Дело №2-80/2011 18 января 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего Бланару Е.М.
при секретаре Тестовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Волошиной О.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Волошина О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что 10 сентября 2010 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако в досрочном назначении пенсии было отказано, ввиду недостаточности специального стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии. Указала, что в период ХХ.ХХ.ХХХХ работала в особых условиях труда в качестве медицинской сестры по массажу МУЗ «Городской специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики», переименованном в МУЗ «Городской специализированный дом ребенка», в свою очередь переименованном в МУЗ «Городской дом ребенка». Однако из стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, а также период работы с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, поскольку в Уставе учреждения в качестве цели не указано оказание специализированной медицинской помощи детям с поражением центральной нервной системы и нарушением психики. Считает отказ в назначении пенсии неправомерным. Просит обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением, то есть с ХХ.ХХ.ХХХХ.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение здравоохранения «Городской дом ребенка» и мэрия г.Архангельска.
В последствие истцом изменено основание иска: просит в обоснование требований включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, а также период работы с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ в качестве медицинской сестры по массажу, в связи с проведением дополнительной проверки Пенсионным фондом в процессе рассмотрения дела.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по изложенным основаниям, дала пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении. Дополнила, что в период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялась средняя заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, повышение квалификации входит в ее непосредственные должностные обязанности. При переименовании учреждения его задачи и функции не изменились, ее должностные обязанности по непосредственному обслуживанию больных с поражением центральной нервной системы и нарушением психики остались прежними.
Представитель ответчика Белинина О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась. Считает решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии истцу обоснованным и законным, поскольку после переименования учреждения в 2003 году истцом не представлено доказательств по обслуживанию больных с поражением центральной нервной системы и нарушением психики, а Детский дом утратил статус специализированного по психоневрологическому профилю, о чем свидетельствует выделение в учреждении отдельного отделения. При этом указала, что количество специалистов для специализированного дома ребенка такого профиля должно быть большим и отличаться от штата обычного дома ребенка. Полагает, что действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж для льготного пенсионного обеспечения курсов повышения квалификации, поскольку истцом не осуществлялась работа в льготных условиях труда. Просит отказать в удовлетворении исковых требований за недостаточностью специального стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Представитель третьего лица МУЗ «Городской дом ребенка» Бочаров Е.В. поддержал заявленные истцом требования. Пояснил, что истец направлялась на курсы повышения квалификации по распоряжению работодателя, что входит в ее должностные обязанности. При этом за ней сохранялось место работы и средний заработок, из которого производились отчисления в Пенсионный фонд РФ. Также указал, что при переименовании учреждения его задачи и функции не изменились, должностные обязанности истца по непосредственному обслуживанию больных с поражением центральной нервной системы и нарушением психики в течение полного рабочего дня остались прежними. Цели и задачи учреждения, предусмотренные уставом, также не поменялись. Контингент поступающих детей до трех-четырех лет не изменился, а наоборот количество с патологиями психики увеличилось. В 2007 года таких детей направлять в Дом ребенка перестали, в связи с чем в учреждении было выделено отдельное специализированное отделение. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель мэрии г.Архангельска Антипова С.А., действующая на основании доверенности, также поддержала заявленные истцом требования по изложенным основаниям. Пояснила, что Положением о доме ребенка, прилагаемым к приказу Минздрава СССР от 19 ноября 1986 года №1525, предусмотрено 2 вида домов ребенка - дом ребенка (общего типа) и специализированный дом (группа) ребенка. В доме ребенка (общего типа) воспитываются дети от рождения до трехлетнего возраста, в специализированном доме ребенка - до четырехлетнего возраста. В специализированном доме ребенка содержатся дети с дефектами умственного и психического развития (кроме детей с задержкой психоречевого и физического развития, обусловленной условиями воспитания), а также: с органическим поражением центральной нервной системы (в том числе с детскими церебральными параличами), без нарушения психики; с нарушением слуха и речи (глухонемые, оглохшие, тугоухие); с нарушением речи (заикающиеся, с алалией и другими нарушениями речи); с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); с туберкулезной интоксикацией и малыми затухающими формами туберкулеза. В связи с вышеуказанными требованиями дом ребёнка имел статус «специализированного» учреждения и назывался МУЗ «Городской специализированный дом ребенка». 24 января 2003 года Министерством здравоохранения РФ издан приказ № 2 «О совершенствовании деятельности дома ребенка», которым утверждено Положение об организации деятельности дома ребенка. Данное Положение стало предусматривать один тип домов ребенка, не выделяя специализированные учреждения в отдельные учреждения. Считает, что помимо изменения законодательства, необходимо учитывать тот факт, что в МУЗ «Городской специализированный дом ребенка» содержались и получали помощь дети без отклонений в развитии, т.е. выполнялись функции дома ребенка общего типа. В связи с этим решением Архангельского городского Совета депутатов от 25.10.2006 № 274 с 1 января 2007 года МУЗ «Городской специализированный дом ребенка» переименован в МУЗ «Городской дом ребёнка». В учреждении функционировали два отделения: отделение органической патологии ЦНС с нарушением психики (специализированное отделение) и отделение реабилитации и абилитации. Таким образом, при изменении наименования учреждения не изменились его предмет и цели деятельности. В соответствии с требованиями п.1 ст.4 Федерального закона «О некоммерческой организациях» наименование некоммерческой организации, в том числе и учреждения, должно содержать в себе указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. В целях приведения Устава МУЗ «Городской специализированный дом ребенка» в соответствие с законодательством и было принято решения о его переименовании. Работникам, которые непосредственно работают в настоящее время в специализированном отделении, сохранены надбавки, дополнительный отпуск, льготное пенсионное обеспечение, предусмотренные действующим законодательством. Таким образом, полагает, что, поскольку характер выполняемой работы после переименования учреждения в специализированном отделении не изменился, предмет и цели учреждения остались прежними, исковые требования Волошиной О.А. подлежат удовлетворению.
Заслушав стороны, представителей третьих лиц, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, а также материалы отказанного пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 10 сентября 2010 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ОПФ РФ в Октябрьском административном округе г.Архангельска от ХХ.ХХ.ХХХХ <###> в назначении досрочной трудовой пенсии по указанному основанию истцу отказано, ввиду недостаточности специального стажа на основании пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, составившего 9 лет 6 месяцев 12 дней, из которого исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, а также период работы с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, поскольку в Уставе учреждения в качестве цели не указано оказание специализированной медицинской помощи детям с поражением центральной нервной системы и нарушением психики. При этом указано, что страховой стаж истца составляет 33 года 9 месяцев 19 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 24 года 11 месяцев 7 дней (л.д.16-21).
В процессе рассмотрения дела, ответчиком представлен акт по результатам документальной проверки индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке от 14.12.2010г. №307, согласно которому работники МУЗ «Городской дом ребенка» не пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку с указанного момента в полном наименовании учреждения отсутствует указание на контингент обслуживаемых детей - с поражением центральной нервной системы и нарушением психики.
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании п.1 ст.7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пп.2 п.1 ст.27 данного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с п.2 ст.28.1 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренный подпунктами 1-10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, снижается на 5 лет.
Как следует из трудовой книжки, истец с ХХ.ХХ.ХХХХ принята на должность медицинской сестры по массажу в МУЗ «Городской специализированный дом ребенка», с ХХ.ХХ.ХХХХ переименованное в МУЗ «Городской дом ребенка», где с ХХ.ХХ.ХХХХ истец приступила к работе в отделении органической патологии центральной нервной системы с нарушением психики в должности медицинской сестры по массажу, с ХХ.ХХ.ХХХХ переведена на 0,75 ставки в том же отделении и в той же должности, с ХХ.ХХ.ХХХХ - переведена здесь же на ставку, с ХХ.ХХ.ХХХХ - переведена в отделение реабилитации и абилитации в той же должности, где работает по настоящее время (л.д.8-11), что также подтверждается справкой МУЗ «Городской дом ребенка» (л.д.13) и справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, МУЗ «Городской дом ребенка» от ХХ.ХХ.ХХХХ При этом льготная работа истца в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подтверждается за периоды с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ (л.д.14).
Пунктом 2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002г. №537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
В соответствии с подразделом 2260000в раздела XXIV Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется среднему и младшему медицинскому персоналу в психиатрических (психоневрологических) лечебно - профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка при условии непосредственного обслуживания больных.
При этом, исходя из положений п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Судом установлено, что согласно приказу облздравотдела от 18.10.1984г. №453-о городской и областной дома ребенка в г.Архангельске с 01.01.1985г. имели статус специализированных для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики.
На основании приказа № 2 «О совершенствовании деятельности дома ребенка» Министерства здравоохранения РФ от 24 января 2003 года, которым утверждено Положение об организации деятельности дома ребенка, предусматривающее один тип домов ребенка, не выделяя специализированные учреждения в отдельные учреждения, в соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от 25.10.2006г. №274 МУЗ «Городской специализированный дом ребенка» переименован в МУЗ «Городской дом ребенка» с 01.01.2007г., в котором выделены два отделения: отделение органической патологии ЦНС с нарушением психики (специализированное отделение) и отделение реабилитации и абилитации.
Согласно справке МУЗ «Городской дом ребенка» от ХХ.ХХ.ХХХХ <###> в период с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ истец также имеет право на назначение пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку работала в МУЗ «Городской специализированный дом ребенка» в особых условиях труда по непосредственному обслуживанию больных детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики (л.д.67).
Как следует из акта разногласий МУЗ «Городской дом ребенка» от ХХ.ХХ.ХХХХ к акту по результатам документальной проверки индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке Пенсионного фонда РФ от ХХ.ХХ.ХХХХ <###>, учреждением подтверждается, что за период до 2003 года и с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ статус дома ребенка не менялся, о чем свидетельствуют п.2.1 устава учреждения, утвержденного 06.08.2003г., п.2.1 устава учреждения, утвержденного 02.11.2005г., п.2.1. устава учреждения, утвержденного 27.06.2006г. При этом удельный вес детей с заболеванием центральной нервной системы и нарушением психики с 2001 года оставался стабильным: болезни нервной системы в 2001 году на 1000 - 48, в 2002 году - 347, в 2003 году - 758, в 2004 году - 691, в 2005 году - 424, в 2006 году - 694; врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения соответственно в 2001 году на 1000 - 294, в 2002 году - 449, в 2003 году - 411, в 2004 году - 577, в 2005 году - 504, в 2006 году - 603, исходя из указанных данных абсолютное число болезней нервной системы в учреждении в 2003 году составляет 94, в 2004 году - 85, в 2005 году - 53, в 2006 году - 84, абсолютное число врожденных аномалий, деформаций и хромосомных нарушений соответственно в 2003 году - 51, в 2004 году - 71, в 2005 году - 63, в 2006 году - 73 (л.д.91).
Штатная численность работников МУЗ «Городской специализированный дом ребенка» за указанный период не изменялась и соответствовала штатным нормативам медицинского персонала для проведения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (подразделениями) восстановительного лечения детям с дефектами умственного и физического развития, находящимся в специализированных детских домах и школах-интернатах (группах), утвержденным приказом Минздрава СССР от 11.07.1980г. №732, а также рекомендуемым штатным нормативам медицинского, педагогического и прочего персонала специализированных домов ребенка, утвержденным распоряжением департамента здравоохранения Архангельской области от 07.08.2008г.
Кроме того, трудовым договором, заключенным с истцом ХХ.ХХ.ХХХХ, за весь период работы истцу предусмотрена надбавка в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда (л.д.22-24).
Таким образом, нормативы численности обслуживающего персонала, продолжительность рабочего дня и отпуска, условия труда истца в МУЗ «Городской специализированный дом ребенка», соответствующие нормативной численности соответствующего персонала специализированных детских домов для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики, за период работы истца до 31.12.2006г. не изменялись, наименование учреждения также оставалось прежним, что позволяет признавать право истца на льготное пенсионное обеспечение с учетом разъяснений, содержащихся в письме Минтруда РФ от 28.09.1992г. №1910-РБ.
Согласно Уставу МУЗ «Городской специализированный дом ребенка», зарегистрированному приказом регистрационной палаты мэрии г.Архангельска от 01.02.1995г. №23, в редакции от 02.11.2005г., целями и предметом деятельности учреждения являются оказание квалифицированной специализированной медицинской, психолого-педагогической, социальной помощи и реабилитации детям сиротам, и детям оставшихся без попечения родителей, больным детям (детям инвалидам) воспитывающихся в семьях и направленных в учреждение по медицинским и социальным показаниям с поражением центральной нервной системы, нарушением психики и недостатками физического развития в возрасте до 4-х лет; оказание содействия органам местного самоуправления как органу опеки и попечительства в вопросах опеки (попечительства) детей, оставшихся без попечения родителей находящихся в социально опасном положении и осуществления их комплексного сопровождения. При этом учреждение осуществляет следующие виды медицинской деятельности: первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь, стационарная помощь, обеспечение детей первых двух лет жизни специальными молочными продуктами.
Аналогичные цели, предмет и виды деятельности учреждения, а также контингент поступающих детей содержал Устав МУЗ «Городской специализированный дом ребенка», действовавший в редакции до 2005 года.
Как следует из Устава МУЗ «Городской специализированный дом ребенка», в редакции от 27.06.2006г., целями и предметом деятельности учреждения являются оказание первичной медико-санитарной и квалифицированной специализированной медицинской, психолого-педагогической, социальной помощи и реабилитации детям - сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей; больным детям (в т. ч. детям - инвалидам) с поражением центральной нервной системы, нарушением психики и недостатками физического развития в возрасте до 4-х лет, воспитывающихся в семьях и направленных в учреждение по медицинским и социальным показаниям; оказание содействия органам местного самоуправления как органу опеки и попечительства в вопросах опеки (попечительства) детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, и осуществления их комплексного сопровождения; обеспечение детей города Архангельска первых 2-х лет жизни молочными продуктами питания. Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь; стационарная помощь; обеспечение детей первых двух лет жизни молочными продуктами питания.
В связи с изменением наименования учреждения в МУЗ «Городской дом ребенка», его целями и предметом деятельности являются: оказание детям первичной медико-санитарной и квалифицированной медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи, комплексной реабилитации с использованием современных технологий: детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям, воспитывающимся в семьях, направляемых в Учреждение по медико-социальным показаниям, в том числе с задержкой физического и психоречевого развития, обусловленной условиями воспитания, а также детям с поражением центральной нервной системы с нарушением психики в отделении органической патологии ЦНС с нарушением психики, с рождения до 3-летнего возраста (в отделении органической патологии ЦНС с нарушением психики и при задержке психоречевого и физического развития, обусловленной условиями воспитания, по заключению специалистов до 4-х летнего возраста); оказание содействия органам местного самоуправления как органу опеки и попечительства в вопросах опеки (попечительства) детей, оставшимся без попечения родителей, а также работы с семьями группы риска по социальному сиротству, и осуществления комплексного сопровождения; обеспечение детей города Архангельска первых 2-х лет жизни молочными продуктами питания. Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь; стационарная помощь; обеспечение детей первых двух лет жизни молочными продуктами питания.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что до 01.01.2007г. цели, задачи, функции и виды деятельности МУЗ «Городской специализированный дом ребенка» не менялись, контингент поступающих в учреждение остался прежним.
Между тем, в связи с изменением требований действующего законодательства с 01.01.2007г. произошла реструктуризация учреждения в общий тип, с выделением в его составе специализированного отделения, что было отражено в Уставе учреждения.
Примерным перечнем должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка №2, содержащимся в указании Министерства социальной защиты населения РФ «О порядке применения раздела XXIV Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» от 26.04.1993г. №1-31-У предусмотрена должность медицинской сестры по массажу.
Кроме того, согласно данному Указанию непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. При этом в качестве видов деятельности среднего медицинского персонала, относящихся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, предусмотрено в том числе осуществление различных видов массажа.
Как пояснила истец в судебном заседании, в спорный период работы она постоянно работала в качестве медицинской сестры по массажу по непосредственному обслуживанию больных детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики.
Свидетели Демяницкая Е.В., работающая в МУЗ «Городской дом ребенка» в качестве заместителя главного врача по медицинской части, и Серхачева В.А., работающая в МУЗ «Городской дом ребенка» в качестве медицинской сестры по массажу, показали, что какой-либо реорганизации учреждения до 01.01.2007г. не было. За весь период с 2001 года в учреждение поступало одно и тоже количество и контингент детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики, состав которого составлял более 80% от общего количества, обслуживанием которого постоянно в течение полного рабочего дня занималась истец, выполняя функции медицинской сестры по массажу. Задачи и функции учреждения оставались неизменными. Штатное количество работников также не менялось. Образование в 2007 году в Детском доме специализированного отделения связано с уменьшением количества таких детей, поскольку департамент перестал направлять детей с указанными заболеваниями.
Данные обязанности отнесены указанием Министерства социальной защиты населения РФ «О порядке применения раздела XXIV Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» от 26.04.1993г. №1-31-У к видам деятельности среднего медицинского персонала, относящимся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка №2.
Оценивая показания допрошенных свидетелей на предмет их достоверности с позиции ст.67 ГПК РФ, суд принимает во внимание то обстоятельство, что данные показания являются последовательными и непротиворечивыми, соответствуют объяснениям истца. Допрошенные свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у свидетелей нет заинтересованности в исходе дела. Факт работы свидетелей вместе с истцом подтверждается записями в трудовых книжках свидетелей, копии которых приобщены к материалам дела. При этом со стороны ответчика не представлено доказательств, опровергающих данные свидетельские показания.
Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение, что истец в период с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ работала в качестве медицинской сестры по массажу в специализированном доме ребенка по непосредственному в течение полного рабочего дня обслуживанию больных детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики.
При этом суд учитывает, что при проверке представленных истцом при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости документов, пенсионным органом был исключен только период работы истца с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, а также основание исключения из специального стажа работы истца в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указанного периода.
На основании вышеизложенного период работы истца с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ подлежит включению в стаж с тяжелыми условиями труда, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Кроме того, из материалов дела следует, что в периоды с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ истец находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, подтверждение квалификации является необходимым условием для продолжения осуществления лечебной деятельности.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно п.2 ст.28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» истцу, как имеющему стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, более 20 лет, что не оспаривается представителем ответчика, возраст, установленный для досрочного назначения пенсии, снижается на 5 лет.
Наличие необходимого страхового стажа истца, при требуемом не менее 20 лет, представителем ответчика также не оспаривается.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). При этом днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как установлено судом, истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости 10 сентября 2010 года, что подтверждается копией заявления (л.д.125).
С учетом включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов курсов повышения квалификации, периода работы в МУЗ «Городской специализированный дом ребенка» специальный стаж истца в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составит более 10 лет, что не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании. С учетом изложенного, суд полагает, что требования истца о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения за ее назначением, то есть с ХХ.ХХ.ХХХХ подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей (л.д.7), которые в силу ст.98 ГПК РФ и п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Волошиной О.А. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске назначить Волошиной О.А. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ с ХХ.ХХ.ХХХХ.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске в пользу Волошиной О.А. государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек (Двести рублей 00 копеек).
На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.М. Бланару