№ 2-1178/2011 о признании незаконным представления прокурора



Дело № 2-1178/2011                                                                 05 апреля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего Бланару Е.М.

при секретаре Тестовой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Архангельской области «Детская музыкальная школа <***>» о признании незаконным представления и.о. прокурора Ломоносовского района г.Архангельска от <Дата> <№>,

УСТАНОВИЛ:

государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей ... «Детская музыкальная школа <***>» (далее - ГОУ ДОД «ДМШ <***>») обратилась в суд с заявлением о признании незаконным представления и.о. прокурора Ломоносовского района г.Архангельска от <Дата> <№>. В обоснование заявленных требований указано, что <Дата> в адрес школы вынесено представление по результатам проверки, проведенной прокуратурой Ломоносовского района г.Архангельска, согласно которому установлено нарушение требований Закона РФ «Об образовании» и Правил оказания платных образовательных услуг закона при оказании платных дополнительных образовательных услуг обучающимся в 1-7 классах, а также не обеспечено размещение в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), текстов устава, правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, списков органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения образовательного учреждения и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, а также полной информация о платных образовательных услугах, их перечне и стоимости. Полагает, что представление противоречит действующему законодательству и наносит прямой ущерб деятельности учреждения, а также опосредованно ущемляет права обучающихся. Родительские средства расходовались на цели и по направлениям основной деятельности школы, которые не финансируются учредителем. Лишившись поступления денежных средств в виде родительской платы, учреждение не имеет возможности на должном уровне продолжить обеспечение образовательного процесса. ГОУ ДОД «ДМШ <***>» является учреждением дополнительного образования детей, общедоступность и бесплатность которого гарантируется Конституцией РФ и Законом РФ «Об образовании». Кроме того, Закон РФ «Об образовании» допускает муниципальным и государственным образовательных учреждениям, работающим по утвержденным образовательным программам и федеральным государственным образовательным стандартам, являющимися для них основным, оказывать дополнительные образовательные услуги. Однако для учреждений дополнительного образования детей не существует утвержденных на государственном уровне образовательных программ и государственных стандартов. Просит признать незаконным представление и.о. прокурора Ломоносовского района г.Архангельска от <Дата> <№>.

В судебном заседании представители ГОУ ДОД «ДМШ <***>» Яничек В.А. и Шатунова С.Л. поддержали доводы заявления по указанным в нем основаниям. Дали пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Дополнили, что в настоящее время требования представления прокуратуры исполнены в полном объеме, однако считают его незаконным. Указали, что плата за обучение в 1-7 классах в учреждении осуществлялась только в порядке и на основании распоряжения Комитета по культуре администрации Архангельской области, являющегося учредителем школы, от <Дата> <№>, которое в настоящее время отменено. Сослались на недостаточное финансирование учредителем деятельности учреждения и недостаточность денежных средств для реализации образовательной деятельности, что является нарушением прав учреждения при вынесении представления.

Представитель прокуратуры Ломоносовского района г.Архангельска Макарова Е.П. не согласилась с доводами заявления. Пояснила, что представление вынесено законно, уполномоченным лицом, в установленной форме, по тем основаниям, которые установлены при проведении проверки, в ходе которой выявлено нарушение требований Закона РФ «Об образовании» и Правил оказания платных образовательных услуг при оказании платных дополнительных образовательных услуг обучающимся в 1-7 классах, а также не обеспечено размещение в местах, доступных для детей и родителей, учредительных и иных необходимых документов. Вместе с тем, полагает, что требования представления исполнены школой, распоряжение, на основании которого осуществлялось взимание платы за обучение, от <Дата> <№> отменено учредителем, таким образом, представление не нарушает прав и законных интересов заявителя. Просит отказать в удовлетворении заявления.

Определением суда к участию в деле привлечено министерство образования, науки и культуры Архангельской области, ранее - комитет по культуре Архангельской области.

Представитель министерства образования, науки и культуры Архангельской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя (л.д.79-80).

По определению суда с учетом мнения участников процесса дело рассмотрено без участия представителя министерства образования, науки и культуры Архангельской области.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, а также материалы наблюдательного производства по проверке Ломоносовского района г.Архангельска, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Исходя из положений ст.ст. 3, 4 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что <Дата> и.о. прокурора Ломоносовского района г.Архангельска в адрес ГОУ ДОД «ДМШ <***>» вынесено представление по результатам проверки по жалобе гражданина, согласно которому установлено нарушение требований Закона РФ «Об образовании» и Правил оказания платных образовательных услуг при оказании платных дополнительных образовательных услуг обучающимся в 1-7 классах, а также не обеспечено размещение в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), текстов устава, правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, списков органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения образовательного учреждения и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, а также полной информация о платных образовательных услугах, их перечне и стоимости.

Представлением и.о. прокурора Ломоносовского района г.Архангельска от <Дата> <№> требуется прекратить взимание платы за обучение детей в 1-7 классах школы; организовать оказание платных дополнительных образовательных услуг в строгом соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» и Правил оказания платных образовательных услуг; обеспечить размещение в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), текстов устава, правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, списков органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения образовательного учреждения и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, а также полной информация о платных образовательных услугах, их перечне и стоимости; решить вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц образовательного учреждения, допустивших нарушения законодательства об образовании; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Ломоносовского района г.Архангельска (л.д.9-11).

В соответствии со ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. №2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Учитывая, что требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальной процедуры - привлечения должностного лица к ответственности в установленном законом порядке, в связи с объявлением представления прокурора для должностного лица наступают правовые последствия. Таким образом, представление относится к решениям, оспариваемым в порядке главы 25 ГПК РФ.

Применительно к положениям ст.255, ст.258 ГПК РФ основаниями для удовлетворения заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление тех обстоятельств, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

На основании ст.ст.27,28 Федерального закона при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры к предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст.22 закона.

Как следует из представления, основанием к его вынесению послужило выявленное нарушение требований Закона РФ «Об образовании» и Правил оказания платных образовательных услуг при оказании платных дополнительных образовательных услуг обучающимся в 1-7 классах, а также не обеспечение размещения в местах, доступных для детей и родителей учредительных документов школы.

Судом установлено, что ГОУ ДОД «ДМШ <***>» расположено на поднадзорной прокуратуре Ломоносовского района г.Архангельска территории (л.д.75-78). Требования об устранении нарушений закона по результатам рассмотрения жалобы предъявлены прокурором района к администрации учреждения по вопросам, относящимся непосредственно к компетенции образовательного учреждения в соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании».

Согласно уставу учреждения, учредителем ГОУ ДОД «ДМШ <***>» является Архангельская область в лице министерства образования, науки и культуры Архангельской области, ранее - комитет по культуре Архангельской области.

В соответствии с п.4.7 устава в музыкальной школе реализуется многоступенчатый, многопрофильный и разноуровневый учебный процесс: подготовительная музыкальная школы, 1 образовательная ступень базовое образование (1-7 классы), 2 образовательная ступень - старшие классы углубленного изучения предметов (8-11 классы).

Распоряжением комитета по культуре Архангельской области от <Дата> <№> с <Дата> установлена плата за обучение детей в ГОУ ДОД «ДМШ <***>» в основной школе - <***> рублей в месяц, на отделении эстетического воспитания без инструмента - <***> рублей, с инструментом - <***> рублей в месяц (л.д.51).

Из пояснений представителей ГОУ ДОД «ДМШ <***>» следует, что плата за обучение детей в учреждении производилась на основании данного распоряжения, которое носило для школы обязательный характер, что подтверждается отзывом министерства образования, науки и культуры Архангельской области (л.д.79-80).

Как следует из отзыва министерства образования, науки и культуры Архангельской области в связи с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской /Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010г. №83-ФЗ, согласно которому существенно пересмотрены подходы к вопросам финансирования государственных и муниципальных учреждений, в связи с чем распоряжение от <Дата> <№> отменено учредителем, и в настоящее время нарушения прав и законных интересов граждан, на которые указывала прокуратура в оспариваемом представлении, не допускаются (л.д.79-80).

Распоряжением министерства образования, науки и культуры Архангельской области от <Дата> <№> распоряжение комитета по культуре Архангельской области от <Дата> <№> признано утратившим силу с <Дата> (л.д.53).

Протоколом от <Дата> ГОУ ДОД «ДМШ <***>» рассмотрено представление прокуратуры Ломоносовского района г.Архангельска от <Дата> <№>, с участием представителя прокуратуры, на основании которого приостановлено взимание родительской платы за обучение в 1-7 классах с <Дата>, что подтверждается распоряжением директора школы от <Дата> <№>; организовано оказание платных дополнительных образовательных услуг в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» и Правил оказания платных образовательных услуг; в помещении школы в удобном для обозрения детей и родителей (законных представителей) месте, размещен информационный стенд, на котором находятся копии документов школы, в частности: текст устава, правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, список органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения образовательного учреждения, Правила оказания платных образовательных услуг с их перечнем и стоимостью; к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения законодательства об образовании в виде замечания распоряжением директора школы от <Дата> <№> привлечена документовед Михеева Н.А.

Кроме того, согласно сообщению ГОУ ДОД «ДМШ <***>» в прокуратуру Ломоносовского района г.Архангельска от <Дата> <№> выполняя требования прокурора по внесенному протесту изменен устав учреждения в части, касающейся взимания платы за обучение детей в 1-7 классах школы; устав учреждения приведен в соответствие с требованиями Закона РФ «Об образовании» и Правил оказания платных образовательных услуг (л.д.37-38).

В соответствии с п.п.8 п.4 ст.12 Закона РФ «Об образовании» учреждения дополнительного образования детей относятся к образовательным учреждениям.

В силу п.5 ст.12 данного Закона РФ деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Согласно п.6 ст.14 указанного Закона РФ образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Пунктом 8 ст.41 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено право образовательного учреждения привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг.

В силу ч. ч. 1 и 3 ст. 45 Закона РФ «Об образовании» государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными стандартами. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Согласно п.2.1 и п.2.4 устава ГОУ ДОД «ДМШ <***>» целями образовательного учреждения является создание условий для музыкального образования и развития детей и подростков в возрасте от 2-х до 18 лет, для достижения которых образовательное учреждение реализует программы начального музыкального образования детей и подростков, программы углубленного музыкального образования (профильные) и программы ранней профессиональной ориентации по профилям.

На основании п.4.7 устава в музыкальной школе реализуется многоступенчатый, многопрофильный и разноуровневый учебный процесс: подготовительная музыкальная школы, 1 образовательная ступень базовое образование (1-7 классы), 2 образовательная ступень - старшие классы углубленного изучения предметов (8-11 классы).

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №233, реализация дополнительных образовательных программ является основной образовательной деятельностью для данного типа учреждения.

На основании п.п. 44, 47 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей деятельность учреждения дополнительного образования финансируется его учредителем, а источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения помимо собственных средств учредителя и бюджетных средств являются средства, полученные от предоставления дополнительных образовательных услуг. Родительская плата не отнесена к источникам формирования финансовых ресурсов учреждения дополнительного образования детей.

При этом учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами.

Таким образом, образовательные учреждения дополнительного образования детей на платной основе вправе оказывать лишь дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями дополнительного образования, то есть базового образования, которое является основной образовательной деятельностью для данного типа учреждения.

На основании изложенного доводы заявителя о том, что действующее законодательство предоставляет образовательному учреждению право привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, которые не входят в перечень общедоступного, бесплатного образования, а также о том, что родительская плата установлена за обучение дополнительным программам, не в полной мере финансируемым из бюджета, в связи с чем существует недостаток денежных средств на обеспечение образовательного процесса, не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, а недостаточность выделяемых бюджетных средств не может служить основанием для восполнения финансовых ресурсов учреждения за счет средств родителей учащихся.

Кроме того, как следует из п.8 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 г. № 505, исполнитель обязан довести до потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения:

а) наименование (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество) и место нахождения (адрес) исполнителя, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации (для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;

б) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

в) перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

г) стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

д) порядок приема и требования к поступающим;

е) форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Как установлено оспариваемым представлением, в нарушение п. 8 Правил в ГОУ ДОД «Детская музыкальная школа <***>» отсутствует полная информация о платных образовательных услугах, размещенная в удобном для обозрения месте. В нарушение требований п. 4 ст.9Федерального закона от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в учреждении в местах, доступных для детей и их родителей (лиц, их заменяющих), не вывешены тексты устава, правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, а также списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения образовательного учреждения и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Из объяснений завуча ГОУ ДОД «Детская музыкальная школа <***>», имеющихся в материалах прокурорской проверки, следует, что устав школы, лицензия и другие документы учреждения находятся у секретаря и документоведа и по просьбе родителей предоставляются им для ознакомления, образовательные программы находятся у методиста школы, учебные платы - у директора и завучей школы, и по предварительной договоренности родители могут с ними ознакомиться.

Данные обстоятельства не оспариваются директором учреждения в судебном заседании, которая указала, что на момент прокурорской проверки стенд для документов школы находился в ремонте, в настоящее время необходимые документы учреждения для обозрения детей и родителей (законных представителей) размещены на информационном стенде при входе в школу.

Таким образом, на момент проверки действительно вышеуказанные положения закона ГОУ ДОД «Детская музыкальная школа <***>» не выполнялись.

Учитывая, что в настоящее время родительская плата за обучение детей по базовой программе (1-7 классы) не взимается с <Дата> на основании распоряжения директора школы от <Дата> <№>, распоряжением учредителя от <Дата> <№>, требования которого по исполнению решения исполнительного органа государственной власти обязательны для образованного им учреждения, распоряжение комитета по культуре Архангельской области от <Дата> <№> которым была установлена плата за оказание учреждением образовательных услуг по базовой программе в основной школе, в порядке и на основании которого производилось взимание школой денежных средств с родителей, отменено с <Дата>, учреждением исполнено представление прокуратуры в полном объеме, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление внесено в рамках предоставленных полномочий, надлежащему лицу, уполномоченному на их устранение, соответствует закону, вместе с тем, не нарушает права, свободы и законные интересы заявителя.

Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения заявления ГОУ ДОД «Детская музыкальная школа <***>» не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Архангельской области «Детская музыкальная школа <***>» о признании незаконным представления и.о. прокурора Ломоносовского района г.Архангельска от <Дата> <№> отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г.Архангельска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                         Е.М. Бланару