о понуждении разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны



Дело №2-2775/2010 27 июля 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г.Архангельска в составе

председательствующего судьи Александрова А.А.

при секретаре Саскиной Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску прокурора Ломоносовского района города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «П» о понуждении разработать проект санитарно-защитной зоны, проект допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным нормам и правилам; организовать сбор и утилизацию отработанных люминесцентных ламп; определить лимиты накопления отходов производства в отношении производственного объекта по адресу: г.Архангельск пр...., ..., корп....,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ломоносовского района города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «П» о понуждении разработать проект санитарно-защитной зоны, проект допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным нормам и правилам; организовать сбор и утилизацию отработанных люминесцентных ламп; определить лимиты накопления отходов производства в отношении производственного объекта по адресу: г.Архангельск пр...., ..., корп..... В обоснование заявленных требований указал, что по заданию прокуратуры Архангельской области Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области проведена проверка исполнения ответчиком законодательства об охране атмосферного воздуха. Согласно Акту проверки от 27.01.2010 от деятельности ответчика в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества от производства и реализации продукции производственного назначения и товаров народного потребления, а именно, от производства пластмассовых изделий, используемых в строительстве; ответчиком не соблюдается режим территории санитарно-защитной зоны, а именно, на ее территории размещены жилой дом и образовательное учреждение; отсутствует проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не организован сбор и утилизация отработанных люминесцентных ламп; не определены лимиты накопления отходов производства. Несоблюдение ООО «П» требований в области охраны окружающей среды, обязательных условий и ограничений, установленных для хозяйственной и иной деятельности действующими нормативными правовыми актами, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - жителей г.Архангельска, поскольку возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании прокурор исковые требования в части понуждения разработать проект санитарно-защитной зоны, проект допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным нормам и правилам поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Требования об обязании ответчика организовать сбор и утилизацию отработанных люминесцентных ламп и определить лимиты накопления отходов производства прокурор не поддерживала в связи с их добровольным исполнением ООО «П». Просила суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности от 23.06.2010 л.д.41) Кабанов И.Г. с иском прокурора не согласился, представил возражения на исковое заявление л.д.34-35). Дополнительно пояснил, что ответчик сам не может разработать проект, за его разработкой обратились в ООО «Экологический центр» в мае 2010 года. Ранее обратиться за разработкой проекта не могли, поскольку ООО «П» находится в трудном финансовом положении. Необходимость исполнения требований Роспотребнадзора в срок до 30.11.2010 не отрицал.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Архангельской области (далее - Управление Роспотребнадзора), привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом л.д.63). Согласно представленному в материалы дела отзыву л.д.56) и пояснениям представителя третьего лица в предыдущих судебных заседаниях Управление Роспотребнадзора исковые требования прокурора поддерживает.

По определению суда в порядке ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), с учетом мнений явившихся в судебное заседание прокурора и представителя ответчика, дело рассмотрено без участия представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца.

Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что ООО «П» в соответствии с Уставом осуществляет деятельность по производству и реализации продукции производственного назначения и товаров народного потребления, а именно, производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве (оконные блоки и стеклопакеты). В собственности ответчика находятся земельный участок и здание, где располагаются офис и производственный цех, находящиеся по адресу: г.Архангельск, пр.... ..., корп.....

По результатам плановой проверки ответчика Управлением Роспотребнадзора выявлены нарушения действующего законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно:

- в нарушение п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» и п.3.1.8 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» в санитарно-защитной зоне ООО «П» находятся образовательное учреждение «К» на расстоянии 16,5 м и жилой дом на расстоянии 15 м;

- в нарушение п.4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» проект нормативов предельно допустимых выбросов не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствует;

- в нарушение п.п.2.2, 3.5, 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» не организован сбор и утилизация отработанных люминесцентных ламп.

Перечисленные нарушения зафиксированы в Акте проверки Номер обезличен от 27.01.2010. На основании указанного Акта Управлением Роспотребнадзора в адрес ответчика было вынесено предписание от 27.01.2010, в котором ООО «П» предложено устранить выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства.

Согласно п.3 ст.44 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов, в соответствии с требованиями п.2 ст.52 указанного Закона, вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Согласно п.3 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В соответствии с п.3.1.6 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. Санитарная классификация, размер СЗЗ, ее организация и благоустройство определяется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к санитарно-защитным зонам.

Из положений п.3.1.7 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» следует, что Достаточность ширины санитарно-защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.

В соответствии со ст.11 п.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно пункту 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны - обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.

В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2008 №74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п.2.2).

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического взаимодействия на атмосферный воздух (п.2.3).

В данном случае по санаторной классификации ООО «П» относится к объектам 5 класса опасности, поскольку на предприятии осуществляется производство изделий из пластмасс и синтетических смол.

Согласно п.7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» ориентировочная санитарно-защитная зона ответчика, осуществляющего деятельность по производству изделий из пластмасс и синтетических смол, соответствует 50 м.

Согласно п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.

Согласно п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Пунктом 3.1.8 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» установлено, что в санитарно-защитной зоне запрещается размещение объектов для проживания людей. Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории.

При этом в ходе проверки нашел подтверждение факт, что в санитарно-защитной зоне ООО «П» размещены жилой дом и образовательное учреждение «Ксения». Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

В данном случае, это обязательное наличие утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия, который у ответчика отсутствует.

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

В силу п.4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенических требований к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.

На основании п.4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенических требований к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.

Как следует из материалов дела ответчиками не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-защитной зоны предприятия санитарным нормам и правилам, в связи с тем, что данный проект им не разработан.

Невыполнение ответчиком обязательств по соблюдению природоохранного и санитарного законодательства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.11 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды».

Таким образом, требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению.

Относительно требований о прокурора об обязании ответчика организовать сбор и утилизацию отработанных люминесцентных ламп и определить лимиты накопления отходов производства в отношении производственного объекта по адресу: г.Архангельск пр...., ..., корп...., в судебном заседании установлено следующее. Сбор ламп в хозяйственном помещении склада по мере их накопления организован, их утилизация производится в соответствии с договором Номер обезличен, заключенным 30.06.2010 с ООО «ТЕЧ-Сервис», действующему на основании лицензии Номер обезличен на сбор, использование, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (срок действия договора по 31.12.2010) л.д.53-54). Согласно письму Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.03.2010 Номер обезличен по обращению ООО «П» указанным органом определены для ответчика нормативы образования отходов и лимитов на их размещение сроком с 16.03.2010 до 16.03.2015, о чем выдан соответствующий документ.

Таким образом, на момент вынесения настоящего решения ответчиком организован сбор и утилизация отработанных люминесцентных ламп, определены лимиты накопления отходов производства в отношении производственного объекта по адресу: г.Архангельск пр...., ..., корп..... Следовательно, требования прокурора в указанной части удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.ст.98, 103 ГПК РФ, 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ломоносовского района города Архангельска удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «П» в срок до 30 ноября 2010 года разработать проект санитарно-защитной зоны производственного объекта по адресу: г.Архангельск пр...., ..., корп.... и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным нормам и правилам.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «П» в срок до 30 ноября 2010 года разработать проект допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производственного объекта по адресу: г.Архангельск пр...., ..., корп.... и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным нормам и правилам.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ломоносовского района города Архангельска об обязании общества с ограниченной ответственностью «П» организовать сбор и утилизацию отработанных люминесцентных ламп, определить лимиты накопления отходов производства отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «П» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей (Двести рублей 00 копеек).

На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г.Архангельска в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

А.А.Александров

-32300: transport error - HTTP status code was not 200