Дело №2-3098/2010 26 августа 2010 года
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г.Архангельска в составе:председательствующего судьи Бланару Е.М.при секретаре Галевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску Зелениной Г.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Архангельской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Зеленина Г.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Архангельской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В обоснование заявленных требований указала, что 03 июня 2010 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В назначении пенсии было отказано, ввиду недостаточности педагогического стажа, из которого исключен период работы в качестве пионерской вожатой с 10.09.1979г. по 25.08.1992г. Считает отказ неправомерным, ссылаясь на то обстоятельство, что действующее в спорный период пенсионное законодательство позволяло учесть данные период в качестве педагогической деятельности. Просит обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения за ее назначением, то есть с 03 июня 2010 года.
В судебном заседании представитель истца Кованина Н.А. поддержала заявленные требования по изложенным основаниям, дала пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении. Уточнила, что в обоснование иска ссылается на незаконность исключения из педагогического стажа работы истца периодов в качестве старшей пионерской вожатой: с 10.09.1979г. по 01.09.1980г., с 02.09.1980г. по 26.08.1981г., с 15.10.1984г. по 14.06.1987г., с 06.07.1987г. по 09.06.1988г., с 12.07.1988г. по 12.06.1989г., с 14.07.1989г. по 12.06.1990г., с 14.07.1990г. по 25.08.1992г. При этом выполняются условия, предусмотренные Положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, о наличии не менее 2/3 педагогического стажа работы и непосредственного следования за периодами работы в качестве пионерской вожатой педагогической деятельности.
Истец и представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без их участия.
По определению суда с учетом мнения представителя истца дело, в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ, рассмотрено без участия истца и представителя ответчика.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании п.1 ст.7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что истец 03 июня 2010 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В назначении пенсии истцу отказано в связи с недостаточностью педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. При определении права на досрочную пенсию ответчиком не приняты к зачету периоды работы в качестве старшей пионерской вожатой: с 10.09.1979г. по 01.09.1980г., с 02.09.1980г. по 26.08.1981г., с 15.10.1984г. по 14.06.1987г., с 06.07.1987г. по 09.06.1988г., с 12.07.1988г. по 12.06.1989г., с 14.07.1989г. по 12.06.1990г., с 14.07.1990г. по 25.08.1992г. При обращении с заявлением о назначении пенсии педагогический стаж, учтенный ответчиком, составил 19 лет 15 дней, при требуемом 25 лет л.д.14,31).
Исключение других периодов из педагогического стажа не оспаривается истцом.
Согласно копии трудовой книжки л.д.7-13) истец с 10.09.1979г. по 01.09.1980г. работала в качестве старшей пионерской вожатой в Средней школе №71, с 02.09.1980г. по 26.08.1981г. работала в качестве старшей пионервожатой в Средней школе №8, в период с 04.09.1982г. по 14.10.1984г. работала в детском санатории «Вознесенье» в должности воспитателя, с 15.10.1984г. по 25.08.1992г. работала в качестве старшей пионервожатой Вознесенской средней школы, после чего с 26.08.1992г. переведена учителем русского языка и литературы этой же школы, что также подтверждается архивными справками л.д.15-16,17,18) и справками, уточняющими периоды работы, необходимые при определении права на досрочной назначение досрочной трудовой пенсии л.д.19,20-21).
В соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 463 от 06.09.1991г. «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999г. «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», а на момент обращения с заявлением о назначении пенсии и Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении правил исчисления сроков периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», не предусмотрено включение в педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, периодов работы в должности пионерских вожатых.
Вместе с тем, в период, когда истец осуществляла трудовую деятельность в качестве старшей пионерской вожатой, действовали Списки учреждений и должностей, работа в которых дает право на назначение пенсии за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959г.
Согласно п.п. 2, 4 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, в том числе, засчитывалась работа в школах в качестве штатных пионервожатых при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Согласно материалам дела истец в указанные периоды занимала штатную должность старшей пионерской вожатой л.д.15-16,17,18,19,20-21).
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» допускает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению в порядке, определенном главой шестой указанного Закона.
В частности п.12 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года, которая производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Толкование закона, как исключающее учет ранее приобретенных гражданином пенсионных прав, в том числе по льготному исчислению стажа, до введения нового правового регулирования, недопустимо.
Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
При таких обстоятельствах, поскольку истец до 01 января 2002 года в соответствии с ранее действовавшим законодательством имела право на исчисление педагогического стажа с учетом включения в него периода работы в должности старшей пионерской вожатой, такой же порядок исчисления льготного стажа в отношении нее должен сохраниться и после 01 января 2002 года.
Судом принимается во внимание и то обстоятельство, что истец осуществляла трудовую деятельность в качестве старшей пионерской вожатой до 01.10.1993г. - момента, с которого Постановление от 17.12.1959г. утратило силу и не применяется. При таких обстоятельствах истец не могла предвидеть, что при решении вопроса о назначении пенсии она не сможет воспользоваться приобретенными ею в соответствии с действовавшим законодательством правами на пенсионное обеспечение.
Судом установлено, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии 03 июня 2010 года истец выработала более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на назначение пенсии: стаж педагогической деятельности истца, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, без учета периода работы в качестве старшей пионерской вожатой, учтенный пенсионным органом, составляет 19 лет 15 дней л.д. 14,31), что более 16 лет 8 месяцев, составляющих 2/3 от 25 лет, установленных нормами п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
При таких обстоятельствах, суд полагает, что периоды работы истца в качестве старшей пионерской вожатой с 10.09.1979г. по 01.09.1980г., с 02.09.1980г. по 26.08.1981г., с 15.10.1984г. по 14.06.1987г., с 06.07.1987г. по 09.06.1988г., с 12.07.1988г. по 12.06.1989г., с 14.07.1989г. по 12.06.1990г., с 14.07.1990г. по 25.08.1992г. подлежат включению в педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). При этом днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Как установлено судом, истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости 03 июня 2010 года.
С учетом включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, спорных периодов работы истца в качестве старшей пионерской вожатой (9 лет 5 месяцев 26 дней), стаж истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составляет 28 лет 6 месяцев 11 дней (19 лет 15 дней (педагогический стаж работы истца, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, учтенный пенсионным органом)+9 лет 5 месяцев 26 дней=28 лет 6 месяцев 11 дней), что составляет более 25 лет, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Таким образом, досрочная трудовая пенсия на основании пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ должна быть назначена истцу с 03 июня 2010 года.
Также истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей л.д.6), которые в силу ст.98 ГПК РФ и п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Зелениной Г.А. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Архангельской области назначить Зелениной Г.А. досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, на основании пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ с 03 июня 2010 года.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Архангельской области в пользу Зелениной Г.А. государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек (Двести рублей 00 копеек).
На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.М. Бланару