об оспаривании предписания государственного инспектора по охране природы



Дело № 2- 1510/11                                                              25 апреля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего Тараканова О.А.,

при секретаре Болоболиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Поршнева В.М. об оспаривании предписания государственного инспектора по охране природы Попова В.В. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды <№> от 25.01.2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Поршнев В.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания государственного инспектора по охране природы Попова В.В. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды <№> от 25.01.2011 года. В обоснование требований заявителем указано, что 25.01.2011 года государственным инспектором по охране природы Поповым В.В. вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды <№> В соответствии с указанным предписанием заявитель обязан прекратить незаконное строительство, выполнить рекультивацию земель и привести в первоначальный вид указанный земельный участок. Считает, что предписание является незаконным, поскольку земельный участок, на котором находится деревянный сруб, принадлежит жене заявителя- Поршневой А.А. на праве собственности и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, а не к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Полагает, что в соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ находящийся в собственности Поршневой А.А.. земельный участок может быть использован для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Полагает, что у него нет обязанности согласовывать с администрацией ФГУ НП «К.» строительство деревянного сруба на находящемся в собственности земельном участке, а поэтому вынесенное в его адрес государственным инспектором по охране природы Поповым В.В.предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды является незаконным.

В судебное заседание заявитель Поршнев В.М. своевременно и надлежащим образом извещавшийся о времени и месте рассмотрения заявления, не явился, в связи с чем заявление рассмотрено в его отсутствие.

Государственный инспектор РФ по контролю за использованием и охраной водных объектов, по контролю за использованием и охраной земель, по охране природы по Архангельской области Попов В.В. чьи действия оспариваются, полагает свои действия по вынесению предписания Поршневу В.М. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды законными и обоснованными. В обоснование позиции им указано, что ФГУ «К.», является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, территория и акватория которого включает в себя природные комплекса и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, рекреационных и культурных целях. Согласно ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», к которым отнесен и «К.», на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, ограничиваются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим пользования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Поршнев В.М.. разрешительных документов и согласования с администрацией НП «К.» по строительству деревянного здания (объекта) на входящем в состав национального парка земельном участке не имеет. По результатам проверки Поршневу В.М.. было выдано предписание о прекращении незаконного строительства на территории земельного участка, расположенного в прибрежной защитной полосе озера Долгое, на территории ФГУ НП «К.», собрать и вывезти все строительные материалы, оборудование, сооружения, находящиеся на территории этого земельного участка.      

Заслушав государственного инспектора РФ по контролю за использованием и охраной водных объектов, по контролю за использованием и охраной земель, по охране природы по Архангельской области Попова В.В. исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, которым: нарушены права и свободы; созданы препятствия к осуществлению прав и свобод; незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений ст.ст. 3, 4 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании установлено, что 25 января 2011 года государственным инспектором РФ по контролю за использованием и охраной водных объектов, по контролю за использованием и охраной земель, по охране природы по Архангельской области Поповым В.В.. в адрес Поршнева В.М. было вынесено предписание <№> об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (л.д.12-13).

В соответствии с указанным предписанием Поршневу В.М. предписано в срок до 25 февраля 2011 года прекратить незаконное строительство на территории земельного участка, расположенного в прибрежной защитной полосе озера Долгое, на территории ФГУ НП «К.», собрать и вывезти все строительные материалы, оборудование, сооружения, находящиеся на территории этого земельного участка. Этим же предписанием Поршневу В.М. предложено в срок до 15 мая 2011 года выполнить рекультивацию и привести в первоначальный вид территорию земельного участка, расположенного в прибрежной защитной полосе озера Долгое, на территории ФГУ НП «К.», на котором производилось незаконное строительство.

Основанием для выдачи предписания явился акт проверки <№> от 24 января 2011 года, в ходе которой было выявлено незаконное строительство деревянного здания на территории ФГУ НП «К.», производившееся Поршневым В.М. без согласования с администрацией ФГУ НП «К.», а также то, что на земельном участке, входящем в защитную прибрежную полосу озера Долгое при осуществлении незаконного строительства, произведена распашка, выемка и размещение отвала размываемого грунта ( л.д.9-11).

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии с п/п «б» п.1 ст.2 и п.1 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки являются особо охраняемыми природными территориями и относятся к объектам общенационального достояния.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

ФГУ "К." создан на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 28.12.1991 N 84.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 990 государственный природный национальный парк "К." отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "К.".

Согласно п. 1.2 раздела I, п.2.1 раздела II и п.3.1 раздела III Положения о федеральном государственном учреждении "К.", утвержденного приказ МПР РФ от 05.03.2003 N 166, ФГУ "К." создан с целью сохранения и восстановления уникального для Архангельской области и Российской Федерации в целом природного комплекса. Парк является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, территория и акватория которого включает в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, рекреационных и культурных целях.

В силу части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законом, а именно п.4 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

В соответствии с ч.6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных, парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков ине нарушает режим использования земель государственных заповедников инациональных парков.

Как следует из материалов дела, земельный участок общей площадью <***>, находящийся в деревне ..., был предоставлен Поршневой А.А. для ведения личного подсобного хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения ( л.д.24), и согласно имеющейся в материалах дела копии свидетельства о государственной регистрации права от 21 июня 2002 года указанный земельный участок находится в собственности Поршневой А.А.. ( л.д.21).

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что данный земельный участок находится в границах ФГУ НП «К.», а поэтому осуществление правомочий собственника земельного участка должно осуществляться с учетом природоохранного законодательства.

На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк,     по     согласованию     с     органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особых охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: строительство и эксплуатация хозяйственных объектов, не связанных с функционированием национальных парков.

Согласно п/п.2 п.7 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать установленный законом запрет какой-либо деятельности на территориях национальных парков.

Режим использования и дифференцированный режим особой охраны территории ФГУ НП «К.» определяется Положением о ФГУ НП «К.», утвержденного приказом МПР России № 166 от 05 марта 2003 года, Планом управления и развития К., утвержденным заместителем Главы администрации Архангельской области по вопросам экономического развития 09 апреля 2001 года и руководителем Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов РФ 28 мая 2001 года.

        Согласно п.6.1 Положения о ФГУ НП "К.", на территории национального парка устанавливается дифференцированный режим его охраны, защиты и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей.

       Земельный участок, на территории которого Поршнев В.М. осуществлял строительство, относится к зоне охраны культурных ландшафтов, подзоне агроландшафтов.

        В соответствии с п.6.1.3 Положения о ФГУ НП "К." в границах подзоны запрещается новое строительство и прокладка инженерных коммуникаций, а также изменение назначения земель без разрешения дирекции национального парка и без согласованного с дирекцией национального парка проекта намечаемой деятельности. Порядок проведения согласований с администрацией ФГУ НП «К.» по отводу земельных участков, строительству и реконструкции объектов на территории национального парка осуществляется в соответствии с приказом директора ФГУ НП «К.».

Материалами дела установлено, что в нарушение вышеприведенных положений законодательства Поршнев В.М. осуществлял строительство здания в деревянном исполнении на земельном участке, включенном в границы ФГУ "К.", не имея разрешительных документов, в том числе согласования с администрацией национального парка, то есть нарушил законодательство в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В соответствии с абз. 6 п.1 ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды» государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.

Из указанного следует, что государственный инспектор в области охраны окружающей среды Попов В.В. имеет полномочия по выдаче предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушении природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля, и поэтому вправе был с учетом необходимости восстановления положения существовавшего до нарушения Поршневым В.М.. природоохранного законодательства выдать Поршнев В.М. предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Поскольку государственный инспектор в области охраны окружающей среды Попов В.В. действовал в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с действующим законодательством, то им права заявителя нарушены не были.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления Поршнева В.М. об оспаривании действий государственного инспектора по охране природы Попова В.В. по выдаче предписания <№> об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 25. 01.2011 года надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Поршнева В.М. об оспаривании действий государственного инспектора по охране природы Попова В.В.. по выдаче предписания <№> об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 25. 01.2011 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                     О.А. Тараканов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200