№ 2-1066/2011 о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело №2-1066/2011                                                                             14 апреля 2011 года                                                                                     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего Бланару Е.М.

при секретаре Тестовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Моревой О.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Морева О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением медицинской деятельности с <Дата>, ссылаясь на осуществление медицинской деятельности в отделениях хирургического профиля ГУЗ «<***>» (в обсервационном, то есть родильном отделении с <Дата> по <Дата>), ГУЗ «<***>» (в торакальном, то есть патологии органов грудной клетки, отделении с <Дата> по <Дата>), ГУЗ «<***>» (в отделении микрохирургии глаза <№> с <Дата> по <Дата>). Обратилась в пенсионный орган с заявлением <Дата> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173. Однако, в назначении досрочной пенсии ей отказано, за недостаточностью требуемого стажа медицинской деятельности, из которого исключены курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата>; периоды работы в ГУЗ «<***>» (в обсервационном, то есть акушерско-обсервационном отделении с <Дата> по <Дата>), ГУЗ «<***>» (в торакальном, то есть патологии органов грудной клетки, отделении с <Дата> по <Дата>), ГУЗ «<***>» (в отделении микрохирургии глаза <№> с <Дата> по <Дата>) были засчитаны в стаж медицинской деятельности в календарном, а не в льготном исчислении, как того требует пенсионное законодательство. Считает отказ в назначении пенсии неправомерным. Просит обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с <Дата>.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУЗ «<***>», ГУЗ «<***>», ГУЗ «<***>».

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по изложенным основаниям. Дополнила, что, работая в должности акушерки в обсервационном отделении, которое фактически являлось акушерским обсервационным отделением в составе родового отделения, и было переименовано в таковое в <Дата>, ГУЗ «<***>», выполняла идентичные функции акушерки родильного отделения, занимавшегося операциями с определенным субъектным составом рожениц - не обследованные, больные. Работая в торакольном, то есть патологии органов грудной клетки, отделении ГУЗ «<***>» и в отделении <***> <№> ГУЗ «<***>», готовила пациентов к операциям, осуществляла послеоперационный уход, производила инъекции, перевязки. На курсы повышения квалификации направлялась по распоряжению работодателя, что входит в ее непосредственные должностные обязанности.

Представитель ответчика Долгобородова А.А. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что при обращении в пенсионный орган стаж медицинской деятельности истца составил 27 лет 1 месяц 17 дней, при требуемом 30 лет. Спорные периоды медицинской работы истца были посчитаны в календарном порядке, в связи с неподтверждением соответствующего профиля организаций, курсы повышения квалификации исключены из стажа медицинской деятельности, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. Просит отказать в иске.

Представитель третьего лица ГУЗ «<***>» Иванова М.В. поддержала заявленные истцом требования по изложенным ею основаниям. Подтвердила изложенные истцом обстоятельства и льготный характер работы истца в отделении хирургического профиля в спорный период.

Представитель третьего лица ГУЗ «<***>» Миролюбов С.А. заявленные истцом требования не поддержал. Пояснил, что истец действительно работала медсестрой в отделении микрохирургии глаза <№> с <Дата> по <Дата>, переименованное в офтальмологическое отделение микрохирургии глаза <Дата>, однако фактически выполняла обязанности палатной медсестры. Отделение хирургическим никогда не являлось, никаких операций не проводило, сотрудники хирургической деятельностью не занимались, что не входит в их должностные обязанности, отделение занималось лечением. Истец занималась уходом за больными, кормлением, помывкой, наблюдением. Полагает, что стаж медицинской деятельности в отделении должен быть исчислен в календарном порядке.

Представитель третьего лица ГУЗ «<***>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия.

Ранее в судебном заседании представитель третьего лица ГУЗ «<***>» Новоселова Н.Г. поддержала заявленные истцом требования по изложенным ею основаниям. Подтвердила изложенные истцом обстоятельства и льготный характер работы истца в отделении хирургического профиля в спорный период.

По определению суда с учетом мнения участников процесса дело в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотрено без участия представителя третьего лица ГУЗ «<***>».

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, а также материалы отказного пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании п.1 ст.7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно трудовой книжки, истец работала в ГУЗ «<***>» акушеркой в обсервационном отделении с <Дата> по <Дата>, в ГУЗ «<***>» в качестве медсестры послеоперационных палат в торакальном отделении с <Дата> по <Дата>, в ГУЗ «<***>» в качестве медсестры в отделении микрохирургии глаза <№> с <Дата> по <Дата> (л.д.9-19), что подтверждается справками, уточняющими особый характер работы и условия труда (л.д.27,34,50).

В соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 19.10.2002г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. До этого применялись Списки и Правила от 06.09.1991г. за № 464, от 22.09.1999г. за № 1066.

С учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. №2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

При этом Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными указанным постановлением

Согласно Постановлению СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и 6 месяцев.

Согласно Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, предусмотрены должности акушерки, операционной медицинской сестры отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений: хирургического торакального, акушерского обсервационного отделения.

В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющемуся приложением к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.10.2002г. №781, также отсутствуют торакальное и обсервационные отделения, имеются только отделения хирургического профиля стационаров: акушерское, акушерское обсервационное, микрохирургическое, офтальмологическое, родовое (родительное), хирургическое, предусмотрены только операционные медицинские сестры, акушерки.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.01.1999 г. утвержден Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, согласно которому предусмотрено акушерское отделение, в том числе обсервационное.

Стационарная акушерская помощь населению оказывается в родильных домах или родильных отделениях, входящих в состав больниц, на основании приказа Минздрава СССР от 09.01.1986г. «Об организации работы родильных домов (отделений)».

Согласно уточняющей справки ГУЗ «<***>» от <Дата> <№>, работа истца за указанный период в должности акушерки обсервационного отделения (на основании штатного расписания обсервационное отделение входило в состав родового отделения) в период с <Дата> по <Дата> соответствовала по функциональным обязанностям, условиям труда и характеру деятельности должности акушерки акушерского отделения (л.д.26). В карточке-справке за указанный период отделение, в котором работала истец, поименовано родильное обсервационное, обсервационное (л.д.87-92).

Из штатных расписаний за 1986-1991 г.г. следует, что данное обсервационное отделение входило в состав родового отделения, было организовано для оказания медицинской помощи пациенткам с повышенной температурой, без документов, без регистрации по месту жительства, социально не защищенным пациенткам (л.д.149).

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.08.1997 г. № 43 утверждены тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников здравоохранения РФ, согласно которым, в должностные обязанности акушерки входит: оказание доврачебной медицинской помощи беременным женщинам и гинекологическим больным, установление предварительного диагноза и срока беременности; прием нормальных родов; проведение диспансеризации и патронажа беременных и родильниц; оказание экстренной акушерской и гинекологической помощи, неотложной доврачебной помощи новорожденным; наблюдение за состоянием здоровья и развития детей первого года жизни; ассистирование при некоторых акушерских и гинекологических операциях.

Аналогичные должностные обязанности предусмотрены должностными инструкциями акушерки родового отделения, акушерки акушерского отделения и акушерки обсервационного отделения, утвержденными Главным врачом ГУЗ «<***>».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец в спорный период фактически работала акушеркой в акушерском обсервационном отделении, что подтверждается штатными расписаниями за 1986-2010 г.г., должностными обязанностями и характером ее работы. Отделение, где работала истец, в приказах и трудовой книжке было поименовано неправильно. Суд полагает, что наименование отделения как обсервационное указывает на специальный контингент пациентов, это условно-инфицированные, социально не адаптированные беременные и родившие женщины из неблагополучных семей. Однако, определяющим фактором в отнесении того или иного отделения учреждения здравоохранения к его структурному подразделению в соответствии с Перечнем, работа в которых дает право на исчисление стажа в полуторном размере, является выполнение соответствующих обязанностей по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Ошибка в написании отделения больницы, где работала истец, не может служить основанием для лишения ее права на пенсионное обеспечение при льготном исчислении стажа работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, суд полагает, что период работы истца в должности акушерки обсервационного отделения с <Дата> по <Дата> необходимо исчислять в полуторном размере.

В приказе Минздрава СССР «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь городскимх и детских городских больниц, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек» от 06.07.1979г. №600 упоминаются хирургические торакальные отделения.

В Методических рекомендациях по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, утвержденных в том числе Минздравом РФ 28.08.2001г. №2510/9257-01, хирургические торакальные отделения именуются как отделения торакальной хирургии.

Таким образом, в различных нормативных документах отделение называется по-разному - хирургическое торакальное, торакальной хирургии, торакальное, где хирургическими методами лечения или интенсивной консервативной терапией с применением хирургических манипуляций проводится лечение больных с заболеванием легких и плевры. Следовательно такое отделение занимается ведением и лечением хирургическими методами больных: с острыми абсцессами и гангреной легких, бронхоэктанической болезнью, нуждающихся в хирургическом лечении, врожденными пороками легких при наличии показаний к хирургическому лечению и.т.п.

Кроме того, на основании приказа от <Дата> торакальное отделение с <Дата> переименовано в хирургическое торакальное отделение, которое в свою очередь приказом от <Дата> с <Дата> переименовано в хирургическое отделение <№> (л.д.39).

Как усматривается из анализа работы торакального отделения <***> за 1992-1994г.г. в отделение направлялись больные с заболеваниями органов грудной клетки, легких, пищевода онкологического профиля, где требуется хирургические методы лечения, в отделении проводилось комплексное лечение, в том числе с оперативным вмешательством на органах грудной клетки и легких (л.д.96-104).

Из представленных в материалы дела штатных расписаний за 1992-1994 г.г., анализа работы отделения, должностных обязанностей палатной медсестры торакального отделения и хирургического отделения (л.д.109-115) и характера работы истца, суд приходит к выводу о том, что торакальное отделение «<***>» являлось отделением хирургическим торакальным, то есть хирургического профиля.

Таким образом, суд полагает, что указанный период работы истца с <Дата> по <Дата> в торакальном отделении «<***>» до 1 ноября 1999 г. (с учетом наименования должности, поскольку Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №1066 от 22.09.1999г. и Постановлением Правительства РФ от 19.10.2002г. №781, предусмотрено полуторное исчисление стажа только для операционных медицинских сестер) необходимо исчислять в полуторном размере, как 1 год работы за 1 год и шесть месяцев.

Вместе с тем, суд не находит оснований для льготного исчисления периода работы истца в ГУЗ «Архангельская областная клиническая офтальмологическая больница» в качестве медсестры в отделении микрохирургии глаза <№> с <Дата> по <Дата>, поскольку материалами дела не подтвержден хирургический профиль отделения, в котором работала истец, что не опровергнуто и работодателем. Должностные обязанности палатной медсестры, каковой фактически являлась истец, также не подтверждается хирургический профиль отделения (л.д.75).

Как пояснил представитель ГУЗ «<***>», отделение микрохирургии глаза <№> в заявленный период хирургическим никогда не являлось, никаких операций не проводило, сотрудники хирургической деятельностью не занимались, что не входит в их должностные обязанности, отделение занималось лечением.

Согласно материалам дела в больнице имелось только одно операционное отделение, где осуществляли работу врач и операционная медсестра, проводя операционное лечение (л.д.76-85).

Судом установлено, что в периоды <Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата> истец находилась на курсах повышения квалификации.

Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, подтверждение квалификации является необходимым условием для продолжения осуществления лечебной деятельности, что также предусмотрено должностными инструкциями истца.

Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). При этом днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как следует из материалов дела, истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости <Дата>, что подтверждается копией заявления.

Исходя из изложенного, специальный стаж истца, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом учтенных судом спорных периодов на момент обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии составляет 30 лет 7 месяцев 2 дня (27 лет 1 месяц 17 дней, учтенные пенсионным органом, + 2 месяца 13 дней курсы повышения квалификации + 2 года 5 месяцев 3 дня + 9 месяцев 29 дней - 0,5 спорных периодов), что более требуемых 30 лет и является достаточным для льготного пенсионного обеспечения.

Таким образом, досрочная трудовая пенсия должна быть назначена истцу с момента обращения за ее назначением, то есть с <Дата>.

Истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей (л.д.8), которые в силу ст.98 ГПК РФ и п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Моревой О.А. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске назначить Моревой О.А. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ с <Дата>.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске в пользу Моревой О.А. государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек (Двести рублей 00 копеек).

На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                  Е.М. Бланару

-32300: transport error - HTTP status code was not 200