№ 2-537/2011 о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности



Дело №2-537/2011                                                                                 04 марта 2011 года                                                                                     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г.Архангельска в составе:председательствующего Бланару Е.М.

при секретаре Тестовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску Барышниковой Н.Д. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Барышникова Н.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о включении

в педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периодов обучения на курсах повышения квалификации <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет <Дата>-<Дата>, периоды работы в должности педагога - организатора основ безопасности жизнедеятельности <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>. В обоснование заявленных требований указала, что <Дата> она обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсией по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако в назначении пенсии ей было отказано ввиду недостаточности педагогического стажа, из которого были исключены указанные периоды. Считает отказ неправомерным. Указала, что на курсы повышения квалификации она направлялась по распоряжению работодателя, с сохранением средней заработной платы, что входит в ее должностные обязанности. Также указала, что частично период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 05.10.1992г. учтен пенсионным органом в педагогический стаж, однако после указанной даты отпуск по уходу за ребенком последовал без перерыва и выхода на работу. В периоды работы в качестве педагога - организатора основ безопасности жизнедеятельности фактически выполняла функции преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности, выполняя педагогическо-воспитательную деятельность, а ее должность поименована ошибочно, поскольку в тарифно-квалификационном справочнике отсутствует должность педагога - организатора основ безопасности жизнедеятельности, а имеются две самостоятельные должности «педагог - организатор» и «преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности».

В последствие истцом был увеличен размер исковых требований: просит обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с <Дата>.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МОУ «Средняя общеобразовательная школа <№>».

В судебном заседании истец просит рассматривать требование о включении в педагогический стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, периодов в качестве основания к иску: просит обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с <Дата>. Заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Долгобородова А.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласна. Пояснила, что трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Педагогический стаж работы истца на момент обращения за назначением пенсии, то есть на <Дата> составляет 18 лет 11 месяцев 22 дня. Указала, что включение в педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии, отпуска по уходу за ребенком после 06.10.1992г. и курсов повышения квалификации не предусмотрено действующим пенсионным законодательством. Также указала, что наименование должности педагога - организатора основ безопасности жизнедеятельности не поименовано Списками учреждений и должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований за недостаточностью педагогического стажа работы.

Представитель третьего лица МОУ «Средняя общеобразовательная школа <№>» Второва Л.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по изложенным истцом основаниям.

Заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, а также материалы отказного пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании п.1 ст.7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как следует из трудовой книжки истец с <Дата> принята на должность учителя начальных классов в Среднюю школу <№>, с <Дата> переведена учителем французского языка, с <Дата> переведена педагогом - организатором ОБЖ в данном учреждении, в указанной должности работала до <Дата>, с <Дата> переведена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, с <Дата> работает в должности учителя начальных классов по настоящее время, выполняя норму рабочего времени, установленную за ставку. При этом МОУ «Средняя общеобразовательная школа <№>» с <Дата> реорганизована в МОУ «Средняя общеобразовательная школа <№>» (л.д.7-9), что также подтверждается справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, МОУ «Средняя общеобразовательная школа <№>» от <Дата> (л.д.130).

В соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в графе «наименование должностей» которого указаны должности учителя и преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности; в графе «наименование учреждений» значатся общеобразовательные учреждения: школы всех наименований.

Как установлено судом, истец в период <Дата>-<Дата> находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Вместе с тем, до 05.10.1992г. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком включен пенсионным органом в стаж педагогической деятельности для льготного пенсионного обеспечения, а во включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <Дата> по <Дата> отказано.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ допускает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению в порядке, определенном главой шестой указанного закона.

В частности, п.9 ст.30 указанного Федерального закона предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года, которая производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального Закона. Толкование закона, как исключающее учет ранее приобретенных гражданином пенсионных прав, в том числе по льготному исчислению стажа, до введения нового правового регулирования, недопустимо.

Иное свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, означающее по существу отмену для такого лица права на пенсионное обеспечение, приобретенного им в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что не совместимо с требованиями вытекающими из ст.2, 18, 54 (часть1), 55 (часть 2), 57 Конституции РФ.

До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, учитывая, что статьи 6(ч.2), 15 (ч.4), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Как следует из материалов дела, истец до ухода в отпуск по уходу за ребенком работала в должности, поименованной Списком, ушла в отпуск по уходу за ребенком до введения в действие Закона РФ №3543-1 от <Дата>, следовательно, в соответствии с п.9 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.167 КЗоТ РСФСР, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком <Дата>-<Дата> подлежит включению в педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Из материалов дела следует, что в периоды <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата> истец находилась на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы (л.д.132).

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Из материалов дела следует, что в периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, за ней сохранялась заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, подтверждение квалификации является необходимым условием для продолжения осуществления педагогической деятельности истца.

Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации также подлежат включению в педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, наименование должности «педагог - организатор основ безопасности жизнедеятельности» не предусмотрено.

Вместе с тем, исходя из положений п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как следует из ответа пенсионного органа, периоды работы истца частично, где должность значится как преподаватель - организатор ОБЖ <Дата>-<Дата>, с <Дата> включены в педагогический стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, однако периоды работы в должности, поименованной в штатном расписании и трудовой книжке как педагог - организатор основ безопасности жизнедеятельности <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата> исключены из стажа для льготного пенсионного обеспечения (л.д.11-13).

Действительно, должность истца в штатных расписаниях учреждения, тарификации, приказах по личному составу поименована и как преподаватель - организатор ОБЖ и как педагог - организатор ОБЖ. Между тем, как следует из трудовой книжки истца, <Дата> истцу присвоена первая квалификационная категория по должности «преподаватель - организатор ОБЖ», истец проходила курсы повышения квалификации в 2001 году для преподавателей - организаторов ОБЖ (л.д.16).

Представителем работодателя подтверждается то обстоятельство, что в указанные спорные периоды работы должность истца в штатном расписании и трудовой книжке была поименована неправильно, должности педагога - организатора основ безопасности жизнедеятельности не существует, льготная работа истца за данные периоды подтверждается (л.д.131).

Как следует из пояснений истца, представителя третьего лица и свидетелей Климовой З.Н. и Патрушевой С.А., работая и осуществляя педагогическую деятельность в МОУ «Средняя общеобразовательная школа <№>», когда должность истца была поименована как педагог - организатор ОБЖ, выполняла те же должностные обязанности и функции, как преподаватель - организатор ОБЖ: осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом специфики курса основ безопасности жизнедеятельности, организация допризывной подготовки обучающихся и учета военнообязанных, организация в школе мероприятий по гражданской обороне, разработка плана гражданской обороны школы и т.п., что соответствует должностным обязанностям, предусмотренным тарифно-квалификационными характеристиками по должности преподавателя - организатора ОБЖ (л.д.38), должностным обязанностям преподавателя - организатора ОБЖ, утвержденным по МОУ «Средняя общеобразовательная школа <№>» за весь период работы истца (л.д.46-51).

Данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривается и подтверждается представленными документами.

Кроме того, согласно примерных типовых штатов муниципальных образовательных учреждений и образовательных учреждений Архангельской области, утвержденных, начиная с 2003 года, предусмотрена должность преподавателя - организатора ОБЖ, должность педагога - организатора ОБЖ не поименована (л.д.36,37,39,119-125).

Исходя из представленных доказательств, суд считает, что, работая и осуществляя педагогическую деятельность в МОУ «Средняя общеобразовательная школа <№>», истец выполняла должностные обязанности и функции преподавателя - организатора ОБЖ. При этом неправильное и неточное наименование должности истца не должно влиять на право истца на досрочное пенсионное обеспечение при выполнении функций, условий и характера деятельности тех работ (должностей, профессий), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Также суд учитывает то обстоятельство, что частично периоды между спорными включены в педагогический стаж, требуемый для льготного пенсионного обеспечения.

То обстоятельство, что работодателем при предоставлении сведений персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ в некоторые периоды не указывался код льготной работы за спорный период, также не может влиять на ограничение права истца на льготное пенсионное обеспечение при установлении судом факта работы в условиях, при которых осуществляется досрочной пенсионное обеспечение.

Таким образом, учитывая изложенное, периоды работы истца <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата> подлежат включению в педагогический стаж истца, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). При этом днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как установлено судом, истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости <Дата>, что подтверждается копией заявления (л.д.133).

С учетом включения в стаж спорных периодов работы, стаж истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составил 25 лет 10 дней (18 лет 11 месяцев 22 дня учтено пенсионным оргном+6 лет 18 дней спорные периоды=25 лет 10 дней), что не оспаривается представителем ответчика и более требуемых 25 лет. С учетом изложенного, суд полагает, что досрочная трудовая пенсия в связи с осуществлением педагогической деятельности может быть назначена истцу с момента обращения за ее назначением, то есть с <Дата>.

Кроме того, истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей (л.д.5), которые в силу ст.98 ГПК РФ и п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Барышниковой Н.Д. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске назначить Барышниковой Н.Д. досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ с <Дата>.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске в пользу Барышниковой Н.Д. государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек (Двести рублей 00 копеек).

На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                           Е.М. Бланару

-32300: transport error - HTTP status code was not 200