2-2419/2011 о назначении пенсии (кас.опр.Архангельского областного суда от 18.07.2011 года решение оставлено без изменения)



Дело № 2-1838/2011                                                               31 мая 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе:

Председательствующего судьи Панковой А.В.

При секретаре Первушиной Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Демениной Н.Л. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Архангельске о назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ :

Деменина Н.Л. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Архангельске о назначении пенсии. Свои требования обосновала тем, что <Дата> обратилась в отдел Пенсионного Фонда в Соломбальском административном округе г. Архангельска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от <Дата> в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы, документально подтвержденный стаж, по мнению ответчика, составил 22 года 07 дней. Отказ считает необоснованным. С <Дата> и по настоящее время она работает в ГУЗ «Архангельский областной клинический онкологический диспансер» в должности лаборанта патологоанатомического (ранее гистологического) отделения. Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.99 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» предусмотрено льготное в полуторном размере исчисление стажа работы среднего медицинского персонала в патологоанатомических отделениях учреждений, перечисленных в п.п. 1-6,14,20 Списка, в том числе в больницах всех наименований. Постановлением Правительства № 464 от 06.09.91 предусмотрено льготное исчисление выслуги лет врачам -патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала. Следовательно, льготное исчисление срока выслуги применяется в связи с осуществлением определенных функций, а не в связи с осуществлением деятельности в определенном лечебном учреждении, поскольку этот перечень в данном постановлении не конкретизирован, но при этом подробно указаны функции, которые необходимо выполнять. Она выполняла работу в качестве лаборанта, в функции которого входит вскрытие трупов, исследование операционного, биопсийного материала, ГУЗ «Архангельский областной клинический онкологический диспансер» является государственным лечебным учреждением, функции и нагрузка патологоанатомического отделения диспансера сравнимы и аналогичны с функциями и нагрузкой подобных отделений других лечебных учреждений. Поэтому полагает, что период работы в диспансере подлежит исчислению в льготном порядке. Также полагает необоснованными доводы ответчика о том, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в льготный стаж, поскольку это не основано на законе. Она находилась в отпуске по уходу за ребенком до внесения изменения в законодательство, поэтому период нахождения в отпуске с <Дата> по <Дата> подлежит включению в льготный стаж. Также ответчик необоснованно не включил в стаж периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, поскольку в указанный период за ней сохранялась средняя заработная плата. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии ее стаж составлял 25 лет 08 месяцев 04 дня, что в льготном исчислении составит более 38 лет. Просит признать отказ отдела Пенсионного Фонда в назначении пенсии неправомерным, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с <Дата>.

В судебном заседании истец заявленные требования и основания иска уточнила, указала, что просит обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с <Дата> с учетом включения в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>. Полагает, что стаж работы в ГУЗ «Архангельский областной клинический онкологический диспансер» в должности лаборанта патологоанатомического отделения должен быть исчислен полуторном размере, на включении в стаж в полуторном размере периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком не настаивает, календарно ответчиком данный период включен.

Представитель третьего лица ГУЗ «Архангельский областной клинический онкологический диспансер» заявленные     требования поддержала, указала, что диспансер является лечебно-профилактическим учреждением, поэтому период работы в патологоанатомическом отделении должен исчисляться в льготном порядке, как это предусмотрено для патологоанатомических отделений больниц.

Представитель ответчика с иском не согласился, указал, что льготное исчисление периодов работы в патологоанатомических отделениях диспансеров не предусмотрено Списками, включение в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации также не предусмотрено действующим законодательством. На <Дата> стаж истца составлял 25 лет 01 месяц 21 день, что является недостаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Стаж истца был подсчитан исходя из сведений персонифицированного учета, имевшихся на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ (далее ФЗ «О трудовых пенсиях») трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что Деменина Н.Л. с <Дата> и по настоящее время она работает в ГУЗ «Архангельский областной клинический онкологический диспансер» в должности лаборанта патологоанатомического (ранее гистологического) отделения. Указанное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки (л.д.28-29), а также справкой, уточняющими особый характер работы и не оспаривается представителем ответчика.

Согласно ч. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными указанным постановлением.

В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населении дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением СМ РСФСР от 06.09.91 № 464, а также Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности имеют право на пенсию за выслугу лет.

Согласно Постановлению СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (с изменениями от 27 августа 1992 г., 23 июля, 22 сентября 1993 г.) исчисление сроков выслуги врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала производится в льготном порядке - один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев. Дополнения в части, касающейся льготного исчисления выслуги патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений были внесены Постановлением Совмина - Правительства РФ № 701 от 23.07.1993.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РСФСР № 2 от 04.01.1988 года «О состоянии и перспективах развития патологоанатомической службы в РСФСР» в целях коренной перестройки патологоанатомической службы в РСФСР было приказано в 1988-1995 годах создать республиканские, краевые, областные, городские патологоанатомические бюро, включенные в номенклатуру учреждений здравоохранения приказом Минздрава СССР от 18.11.1987 № 1211.

Согласно ПриказуМинздрава РФ от 03.11.1999 N 395 (ред. от 04.06.2001) "Об утверждении Номенклатуры учреждений здравоохранения" патологоанатомическое бюро относится к учреждениям здравоохранения особого типа и предусмотрено в разделе 1.2 Номенклатуры, в то время как диспансеры, в том числе и онкологический, поименованы в разделе 1.3 данной Номенклатуры. Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 627 (ред. от 19.11.2008) патолого-анатомическое бюро также отнесено к учреждениям особого типа и предусмотрено в разделе 2.2, а онкологический диспансер в разделе 1.2 Номенклатуры.

В соответствии с п. 9 Положения "О патологоанатомическом бюро", утвержденным Приказом Минздрава СССР от 11.03.1988 N 203 "Об организации патологоанатомических бюро" патологоанатомические бюро в административно-хозяйственном отношении подчинены: областное, краевое патологоанатомическое бюро - областному, краевому отделу здравоохранения; республиканское патологоанатомическое бюро (автономной) республики - министерству здравоохранения соответствующей республики; городское патологоанатомическое бюро - городскому отделу или Главному управлению здравоохранения.

Патологоанатомическое бюро может иметь следующие структурные подразделения (в зависимости от профиля обслуживаемых лечебно-профилактических учреждений и объема работы):

- отделение общей патологии с гистологической лабораторией;

- отделение детской патологии с гистологической лабораторией;

- отделение инфекционной патологии с гистологической и вирусологической лабораторией;

- отделение биопсийных и цитологических исследований с лабораторией электронной микроскопии;

- организационно-консультативное отделение - архив;

- административно-хозяйственная часть;

- хозрасчетное отделение по оказанию ритуальных услуг населению.

Патологоанатомическое бюро может иметь городские, районные, межрайонные отделения, которые организуются на базе городских, центральных районных, районных больниц с учетом местных условий: отдаленности от бюро, наличия квалифицированных кадров и достаточного объема патологоанатомических исследований.

Таким образом, патологоанатомические бюро, отделения бюро являлись самостоятельными учреждениями, имели свои задачи, функции, отличные от задач и функций лечебных учреждений.

Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения было предусмотрено льготное исчисление выслуги лет только патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях здравоохранения особого типа - соответствующих отделениях республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений. В числе вышеперечисленных учреждений, работа в которых дает право на льготное исчисление выслуги лет не были предусмотрены больницы, диспансеры.

Перечнем работ, время выполнения которых засчитывается отдельным категориям медицинских работников учреждений здравоохранения в трудовой стаж для назначения пенсии в полуторном размере, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1990 г. N 1187 предусмотрено льготное исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу, работающему также только в отделениях общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных патологоанатомических отделений.                  

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 предусмотрено льготное исчисление выслуги для назначения пенсии среднему медицинскому персоналу, проводящему патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, работающему в патолого - анатомических отделениях государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 5, 15,20 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также в клиниках и медико - санитарных частях; отделения (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патолого - анатомических бюро (института). Таким образом, льготное исчисление выслуги производится только среднему медперсоналу, работающему в учреждениях, предусмотренных п.п. 1-5, 15,20 Списка.

Согласно вышеуказанному Списку, диспансеры, в том числе онкологический, предусмотрены в п. 14 Списка, следовательно, лица, работающие в патолого-анатомических отделениях диспансеров права на льготное исчисление выслуги не имеют.                               

Аналогичный порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии предусмотрен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009). Указанным нормативным актом предусмотрено льготное исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу, проводящему патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, работающему в патолого - анатомических отделениях государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в п.п.1-6, 14, 20 Списка, в то время как диспансеры предусмотрены п. 15 данного Списка.

Доводы истца о том, что льготное исчисление срока выслуги применяется в связи с осуществлением определенных функций, а не в связи с осуществлением деятельности в определенном лечебном учреждении суд считает необоснованными в силу следующего.

Из вышеуказанных Правил следует, что льготное исчисление выслуги предусмотрено врачам, среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля диспансеров, других лечебно-профилактических учреждений. Указанное свидетельствует о диффиренцированном подходе законодателя к порядку определения выслуги лет лицам, выполняющим одинаковые функции, но в различных лечебных учреждениях. Законодатель, предусмотрев равное право на льготное исчисление выслуги лицам, работающим в отделениях хирургического профиля диспансеров с лицами, относящимися к данной категории и работающими в других лечебно-профилактических учреждениях (больницах всех наименований), не предоставил такового лицам, работающим в патолого - анатомических отделениях диспансеров.

Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в той или иной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе - в течение полного рабочего дня или при неполной занятости на соответствующих работах.

Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности, зависит от вида и профиля деятельности соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.

В соответствии с действующим законодательством, в том числе п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности, типа учреждения, имеющих иное или неправильное наименование, не предусмотренное Списками или Перечнем, наименованию должности, типу учреждения, содержащимся в Списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии. Должность истца, тип учреждения, в котором она работает, поименованы правильно. В связи с указанным, судом не могут быть приняты во внимание доводы истца, представителя третьего лица о том, что истец имеет право на льготное исчисление выслуги лет поскольку работает в учреждении, относящемся к лечебно-профилактическим, и выполняет функции, аналогичных функциям медицинского персонала, работающего в патолого-анатомических отделениях других лечебно-профилактических учреждений,

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что период работы истца в патологоанатомическом отделении онкологического диспансера ответчиком засчитан в выслугу лет в календарном порядке обоснованно.

Вместе с тем, доводы представителя ответчика о том, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> не подлежат включению в выслугу лет, суд считает не основанными на законе.

В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации «Об Охране здоровья граждан» право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Из материалов дела следует, что в периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации за ней сохранялась заработная плата. Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> (всего 2 месяца 03 дня) подлежат включению в специальный стаж истца.

На дату обращения с заявлением о назначении пенсии стаж истца с учетом спорных периодов составил 25 лет 08 месяцев 17 дней, при требуемом специальном стаже 30 лет.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Поскольку на момент обращения с заявлением о назначении пенсии истец не имела необходимого стажа работы, оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Демениной Н.Л. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Архангельске о назначении пенсии - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд в 10-дневный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                               А.В. Панкова