решение по делу 2-13/2011 по иску об обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в МОУ Копорская СОШ



Дело № 2-13/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ломоносов 10 февраля 2011 года.

Ломоносовский районный суд Ленинградской области

в составе председательствующего судьи Романовой В.П.,

с участием прокурора Галаова В.К.,

при секретаре Вихаревой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области к администрации МО Ломоносовского муниципального района, МОУ Копорская средняя общеобразовательная школа, МУЗ «Ломоносовская ЦРБ» об обязании выделить денежные средства, оборудовать медпункт школы в соответствии с требованиями действующих санитарных норм и правил и получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в МОУ Копорская СОШ

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ломоносовского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУЗ «Ломоносовская ЦРБ» об обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в МОУ Копорская СОШ.

В обоснование заявленного требования указал, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения муниципальными образовательными учреждениями района законодательства о лицензировании медицинской деятельности установлено, что в МОУ Копорская СОШ имеется медицинский кабинет, в котором осуществляется медицинская деятельность, в том числе доврачебная медицинская помощь по сестринскому делу в педиатрии, амбулаторно-поликлиническая помощь, первичная медико-санитарная помощь по педиатрии. Медицинские услуги выполняет медицинский персонал МУЗ «Ломоносовская ЦРБ» без соответствующей лицензии, что противоречит закону и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью учащихся.

Прокурор просил суд обязать ответчика МУЗ «Ломоносовская ЦРБ» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в МОУ Копорская СОШ.

В ходе рассмотрения дела прокурор расширил круг ответчиков, увеличил заявленные требования и просит суд обязать администрацию МО Ломоносовского муниципального района выделить в установленном законом порядке денежные средства на оборудование и оснащение медпункта МОУ Копорская СОШ в соответствии с установленными нормами, МОУ Копорская средняя общеобразовательная школа - в срок до 1 сентября 2011 года оборудовать медпункт школы в соответствии с требованиями действующих санитарных норм и правил, МУЗ «Ломоносовская ЦРБ» в срок не позднее 30 декабря 2011 года получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в МОУ Копорская СОШ.

В судебном заседании прокурор Галаов В.К. просит об удовлетворении иска по основаниям в нем изложенным.

В судебном заседании представитель Администрации МО Ломоносовский муниципальный район Лупик О.М. заявила о не согласии с иском прокурора, в связи с тем, что в МОУ Копорская СОШ отсутствует медицинский кабинет, который мог бы быть приведен в соответствие с установленными нормами без реконструкции школы, медицинская деятельность не осуществляется. На основании заключенного со школой договора МУЗ Ломоносовская ЦРБ обслуживает учащихся в амбулатории д.Копорье и эта деятельность лицензирована в установленном законом порядке.

В обязанность муниципальных органов входит содержание здания школы, однако, создание медицинского пункта возможно только в результате реконструкции школы, что выходит за пределы компетенции органов местного самоуправления, что должно осуществляться за счет субвенций субъекта РФ, т.е. Правительства Ленинградской области.

Представители ответчиков МОУ Копорская СОШ, МУЗ Ломоносовская ЦРБ, и третьих лиц - комитета по образованию администрации МО Ломоносовский муниципальный район, ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Ломоносовском районе, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени судебного заседания.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, а так же надлежащего извещения их о времени судебного заседания, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.4 ст. 51 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Положениями пункта 23 «Типового положения об общеобразовательном учреждении», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196, установлено, что медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 44 утверждены Санитарные Правила «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2.1178-02, введенные в действие с 1 сентября 2003 года. Согласно п. 2.3.22 Правил медицинский пункт общеобразовательного учреждения должен состоять из следующих помещений: кабинета врача длиной не менее 7 м. (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и площадью не менее 14 кв. м.; кабинета зубного врача площадью 12 кв. м., оборудованного вытяжным шкафом; процедурного кабинета площадью 14 кв.м.; кабинета психолога площадью 10 кв. м. В кабинетах должно быть размещено оборудование и инструментарий, указанные в Приложении № 1 к Правилам.

Материалами дела установлено, что должности медицинских работников в штатном расписании школы отсутствует, медицинское обслуживание учащихся школы осуществляют работники МУЗ «ЦРБ» на основании договора о сотрудничестве, заключенного между школой и МУЗ «ЦРБ» (л.д.6).

Из представленной суду справки Территориального отдела УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Ломоносовском районе о санитарно-техническом состоянии медицинских кабинетов в общеобразовательных школах следует, что Копорская СОШ построена по типовому проекту в 1972 году, в ней обучается 160 учащихся. Медицинский кабинет состоит из 1 помещения, анузла нет, кабинета стоматолога нет. Постоянной медицинской сестры нет. Ведется профилактическая и организационная работа. На базе Копорского ФАПа проводятся профилактические прививки, и оказывается медицинская помощь.

В соответствии с п.п. 13 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов: обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.п.1, 4 п.1 ст.31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений;

С учетом того обстоятельства, что в МОУ Копорская СОШ имеющийся медицинский пункт не соответствует требованиям п. 2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02, а приведение его в соответствие с указанными требованиями не входит в понятие «содержание зданий и коммунальных расходов», отнесенных к компетенции администрации МО Ломоносовский муниципальный район, суд находит, что требования прокурора в части обязания администрации МО Ломоносовского муниципального района выделить в установленном законом порядке денежные средства на оборудование и оснащение медпункта МОУ Копорская СОШ в соответствии с установленными нормами удовлетворению не подлежит, поскольку оборудование и оснащение медпункта МОУ Копорская СОШ в соответствии с установленными нормами невозможно по причине необходимости реконструкции для этого всей школы.

В свою очередь МОУ Копорская средняя общеобразовательная школа по тем же основаниям не может быть - в срок до 1 сентября 2011 года обязана оборудовать медпункт школы в соответствии с требованиями действующих санитарных норм и правил, поэтому данное требование так же подлежит отклонению.

С учетом установленных обстоятельств, что в Копорской СОШ медицинский кабинет состоит из 1 помещения, санузла нет, кабинета стоматолога нет, постоянной медицинской сестры нет, в кабинете ведется только профилактическая и организационная работа, а медицинское обслуживание учащихся школы осуществляют работники МУЗ «ЦРБ» на основании договора о сотрудничестве, заключенного между школой и МУЗ «ЦРБ» на базе Копорского ФАПа, где так же проводятся профилактические прививки, а школа требует косметического ремонта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению требования прокурора в части обязания МУЗ «Ломоносовская ЦРБ» в срок не позднее 30 декабря 2011 года получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в МОУ Копорская СОШ. При этом, суд учитывает и то обстоятельство, что деятельность МУЗ «Ломоносовская ЦРБ» по обслуживанию учащихся Копорской СОШ лицензирована в установленном порядке, поскольку ответчик имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности (л.д.36), которая действительна до 10 июля 2014 года. В соответствии с приложением к названной лицензии (л.д.34) он вправе осуществлять медицинскую деятельность так же в ФАП п.Копорье.

Отказывая в удовлетворении иска прокурора, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что в соответствии с проектом «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2-10 в п.4.22), предполагаемым к вступлению в действие с 1 сентября 2011 года для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска прокурора Ломоносовского района Ленинградской области об обязании администрации МО Ломоносовского муниципального района выделить в установленном законом порядке денежные средства на оборудование и оснащение медпункта МОУ Копорская СОШ в соответствии с установленными нормами, МОУ Копорская средняя общеобразовательная школа - в срок до 1 сентября 2011 года оборудовать медпункт школы в соответствии с требованиями действующих санитарных норм и правил, МУЗ «Ломоносовская ЦРБ» в срок не позднее 30 декабря 2011 года получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в МОУ Копорская СОШ.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение 10 дней.

Судья Романова В.П.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 февраля 2011 года.

Судья Романова В.П.