Дело № 2-2678/10 09 августа 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Голенищевой И.В.,
при секретаре Ларионовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Попеты В.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о перерасчете размера пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Попета В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> (далее УПФ) о перерасчете размера пенсии. Свои требования обосновал тем, что работал в Архангельском траловом флоте, суда которого приписаны в <адрес>, в плавсоставе на судах флота рыбной промышленности. С 14.05.2008 года истец является получателем трудовой пенсии по старости, однако размер пенсии был определен без учета факта работы в районах Крайнего Севера. Истец с решением об исчислении стажа и отказом в установлении повышенной базовой части пенсии не согласен, просит обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии.
В судебном заседании истец уточнил основание исковых требований, просит произвести перерасчет размера базовой части пенсии по нормам ст.14 Федерального Закона от 1 декабря 2007 года № 312-ФЗ с учетом наличия смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера (<адрес>), так и в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, а также включив в стаж работы период ведения предпринимательской деятельности с 01 января по 31 декабря 2001 года. Дополнительно пояснил, что в установлении повышенного размера базовой части ему было отказано при назначении пенсии по причине недостаточности календарного страхового стажа 25 лет. Однако из страхового стажа были исключены некоторые периоды работы, о чем он не был поставлен в известность. Ознакомившись с решением ответчика, полагает, что необоснованно исключен период ведения предпринимательской деятельности с 01 января по 31 декабря 2001 года, поскольку он имел доход и уплатил установленные законом налоги и сборы. С учетом этого периода страхового стажа для перерасчета базовой части по нормам ст.14 Федерального Закона от 1 декабря 2007 года № 312-ФЗ будет достаточно. Просит включить в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с 01 января по 31 декабря 2001 года, с учетом смешанного стажа работы и стажа работы с 01 января по 31 декабря 2001 года обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с 14 мая 2008 года, то есть с момента возникновения права на пенсию.
Представитель ответчика Шапкина Т.Ю. с иском не согласилась, указав, что у истца на момент обращения с заявлением и определения права на назначение пенсии было недостаточно страхового стажа для перерасчета размера базовой части пенсии. Сведений о перечислении страховых взносов за 2001 год в УПФ не имелось, поэтому в этот период не подтверждено документально ведение какой-либо деятельности, в связи с чем он не был включен в стаж работы. Наличие факта работы в районах Крайнего Севера не оспаривается.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, пенсионного дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Попета В.В. является получателем трудовой пенсии по старости с 14.05.2008 года.
17.10.2008 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии по нормам ст.14 Федерального Закона от 1 декабря 2007 года № 312-ФЗ с учетом наличия смешанного стажа работы.
Письмом № 2916/П-ТВ от 24.10.2008г. отдел Пенсионного фонда РФ в <адрес> административном округе <адрес> (л.д.7-8) разъяснил, что расчет пенсии произведен на дату назначения 14.05.2008 года и составил <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Из страхового стажа исключены периоды нахождения в бесплатном резерве, и периоды, когда не было перечисления страховых взносов.
Из письменного отзыва ответчика на исковое заявление следует, что в перерасчете базовой части пенсии отказано в связи с тем, что недостаточно страхового стажа. На 01.04.2010 года страховой стаж составляет 24 года 09 месяцев 21 день (л.д.18-21).
В соответствии с Федеральным Законом от 1 декабря 2007 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, устанавливаются повышенные размеры базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности.
Согласно п. 7 ст. 14 Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции ФЗ № 312-ФЗ от 1 декабря 2007 года) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2340 рублей в месяц.
С 01.01.2010 года понятие «базовая часть трудовой пенсии» исключено из текста закона, введено новое понятие «фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии».
На основании п.7 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции ФЗ № 213-ФЗ от 24 июля 2009 года, вступившего в силу с 1 января 2010 года) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, установлен повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
В силу абзаца 2 указанной нормы, лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, при наличии установленного стажа работы, лицам, имеющим смешанный стаж как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, устанавливаются повышенные размеры базовых частей пенсий (с 01.01.2010 года - повышенные размеры фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии).
Одним из условий исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего севера является осуществление трудовых обязанностей в особых климатических условиях, независимо от места нахождения организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях.
Из пояснений истца следует, что он работал с 02.11.1979 года по 19.08.1986 года в Архангельском траловом флоте, в должностях отнесенных к плавсоставу, на судах морских, рыбопромысловых, которые приписаны к Мурманскому порту, ведут добычу и обработку рыбы в районе Крайнего Севера.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доводы истца о работе в районах Крайнего Севера подтверждаются представленными в материалы дела письменными доказательствами, в частности копией трудовой книжки, справкой о характере и условиях труда (л.д.29-30) и не оспариваются ответчиком в судебном заседании.
Согласно перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029 с последующими изменениями, <адрес> относятся к районам Крайнего Севера.
Таким образом, истец осуществлял работу как в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, так и в районах Крайнего Севера.
При этом из представленного отзыва и материалов пенсионного дела следует, что страховой стаж истца на дату назначения пенсии 14.05.2008 года составил календарно 20 лет 04 мес. 03 дня, в полуторном исчислении 30 лет 0 мес. 14 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 20 лет 11 мес. 19 дней, то есть в РКС - более 15 лет.
Довод представителя ответчика о том, что у истца недостаточно страхового стажа для возникновения права на перерасчет базовой части пенсии по ст. 14 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», опровергается материалами пенсионного дела, согласно которому истцу назначена пенсия из расчета 30 лет страхового стажа, что превышает требуемые 25 лет для мужчин. Кроме того, перерасчет базовой части пенсии производится в соответствии с законами, принятыми после Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П.
Поскольку для назначения пенсии истцу учитывался страховой стаж в льготном исчислении, то суд полагает, что и для перерасчета размера пенсии необходимо учитывать страховой стаж, исходя из его подсчета в льготном исчислении.
С учетом указанного, суд считает, что истец имеет право на получение повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсиив связи с работой в районах Крайнего Севера с момента назначения пенсии, то есть с 14 мая 2008 года.
При этом из пояснений истца и материалов пенсионного дела видно, что при оценке пенсионных прав был исключен из страхового стажа и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период ведения предпринимательской деятельности с 01 января по 31 декабря 2001 года.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (ред. от 17.10.2009) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" при подсчете страхового стажа подтверждаются:
периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее именуется - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее именуется - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п.13 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, подтверждаются с 01 января 1991 года документом территориального органа Пенсионного фонда или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Согласно сведениям УПФ индивидуальный предприниматель Попета В.В. был зарегистрирована в ПФР 07 февраля 1996 года и снят с учета 01 января 2005 года.
Из пояснений истца следует, что в 2001 году он осуществлял предпринимательскую деятельность, имел доход, были уплачены установленные налоги и сборы.
Указанные истцом обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела документами, в частности решением Арбитражного суда Архангельской области по делу № АО5-16100/02-937/12 от 22 января 2003 года, из которого следует, что с Попеты В.В. по иску Инспекции МНС по <адрес> взыскан единый социальный налог с дохода за 2001 год, справкой Арбитражного суда Архангельской области о выдаче исполнительного документа взыскателю, справкой Инспекции ФНС по <адрес> об отсутствии сведений о наличии задолженности по уплате обязательных налогов и сборов, тетрадью учета выручки.
С учетом изложенного, суд считает, что в судебном заседании нашел подтверждение как сам факт работы истца в спорный период, так и факт перечисления в Пенсионный фонд страховых взносов.
То обстоятельство, что в Пенсионном фонде отсутствуют сведения о перечислении страховых взносов за 2001 год не свидетельствует об обратном и не может нарушать право истца на получение пенсионного обеспечения в установленном законом размере.
При таких обстоятельствах суд полагает, что период работы истца с 01 января по 31 декабря 2001 года подлежит включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (<адрес>), так и в страховой стаж.
Поскольку вины истца в том, что в УПФ по <адрес> отсутствуют сведения об уплате страховых взносов за 2001 год, не имеется, суд полагает, что право истца на перерасчет размера пенсии по данному основанию также возникает с 14 мая 2008 года, с момента назначения пенсии.
В соответствии с п.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Попеты В.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о перерасчете размера пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> включить в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период ведения предпринимательской деятельности с 01 января по 31 декабря 2001 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> произвести Попете В.В. перерасчет размера пенсии с учетом включения периода работы с 01 января по 31 декабря 2001 года, и исходя из повышенного размера базовой части (фиксированного базового размера страховой части) пенсии 2340 рублей в месяц (с последующим увеличением), начиная с даты возникновения права на пенсию с 14 мая 2008 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> госпошлину в доход местного бюджета в сумме 200 рублей 00 копеек (двести рублей 00 копеек).
На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Голенищева