о взыскании расходов, связанных с обучением работника



Дело № 2-196/2011                               28 января 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе:председательствующего судьи Кочиной Ж.С.,

при секретаре Поликиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску открытого акционерного общества «Северное морское пароходство» к Сидорову А.В. о взыскании расходов, связанных с обучением, расходов по госпошлине

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Северное морское пароходство» обратилось в суд с исковым заявлением к Сидорову А.В. о взыскании расходов, связанных с обучением в размере 20303 рублей, расходов по госпошлине в размере 809 рублей 09 копеек.

В обоснование исковых требований указано, что ХХ.ХХ.ХХХХ между сторонами по делу заключен трудовой договор <###>, согласно которому Сидоров А.В. принят в ОАО «Северное морское пароходство» на должность 3 помощника капитана судов пароходства. ХХ.ХХ.ХХХХ, ХХ.ХХ.ХХХХ и ХХ.ХХ.ХХХХ между ОАО «Северное морское пароходство» и Сидоровым А.В. заключены дополнительные соглашения к трудовому договору об обучении за счет средств работодателя. Стороны предусмотрели, что в случае увольнения ответчика до истечения срока указанного в договоре, ответчик обязуется возместить истцу все затраты связанные с направлением ответчика обучение в соответствии со ст. 249 ТК РФ. ХХ.ХХ.ХХХХ ответчик обратился к истцу с заявлением, в котором просил уволить его по собственному желанию с ХХ.ХХ.ХХХХ. ХХ.ХХ.ХХХХ истцом был издан приказ <###> о расторжении трудового договора с Сидоровым А.В., согласно которому трудовой договор с ответчиком считается расторгнутым с ХХ.ХХ.ХХХХУчитывая то обстоятельство, что ответчик не отработал у истца предусмотренный дополнительными соглашениями срок (5 лет) и не уплатил стоимость обучения в момент расторжения трудового договора в добровольном порядке, истец полагает, что ответчиком были нарушены принятые на себя обязательства.

В судебном заседании представитель истца Туфанов А.Н., действующий на основании доверенности от ХХ.ХХ.ХХХХ (л.д.56) исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнил, что дипломы капитанов, лиц командного или рядового состава, выдаются только тем кандидатам, которые, к удовлетворению Администрации, отвечают требованиям в отношении работы, возраста, состояния здоровья, подготовки, квалификации и экзаменов согласно соответствующим положениям Приложения Конвенции (статья VI). Правилом 1/11 предусмотрено, что каждый капитан, лицо командного состава и радиоператор, имеющий диплом, выданный или признанный по любой главе Конвенции, иной, чем глава VI, и который работает в море или предполагает вернуться в море после периода времени проведенного на берегу, должен, для того чтобы продолжать соответствовать требованиям к работе в море, через интервалы, не превышающие пяти лет отвечать требованиям к состоянию здоровья и подтвердить наличие профессиональной компетенции.Таким образом, обязательным требованием Конвенции, определяющим возможность моряка исполнять свои трудовые обязанности является наличие диплома и необходимости подтверждать его по истечении пятилетнего срока.Для продления диплома моряк должен, кроме таких требований как состояние здоровья, плавательский стаж, предоставить капитану морского порта и доказательства того, что он прошел необходимую тренажерную подготовку в связи с требованиями ПДМНВ. Данные обязанности моряка предусмотрены в разделе А - VI/4 «Обязательные минимальные требования в отношении оказания первой медицинской помощи и медицинского ухода». В случае истечения срока действия диплома либо квалификационного свидетельства и несовершения работником действий, необходимых для их продления, или отказа в продлении срока действия указанных документов либо их неподтверждения работодателю, издается приказ о прекращении трудового договора по пункту 9 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ или о переводе на другую работу. В целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из участия Российской Федерации в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, касающихся обеспечения функционирования технических средств судовождения и связи, профессиональной тренажерной подготовки судоводителей и радиоспециалистов в сфере торгового мореплавания, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 17.10.2009 N 832 "О реализации положений Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года".

Представитель истца Туфанов А.Н. в судебном заседании указал, что в дополнительных соглашениях к трудовому договору с ответчиком не указана профессия приобретаемая работником. Работник в период прохождения курсов не получил никаких дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, и как следствие по окончанию курсов не получил никакой новой профессии. Работник как был помощником капитана судов пароходства, так и продолжил выполнять свои должностные обязанности в должности помощника капитана. Основной задачей тренажерной подготовки является поддержание на высоком профессиональном уровне навыков использования судового оборудования, спасательных средств, противопожарного оборудования. Заключаемые с работниками дополнительные соглашение о направлении их на тренажер содержат следующие обязанности работодателя - произвести обучение за счет собственных средств, сохранить за работником место работы и средний заработок за время обучения. Принятие на себя данных обязательств со стороны работодателя не следует рассматривать, как одностороннюю обязанность провести обучение за счет работодателя. Данные обязанности напрямую связаны с обязанностью работника - усвоить программу тренажерной подготовки и по окончанию отработать у работодателя пять лет. При надлежащем выполнении взятых на себя обязательств стороны достигают своих целей работодатель получает работника с действующим дипломом, а работник продлевает диплом на бесплатной основе и возможность продолжать трудовую деятельность в плавсоставе.

Ответчик Сидоров А.В. с исковыми требованиями не согласился, полагает, что прохождение указанных курсов повышения квалификации являлось обязательным условием выполнения его трудовых обязанностей по договору о выполнении работы по должности 3 помощника капитана. Без прохождения работником указанных курсов, ответчик не имел бы права допустить ответчика до работы на судне, что указано в Конвенции 1978 года. Указал, что при приеме на работу имел все необходимые и установленные нормами международного права диплом и сертификаты. Не оспаривает, что пройти указанные курсы мог в любой иной организации профессиональной подготовки, не только при участии работодателя.

Представитель ответчика Телятьев И.Ю., допущенный к участию в деле в порядке ст. 53 п. 6 ГПК РФ на основании определения суда, в судебном заседании пояснил, что в силу Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 августа 1999 N 900 судоводители должны пройти обучение на курсах повышения квалификациипо программам, утверждаемым Министерством транспорта РФ (пункт 12 Положения). Постановление принято в рамках Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, согласно которой (Правило И/5) для судоводителей предусмотрено обязательное раз в 5 лет прохождение курсов. Верховный Суд РФ (Обзор законодательства и судебной практики за I квартал 2006 года, ВВС РФ, 2006) разъяснил, что "для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы". Таким образом, прохождение ответчиком указанных курсов повышения квалификации являлось обязательным условием выполнением его трудовых обязанностей по договору о выполнении работы по должности 3 помощника капитана. Тот факт, что эта обязанность лиц, работающих на должностях судоводителей, предусмотрены в силу специальных нормативных актов, не умаляет того, что обязанность работника пройти указанные курсы является условием выполнения им работы по его договору найма. Без прохождения работником указанных курсов, истец не имел бы права допустить работника до работы на судне (Конвенция 1978 г. запрещает указанное под угрозой ареста судна). Данный факт имеет значение в силу статьи 9 Конвенции МОТ № 95, которой предусмотрено, что запрещаются всякие удержания с заработной платы, целью которых является прямая или косвенная уплата трудящимся предпринимателю, его представителю или какому-либо посреднику за получение или сохранение службы. Право работника получить оплату выполнения трудовых обязанностей по прохождению этих курсов, а также учет трудового стажа за время выполнения им этой работы установлены ст. 187 ТК РФ. Обязанность работодателя обеспечить работнику необходимые условия выполнения данной работы (обязанности работника пройти эти курсы) установлена ст. 196 ТК РФ.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку, а также обязательный предварительный медицинский осмотр в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

Диспозициями статьей 54, 55 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. (с изм. и доп. от 26 мая 2001 г.) установлена обязанность моряков, при приеме на работу к судовладельцу, представить соответствующие документы, подтверждающие диплом и квалификацию, документы, необходимые для выполнения соответствующих функций.

ХХ.ХХ.ХХХХ на основании трудового договора <###> Сидоров А.В. принят на работу в ОАО «Северное морское пароходство» на должность третьего помощника капитана на неопределенный срок.

Лицами, участвующими в деле не оспаривается то обстоятельство, что Сидоров А.В. был принят на работу в ОАО «Северное морское пароходство» имея при этом дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов

В соответствии со ст. ст. 5, 15 ТК РФ, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 57 ТК РФ установлены требования к содержанию трудового договора, в том числе установлено, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности: об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя.

ХХ.ХХ.ХХХХ ОАО «Северное морское пароходство» и Сидоров А.В. заключили дополнительное соглашение к трудовому договору о направлении работника с его согласия на обучение на УТС «Котлас» (Филиал «Архангельский ЭО АСПТР» ФГУП «МБАСУ») на тренажерную подготовку в соответствии с национальными требованиями и требованиями Конвенции ПДМНВ 78/95 в группу командного состава по программе первая медицинская помощь. В соответствии с п.2.2.2. и п. 3.1 вышеуказанного соглашения работник после окончания обучения обязан отработать 5 лет и в случае увольнения, до истечения установленного срока, в полном объеме возмещает затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение, в соответствии со ст. 249 ГПК РФ. Стоимость обучения составила 2478 рублей. Срок обучения с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ. (л.д. 15-16)

ХХ.ХХ.ХХХХ ОАО «Северное морское пароходство» и Сидоров А.В. заключили дополнительное соглашение к трудовому договору о направлении работника с его согласия на обучение в Учебно - тренажерный центр ГМССБ ОАО «Архангельский траловый флот» на тренажерную подготовку в соответствии с национальными требованиями и требованиями «Регламента радиосвязи» по программе оператор ГМССБ. В соответствии с п.2.2.2. и п. 3.1 вышеуказанного соглашения работник после окончания обучения обязан отработать 5 лет и в случае увольнения, до истечения установленного срока, в полном объеме возмещает затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение, в соответствии со ст. 249 ГПК РФ. Стоимость обучения составила 7500 рублей. Срок обучения с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ год (л.д. 17-18).

ХХ.ХХ.ХХХХ ОАО «Северное морское пароходство» и Сидоров А.В. заключили дополнительное соглашение к трудовому договору о направлении работника с его согласия на обучение на УТС «Котлас» (Филиал «Архангельский ЭО АСПТР» ФГУП «МБАСУ») на тренажерную подготовку в соответствии с национальными требованиями и требованиями Конвенции ПДМНВ 78/95 в группу командного состава по программам начальная подготовка, борьба с пожаром по расширенной программе, перевозка опасных грузо, специалист по спасательным шлюпкам, плотам и дежурным шлюпкам. В соответствии с п.2.2.2. и п. 3.1 вышеуказанного соглашения работник после окончания обучения обязан отработать 5 лет и в случае увольнения, до истечения установленного срока, в полном объеме возмещает затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение, в соответствии со ст. 249 ГПК РФ. Стоимость обучения составила 10325 рублей. Срок обучения с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ. (л.д. 19-20)

Факт прохождения Сидоровым А.В. обучения в УТС «Котлас» (Филиал «Архангельский ЭО АСПТР» ФГУП «МБАСУ») и в Учебно - тренажерном центре ГМССБ ОАО «Архангельский траловый флот» в указанные периоды лицами, участвующими в деле не оспаривается.

После прохождения обучения Сидорову А.В. выданы свидетельства о прохождении курсов подготовки в соответствии с национальными требованиями Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (л.д.85-91).

ХХ.ХХ.ХХХХ трудовой договор между Сидоровым А.В. и ОАО «Северное морское пароходство» расторгнут в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 78 Трудового кодекса РФ по соглашению сторон, о чем издан приказ <###> ХХ.ХХ.ХХХХ.

Как следует из заявления Сидорова А.В. об увольнении, он просил уволить его по соглашению сторон, уважительная причина увольнения ответчиком не указана (л.д. 21).

Суд не принимает во внимание довод ответчика о необходимости и вынужденности увольнения по причине отсутствия работы поскольку доказательств обратного истцом, в порядке ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

Поскольку ответчиком не была указана причина увольнения, его увольнение нельзя признать уважительным, в связи с чем, он обязан возместить работодателю расходы, связанные с его обучением.

В соответствии с п.п. 2-6 приказа <###> от ХХ.ХХ.ХХХХ принято решение взыскать с Сидорова А.В. затраты, связанные с обучением на курсах «Оператор ГМССБ» (период ХХ.ХХ.ХХХХ - ХХ.ХХ.ХХХХ), УТС «Котлас» (период ХХ.ХХ.ХХХХ - ХХ.ХХ.ХХХХ; ХХ.ХХ.ХХХХ - ХХ.ХХ.ХХХХ).

Сумма понесенных истцом расходов на обучение ответчика обусловлена вышеназванными дополнительными соглашениями, которые никем не оспорены и не признаны недействительными.

Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).

В соответствии со ст. 197 Трудового кодекса Российской Федерации, работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Согласно ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Действующими федеральными законными либо иными нормативно правовыми актами Российской Федерации не установлена обязанность работодателя проводить повышение квалификации работников морского транспорта за счет работодателя.

Ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что тренажерную подготовку в соответствии с национальными требованиями и требованиями Конвенции ПДМНВ 78/95 он мог пройти в любом соответствующем центре дополнительной подготовки.

В соответствии с правилом II/5 международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (принята на ассамблее ИМКО в июле 1978 года; Лондон, 7 июля 1978 года) для подтверждения годности к работе на море дипломированный капитан или помощник капитана, работающий на море и собирающийся возвратиться на работу с берега на море, регулярно, но не более, чем через пять лет должен доказывать Администрации: путем подтверждения того, что его стаж работы в качестве капитана или вахтенного помощника капитана составляет не менее одного года из последних пяти лет; или путем подтверждения того, что он выполнял работу, связанную с обязанностями, соответствующими диплому, который он имеет, и рассматриваемую по меньшей мере как эквивалентную работе на море, предписываемой подпунктом "b"i" пункта 1; либо путем прохождения одобренной проверки; успешного окончания одобренных курсов; или работы на судне в должности сверхштатного вахтенного помощника капитана (дублера) в течение не менее трех месяцев непосредственно перед занятием должности в соответствии с имеющимся дипломом.

В соответствии с пунктом 2 правила II/5 международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты Администрация должна составлять или способствовать составлению программ факультативных или обязательных курсов переподготовки и повышения квалификации для капитанов и помощников капитана, и особенно для возвращающихся на работу на море. Она должна обеспечивать возможность всем указанным лицам пройти такие курсы с учетом их опыта работы и выполняемых обязанностей. Такие курсы должны быть одобрены Администрацией и учитывать изменения в морской технике и поправки к соответствующим международным правилам и рекомендациям, касающимся охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды. Для продолжения работы на морских судах, для которых разработаны специальные международные требования подготовки, капитан и вахтенные помощники капитана должны успешно пройти соответствующие одобренные курсы подготовки.

Согласно части первой статьи 54 Кодекса торгового мореплавания РФ к занятию должностей членов экипажа судна, за исключением должностей членов экипажа судна, используемого для промысла водных биологических ресурсов, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства. Порядок выдачи таковых определен в Положении о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04.08.1999 N 900 (с изм. на 05.09.2002).

В соответствии с абзацем вторым части первой статьи 54 Кодекса торгового мореплавания РФ к занятию должностей членов экипажа судна, используемого для промысла водных биологических ресурсов, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2000 N 576.

Дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей вышеназванных судов выдаются соответственно капитанами морских торговых портов и капитанами морских рыбных портов по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями.

Дипломы капитанов судов, дипломы лиц командного состава морских судов, дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов, считаются действительными при наличии подтверждений соответственно капитанов морских торговых портов и капитанов морских рыбных портов, удостоверяющих выдачу таких дипломов и квалификационных свидетельств.

Модельный закон "Об особенностях регулирования труда моряков" (принят в г. Санкт-Петербурге 24 ноября 2001 г. Постановлением 18-14 на 18-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) в статье 70 запрещает работодателю наем на работу лиц, не обладающих свидетельством о квалификации, а также допуск к работе в должности лица, не обладающего свидетельством о квалификации, соответствующим этой должности.

Таким образом, вышеуказанными нормами права не установлена обязанность работодателя обеспечить бесплатное обучение и переподготовку работников в соответствующих центрах дополнительной подготовки.

В соответствии с п.4 пп.г раздела II Устава о дисциплине работников морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 года №395 работник морского транспорта обязан проходить соответствующую подготовку, переподготовку и проверку знаний относящихся к его трудовой деятельности.

Коллективным договором ОАО «Северное морское пароходство» (зарегистрирован в отделе по труду департамента экономики мэрии г. Архангельска не установлена обязанность работодателя обеспечивать обучение работников в соответствии с национальными требованиями и требованиями Конвенции ПДМНВ 78/95.

Редакция представителей работников абзаца 2 пункта 2.2.7. коллективного договора, которым предусматривалась обязанность работодателя обеспечить бесплатное переобучение работников и переподготовку в учебно - тренажерном центре ГМССБ и на курсах дополнительной подготовки несогласованна (л.д.26 коллективного договора ОАО «СМП» на 2006 - 2009 годы).

Таким образом, вследствие специфики работы на морском транспорте и на основании международных и национальных требований к подготовке плавсостава моряки обязаны проходить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в порядке и в сроки, определенные судовладельцем.

Довод представителя ответчика о прямом запрещении статьей 9 Конвенции №95 Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы» (Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 31.01.1961. Ратификационная грамота СССР депонирована 04.05.1961) взыскания денежных средств с работника проходившего обучение (переквалификацию) по направлению работодателя не может быть принят судом, поскольку исходит из иного толкования норм права.

В соответствии со ст. 249 ТК РФ, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Дополнительными соглашениями предусмотрена обязанность Сидорова А.В. компенсировать понесенные затраты ОАО «Северное морское пароходство» в полном объеме.

Взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, основывающееся на добровольном и согласованном волеизъявлении работника и работодателя, допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю, и проведения удержаний из заработной платы.

Определением Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 1005-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Разгильдеева Александра Витальевича на нарушение его конституционных прав статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин.

Таким образом, в судебном заседании работодателем доказаны обстоятельства подлежащие доказыванию, в порядке ст. 56 ГПК РФ и ст. 249 ТК РФ.

А именно, доказан факт направления ответчика на обучение, обучение за счет средств работодателя, наличие дополнительного соглашения работника с работодателем, в котором содержатся обязательства по обучению, увольнение работника до истечения срока, обусловленного соглашением, увольнение работника без уважительных причин.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в общей сумме ... (л.д. 10).

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования открытого акционерного общества «Северное морское пароходство» к Сидорову А.В. о взыскании расходов на обучение удовлетворить.

Взыскать с Сидорова А.В. в пользу открытого акционерного общества «Северное морское пароходство»:

- расходы на обучение по дополнительному соглашению от ХХ.ХХ.ХХХХ к трудовому договору <###> от ХХ.ХХ.ХХХХ в размере ... рублей.

- расходы на обучение по дополнительному соглашению от ХХ.ХХ.ХХХХ к трудовому договору <###> от ХХ.ХХ.ХХХХ в размере ... рублей.

- расходы на обучение по дополнительному соглашению от ХХ.ХХ.ХХХХ к трудовому договору <###> от ХХ.ХХ.ХХХХ в размере ... рублей.

- расходы по уплате государственной пошлины в размере ..., всего взыскать ...

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение 10 дней после вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                     Ж.С. Кочина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200