеральный план Ропшинского сельского поселения не утвержден, в связи с чем не определена граница населенного пункта пос.Ропша, не свидетельствует о том, что ул.Лесная расположена вне указанного населенного пункта. Вопреки доводам представителя ответчика расположение указанной улицы в пос.Ропша подтверждается сведениями из перечня автомобильных дорог муниципального образования Ропшинское сельское поселение, а также выкопировкой из плана населенного пункта.

Кроме того, прокурором заявлены требования о паспортизации дороги лишь внутри населенного пункта пос.Ропша, а с учетом установленного судом срока для проведения паспортизации, ответчик не лишен возможности исполнить решение суда с учетом границ, которые будут определенны в генеральном плане до 31 декабря 2012 года, в соответствии со ст.4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года №191-ФЗ.

На основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от платы государственной пошлины. В связи с чем, государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворить.

Обязать местную администрацию муниципального образования Ропшинское сельское поселение в срок до 01 апреля 2013 года произвести паспортизацию дороги по ул.Лесная внутри населенного пункта пос.Ропша муниципального образования Ропшинское сельское поселение в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования».

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2012 года.

Судья: А.С. Смирнов