Дело №2-534/2011 28 февраля 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ломоносовский районный суд г.Архангельска в составе: председательствующего Бланару Е.М. при секретаре Тестовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску Шиловой Н.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о включении периодов работы в годы Великой Отечественной войны в страховой стаж и перерасчете размера трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Шилова Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о включении периодов работы в годы Великой Отечественной войны в страховой стаж, мотивируя заявленные требования тем, что является пенсионером. В период обучения в Средней школе <###> г.Архангельска в годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 годы учителя и учащиеся школы привлекались к сельхозработам в колхозах Архангельской области. Общая продолжительность ее работы в указанный период составила более шести месяцев. Вместе с тем, во включении периодов работы в трудовой стаж в годы Великой Отечественной войны пенсионным органом отказано, в связи с недостижением 16 лет, то есть возраста, с которого по ранее действовавшему законодательству могло осуществляться привлечение к труду. Считает отказ неправомерным, во время войны работали в колхозе независимо от возраста. Включение указанных периодов в трудовой стаж ей необходимо для получения звания «Труженик тыла», предусмотренного Федеральным законом «О ветеранах». Просит включить периоды ее работы в годы Великой Отечественной войны в ХХ.ХХ.ХХХХ. в страховой стаж. В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дала пояснения, аналогичные указанным в иске. Также дополнила исковые требования требованием о перерасчете размера пенсии. Указала, что в начале июня каждого года 1942-1944г.г. работали с 1 по 14 число каждого года, занимаясь заготовкой дров для школы: носили, укладывали. Работа была очень тяжелая и с учетом малолетнего возраста работали по полдня. Каждые июль и август 1942-1944г.г. направлялись с учителями в колхозы ..., где работали на сельскохозяйственных работах полные рабочие дни: сажали овощи, пропалывали грядки, убирали урожай, пасли скот, собирали грибы и ягоды, хвою. За работу получали немного еды, работали для нужд фронта. В сентябре 1942-1944г.г. примерно с 10 числа на две недели перед учебой также направлялись в колхозы ... и ..., где собирали урожай картофеля, работали также полные дни, без выходных. За работу выдавали немного еды. Уточнила периоды, подлежащие включению в страховой стаж: просит включить следующие периоды ее работы в годы Великой Отечественной войны в страховой стаж - ХХ.ХХ.ХХХХ, ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ две недели каждого года с ХХ.ХХ.ХХХХ. Представитель ответчика в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской (л.д. 27), о причинах неявки суду не сообщил. В материалы дела представил отзыв, в котором в удовлетворении требований просит отказать (л.д. 28). По определению суда в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ с учетом мнения истца дело рассмотрено без участия представителя ответчика. Заслушав истца, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что истец является получателем трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований истец ссылается на факт работы в годы Великой Отечественной войны с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ на заготовке дров для школы, сельскохозяйственных работах в колхозах Архангельской области, что ей необходимо для получения звания Ветерана ВОВ. Согласно материалам дела, истец в января 2011 года обратилась в пенсионный орган за включением периодов работы в годы Великой Отечественной войны в трудовой стаж (л.д.7). Как следует из письма ГУ - УПФ РФ в г.Архангельске № 120 от 17.01.2011г. в зачете в стаж периодов работы в годы Великой Отечественной войны было отказано, в связи с непредоставлением документов, подтверждающих факт работы истца в спорные периоды, а также недостижением 15 лет, то есть общеустановленного трудоспособного возраста (л.д.7-8). Как следует из ответа ГУ «Отделение социальной защиты населения по г.Архангельску» от ХХ.ХХ.ХХХХ <###> основанием для выдачи удостоверения Ветерана ВОВ является включения стажа работы во время Великой Отечественной войны в трудовой стаж для исчисления пенсии (л.д.6). В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования или возражения. Согласно справке Муниципальной школы <###> г.Архангельска от 24.11.2010г. №259 истец в годы войны 1941-1945г.г. являлась ученицей средней школы <###> г.Архангельска (л.д.9). Из архивной справки МУ «Хозяйственная служба мэрии» от 19.11.2010г. №4190/06-12 следует, что в документах архивного фонда ... отдела народного образования г.Архангельска имеются приказы завотдела, содержащие сведения о работе бригад учащихся школ района на сельхозработах в районах ... в военные 1941-1944г.г.: от 16 июля 1941 года №74 о командировке директора средней школы <###> в ... сроком с 18 по 31 июля включительно в целях проверки работы учащихся школ района, направленных на работы в колхозы; от 21 октября 1942 года №96 о командировке учителя средней школы <###> в ... за вещами учащихся школ, мобилизованных на сельхозработы. На основании постановления Архангельского горисполкома о выезде школьников на сельскохозяйственные работы отдел народного образования приказом от 17 июня 1944 года №167 обязал директора школы <###> обеспечить в июне 1944 года выезд учащихся школ на сельхозработы, а именно: в ... - 30 человек, в ... - 65. Приказы директора школы <###> на хранение в архивный отдел не поступали, в приказах районных отделов народного образования списки учащихся, направленных на работу в колхозы области в военные 1941-1945г.г., не значатся (л.д.10). Из архивной справки ГУ «Государственный архив Архангельской области» от 26.01.2011г. № 248 следует, что в документах архивного фонда исполнительных комитетов областного и городского Совета № 91 пр. 6, от 28 августа 1942г. за 144 пр. 15, от 15 июня 1943г. за 201 пр. 8, постановления Архангельского горисполкома от 01 июля 1941г. за № 48 пр. 17, от 03 сентября 1941г. за № 52 пр. 5, от 16 июня 1943г. за № 14 пр. 2 о привлечении учащихся школ г.Архангельска и области к участию в сельскохозяйственных работах колхозов, совхозов и подсобных хозяйств предприятий, в летнее время в мастерских местной промышленности, промкооперации, осенью на уборке урожая в колхозах в связи с указанием Центрального и областного комитетов ВКП(б) (л.д. 36). Согласно сообщению ЗАО «Племзавод «Копачево» от 17.02.2011г. №7 документов колхоза за 1942-1944г.г. не имеется, поскольку они сгорели во время пожара в 1950-м году (л.д.34). Свидетели Жукова Т.Ф., Шешукова В.Д.. подтвердили изложенные истцом обстоятельства выполнения работ по заготовке дров для школы, сельскохозяйственных работ в колхозах Архангельской области в годы Великой Отечественной войны в заявленные периоды. Порядок исчисления и подтверждения страхового стажа регулируется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, согласно ст.10 которого в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в соответствии с ч.1 ст.13 данного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Вместе с тем, ч.3 ст.13 указанного Федерального закона предусматривает возможность установления периодов работы на территории Российской Федерации, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на основании показаний двух или более свидетелей в порядке, предусмотренном разделом V Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №555. В силу ст.67 ГПК РФсуд оценивает доказательства в их совокупности, исходя из оценки их допустимости и достоверности. Оценивая показания допрошенных свидетелей на предмет их достоверности с позиции ст.67 ГПК РФ, суд принимает во внимание то обстоятельство, что данные показания являются последовательными и непротиворечивыми, соответствуют объяснениям истца. Допрошенные свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у свидетелей нет заинтересованности в исходе дела. При этом со стороны ответчика не представлено доказательств, опровергающих данные свидетельские показания. Поскольку какие-либо иные прямые доказательства, подтверждающие факт работы истца в указанные периоды отсутствуют, то суд считает, что в данном случае допустимыми будут являться свидетельские показания. Доказательств обратного, в нарушение положений ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено. Кроме того, государством признавался факт того, что в годы Великой Отечественной войны несовершеннолетние лица, не достигшие возраста, с которого могли быть приняты на работу, тем не менее, были заняты на работах. Так, согласно п. «ж» ст.110 ранее действовавшего Закона РФ от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» размер пенсии повышался гражданам (кроме указанных в пункте «е» настоящей статьи) проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденными орденами и медалями СССР за самоотверженный труд или безупречную службу в тылу в годы Великой Отечественной войны на 50% минимального размера пенсии по старости (ч.1 ст.17 Закона). Согласно ранее действовавшему Указу Президента РФ от 10.12.1993 года №2123 «О повышении пенсии в соответствии с пунктом «ж» ст.110 Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР», гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 года включительно повышение пенсии, предусмотренное пунктом «ж» ст.110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» производилось без истребования доказательств времени работы, определенных ст.ст.96, 97 названного закона. Таким образом, государство не требовало подтверждать стаж работы в годы войны лицам, родившимся до 31 декабря 1931 года, признавая, что привлекало несовершеннолетних (в частности лиц не моложе 9 лет 6 месяцев) к труду в годы войны. Истец Шилова Н.Н. является лицом ХХ.ХХ.ХХХХ года рождения, то есть в заявленные периоды достигла возраста, официально признаваемого государством, как возраст, с которого дети могли быть привлечены к работе, что не исключает факт работы истца в годы войны. Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст.19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, также других обстоятельств. Ограничение права гражданина на получение государственной пенсии по возрасту условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, недопустимо. Исходя из указанного, ограничение права истца на гарантированные государством меры социальной поддержки формальным основанием - недостижением возраста, с которого он мог быть привлечен к труду, явилось бы нарушением конституционного принципа равенства прав граждан. При этом суд при разрешении дела учитывает, что истцу, как имеющему 1931 год рождения, на основании вышеуказанного Указа Президента РФ от 10.12.1993 года №2123 производится соответствующая надбавка к пенсии как участнику Великой Отечественной войны, проработавшей не менее шести месяцев в годы войны, что подтверждается соответствующими распоряжениями пенсионного органа, имеющимися в материалах дела (л.д.30-33). Более того, Закон РФ от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Указ Президента РФ от 10.12.1993 года №2123 для граждан, родившихся до 31 декабря 1931 года рождения не содержали ограничений в исчислении трудового стажа работников, не достигших шестнадцатилетнего возраста, в соответствии с данным Указом указанная категория пенсионеров была освобождена от доказывания времени работы в период Великой Отечественной войны. Таким образом, суд считает, что исходя из совокупности представленных доказательств факт осуществления истцомтрудовой деятельности в годы Великой Отечественной войны нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Таким образом, периоды работы в годы Великой Отечественной войны с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ подлежат включению в страховой стаж истца. В соответствии со ст.2 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Исходя из изложенного, включение периодов работы истца в годы Великой Отечественной войны в страховой стаж повлечет присвоение ей звания ветерана Великой Отечественной войны. Кроме того, в соответствии с п.п.4 п.1 ст. 30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации, подлежит перерасчету при изменении суммы валоризации (без изменения величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона) в случае включения в общий трудовой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые не были учтены при осуществлении валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании документов, имеющихся в пенсионном деле. Таким образом, включение спорных периодов работы повлечет возникновение права истца на конвертацию в связи с увеличением стажевого коэффициента и валоризацией величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица. Согласно ст.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов. Истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом спорного периода работы ХХ.ХХ.ХХХХ, что подтверждается материалами дела. Таким образом, требования истца о перерасчете размера трудовой пенсии подлежат удовлетворению с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением в пенсионный орган за перерасчетом, то есть с ХХ.ХХ.ХХХХ. В соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ, п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковые требования Шиловой Н.Н. удовлетворить. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске включить в страховой стаж Шиловой Н.Н. периоды работы в годы Великой Отечественной войны с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ, с ХХ.ХХ.ХХХХ по ХХ.ХХ.ХХХХ Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске произвести перерасчет Шиловой Н.Н. размера трудовой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХХХ. Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек (Двести рублей 00 копеек). На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Е.М. Бланару