2-886/2011 о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности



Дело №2-886/2011                                                                              20 апреля 2011 года                                                                                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего Бланару Е.М.

при секретаре Тестовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Золиной Т.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Золина Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением медицинской деятельности с <Дата>, ссылаясь на осуществление медицинской деятельности в «<***>», переименованный в последствие в ГУЗ «<***>». В обоснование заявленных требований указала, что <Дата> обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности. Однако в назначении пенсии ей было отказано, ввиду недостаточности требуемого стажа медицинской деятельности, из которого исключен период работы <Дата>-<Дата>, в связи с чем, что наименование учреждения «<***>» не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности. Кроме того, отпуск по уходу за ребенком <Дата>-<Дата> при работе в сельской местности должен быть посчитан в льготном исчислении, а не календарном. Также в стаж медицинской деятельности, необходимый для назначения льготного пенсионного обеспечения не включены

курсы повышения квалификации <Дата>-<Дата>,<Дата>-<Дата>, <Дата>-<Дата> с сохранением заработной платы, из которой производились отчисления в пенсионный фонд, что входит в ее должностные обязанности и является обязательным условием для продолжения медицинской деятельности.

В последствие истцом дополнено основание иска: ссылается дополнительно на незаконность исключения пенсионным органом из стажа истца, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ периода нахождения в отпуске по беременности и родам с <Дата> по <Дата> Просит назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на ее назначение.

Определением суда в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУЗ «Архангельский областной клинический центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями».

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по изложенным основаниям, дала пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении.

Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

По определению суда дело с учетом мнения истца в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика Долгобородова А.А., действующая на основании доверенности, с требованиями не согласилась. Полагает, что исключение пенсионным органом из стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением медицинской деятельности, периода работы в «<***>» является правомерным, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности. Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком включены в стаж медицинской деятельности в календарном порядке, поскольку льготное исчисление данных периодов не предусмотрено действующим пенсионным законодательством. За период нахождения на курсах повышения квалификации истцом не выполнялась лечебная деятельность. При этом указала, что даже при учете данных периодов, на момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии, специального стажа работы будет недостаточно. Просила отказать в удовлетворении исковых требований за недостаточностью льготного стажа.

Ранее в судебном заседании представитель третьего лица Пономарева Н.А. поддержала заявленные истцом требования по изложенным ею основаниям, подтвердив ее позицию. Пояснила, что в период работы в «<***>» истцом осуществлялась лечебная деятельность и специализированная медицинская помощь населению, ее должностные обязанности, задачи и функции учреждения не менялись после переименования учржедения. Повышение квалификации, что входит в должностные обязанности истца для продолжения медицинской деятельности, осуществлялось по распоряжению работодателя с сохранением заработной платы, из которой производились отчисления в пенсионный фонд.

Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, а также материалы отказного пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании п.1 ст.7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно трудовой книжке, истец в период <Дата>-<Дата> работал в «<***>», переименованный в последствие в ГУЗ «<***>», в качестве фельдшера-лаборанта, где работает по настоящее время (л.д.9-12), что также подтверждается справкой ГУЗ «<***>», уточняющей особый характер работы и условия труда, от <Дата> (л.д.19-20).

В соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 19.10.2002г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Согласно указанному Списку указаны Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: по профилактике и борьбе со                                  СПИДом и инфекционными заболеваниями; предусмотрен средний медицинский персонал: фельдшер-лаборант.

С учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. №2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

Действовавший в спорный период работы истца Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991г. №464, предусматривал врачей и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно действовавшим в спорный период работы истца номенклатурам учреждений здравоохранения, утвержденным приказами Минздрава РФ от 23.11.1992г. №301 и Минздравмедпрома РФ от 20.02.1995г. №35, к лечебно-профилактическим относятся, в частности, учреждения здравоохранения особого типа, в числе которых поименован <***>.

Как следует из п.3 вышеназванных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.10.2002г. №781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При этом согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям) которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как следует из протокола заседания комиссии отдела Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г.Архангельска от <Дата>, из стажа медицинской деятельности, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исключены спорные периоды работы истца, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком включены в стаж медицинской деятельности в календарном порядке. Стаж медицинской деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, составляет 27 лет 4 месяца 28 дней, страховой стаж - 27 лет 4 месяца 15 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 27 лет 8 дней (л.д.102-105).

Из Положения «<***>», созданного на базе инфекционной клинической больницы г.Архангельска, следует, что он осуществлял организацию и проведение <***> (л.д.39-40).

Аналогичные задачи и функции учреждения сохранились за организацией после переименования в «<***>», а в последствие - в ГУЗ «<***>», что подтверждается уставами в соответствующих редакциях (л.д.50-54,59-65,67-71,78-89).

При этом должностные обязанности истца в качестве фельдшера-лаборанта также не изменились, что подтверждается справкой ГУЗ «<***>», уточняющей особый характер работы и условия труда, от <Дата> (л.д.19-20), справкой организации (л.д.114), должностными обязанностями фельдшера-лаборанта, действовавшими в спорный период и после переименования организации (л.д.46-48,75-77).

Кроме того, суд учитывает, что действовавший в спорный период работы истца Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991г. №464, предусматривал право на льготное пенсионное обеспечение врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Таким образом, период работы истца <Дата>-<Дата> подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение как лечебная деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ.

Из материалов дела следует, что истец находилась в отпуске по беременности и родам с <Дата> по <Дата>, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет <Дата>-<Дата>.

В соответствии с Информационным письмом Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ от 04.11.2002г. №7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. №667 увеличена продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Согласно п.7 разъяснения от 29.11.1989 № 23/24-11, утвержденного совместным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС ОТ 29.11.1989 года № 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж дающий право на пенсию на льготных условиях и льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска. Такой порядок действовал до 06 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона РСФСР от 25.09.1992 № 3543, когда были внесены изменения в статью 167 КЗоТ РСФСР, с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Учитывая то обстоятельство, что указанные периоды имели место в период работы в сельской местности, включенный пенсионным органом в льготном исчислении в стаж лечебной деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды нахождения в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет также подлежат включению в специальный стаж, требуемый для досрочного пенсионного обеспечения, в льготном исчислении.

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что подтверждается материалами дела и пояснениями третьего лица. Кроме того, подтверждение квалификации является необходимым условием для продолжения осуществления лечебной деятельности.

Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). При этом днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как установлено судом, истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости <Дата> (л.д.100-101).

С учетом включения в стаж периода работы в «<***>», периодов нахождения на курсах повышения квалификации, зачете периодов нахождения в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет в льготном исчислении как 1 года за 1 год 3 месяца, стаж истца, требуемый для льготного пенсионного обеспечения, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составлял 29 года 8 месяцев, что менее требуемых 30 лет и недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что после обращения с заявлением о назначении пенсии истец продолжает осуществлять медицинскую деятельность, подлежащую включению в стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии (л.д.114), в связи с чем досрочная трудовая пенсия может быть назначена истцу с момента возникновения права на ее назначение, то есть с <Дата>.

Кроме того, истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей (л.д.8), которые в силу ст.98 ГПК РФ и п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Золиной Т.Н. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске назначить Золиной Т.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ с <Дата>.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске в пользу Золиной Т.Н. государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек (Двести рублей 00 копеек).

На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                           Е.М. Бланару

-32300: transport error - HTTP status code was not 200