Именем Российской Федерации при секретаре Первушиной Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Кошелевой В.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии, УСТАНОВИЛ: Кошелева В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о признании права на пенсию, включении в стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с <Дата>. В обоснование иска указала, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением более 25 лет педагогической деятельности. Обратилась с заявлением о назначении пенсии, однако ей было отказано в связи с недостаточностью стажа педагогической деятельности. Из стажа педагогической деятельности ответчиком были исключены периоды ее работы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в должности воспитателя в МУ «Центр социальной помощи семье и детям», с <Дата> по <Дата> в должности социального педагога в <***>, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, <Дата>, с <Дата> по <Дата>. <Дата>, <Дата>, <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>. С отказом ответчика в назначении пенсии не согласна, просит признать право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязать ответчика включить в стаж спорные периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию по старости. В судебном заседании истец заявленные требования уточнила, просила обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с учетом спорных периодов. Пояснила, что в период работы в Центре социальной помощи семьи и детям, который впоследствии был переименован в Центр охраны прав детства, она выполняла функции воспитателя, а также социального педагога. Работу осуществляла с детьми в возрасте от 7 до 17 лет. В ее функции входило проведение воспитательной работы, сопровождение детей в школу, так как в Центре не было педагогов, выполнение с детьми, которые находились на индивидуальном обучении, уроков. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны включаться в специальный стаж, так как за это время за ней сохранялся средний заработок, повышение квалификации является ее обязанностью. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального учреждения «Центр охраны прав детства» и мэрии г. Архангельска поддержали заявленные требования. Указали, что истец фактически работала в социально-реабилитационном центре. Представитель мэрии г.Архангельска пояснила, что Центр социальной помощи семьи и детям, переименованный в Центр охраны прав детства, был создан с целью организации временного содержания детей дошкольного возраста и подростков с целью их реабилитации. Целью деятельности учреждения согласно Уставу, зарегистрированному регистрационной палатой мэрии г. Архангельска <Дата> <№>, являлась организация временного проживания детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, реализация прав органов местного самоуправления, предусмотренных законодательством, по участию в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. Согласно Уставу в Центр принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет. В Центре создаются условия, приближенные к домашним, способствующие адаптации несовершеннолетних. Работа с несовершеннолетними осуществляется на основе индивидуальных планов помощи в условиях круглосуточного пребывания несовершеннолетних в Центре. Представитель ответчика Кремпольский А.В. с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Педагогический стаж работы истца на момент обращения за назначением пенсии составил 20 лет 09 месяцев 13 дней. Указал, что включение в педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, периодов прохождения курсов повышения квалификации не предусмотрено действующим законодательством. Не оспаривая факт работы истца в качестве воспитателя, социального педагога в Центре социальной помощи семьи и детям, Центре охраны прав детства, указал, что данные учреждения не поименованы Списками учреждений и должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований за недостаточностью педагогического стажа работы. Заслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. На основании п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Как следует из трудовой книжки истец с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по настоящее время работает воспитателем, социальным педагогом в детском саду, МУ «Центр социальной помощи семьи и детям, МУ «Центр охраны прав детства», ГУ «Архангельский социально-реабилитационный центр» В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в графе «наименование должностей» которого указана должность воспитателя; социального педагога, в графе «наименование учреждений» значатся учреждения социального обслуживания: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. При этом вышеприведенным Списком наименование учреждения Центр социальной помощи семьи и детям, Центр охраны прав детства не поименованы. Вместе с тем, исходя из положений п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Постановлением первого заместителя мэра г.Архангельска от <Дата> <№> утвержден Устав МУ «Центр социальной помощи семье и детям». Целью деятельности учреждения согласно Уставу, зарегистрированному регистрационной палатой мэрии г.Архангельска, являлось оказание социальной поддержки несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, организация временного проживания, оказание правовой, медико-социальной, педагогической помощи. Приказом от <Дата> <№>-ОД МУ «Центр социальной помощи семье и детям» переименован в МУ «Центр охраны прав детства». Цели и задачи деятельности учреждения не изменялись: реализация прав органов местного самоуправления, предусмотренных законодательством, по участию в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, в том числе оказание психологической, социальной, педагогической и других видов поддержки детям, оставшихся без попечения родителей. Согласно Уставу в Центр принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет. В Центре создаются условия, приближенные к домашним, способствующие адаптации несовершеннолетних. Работа с несовершеннолетними осуществляется на основе индивидуальных планов помощи, которые реализуются в условиях дневного и круглосуточного пребывания несовершеннолетних в Центре, либо в других формах. Представителем мэрии г.Архангельска подтверждается то обстоятельство, что при переименовании учреждения цели, задачи и виды деятельности учреждения не изменились, функциональные обязанности истца остались прежними. Как следует из пояснений истца, она осуществляла педагогическую деятельность, занималась образовательно-воспитательной работой с детьми школьного возраста, и выполняла непосредственные обязанности воспитателя, предусмотренные должностной инструкцией воспитателя, утвержденной директором Центра. При этом должностные обязанности истца в качестве воспитателя МУ «Центр социальной помощи семье и детям», «Центр охраны прав детства» также идентичны должностным обязанностям педагогических работников, содержащимися в Тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Согласно представленных тарификационных списков Кошелева В.В. тарифицирована по 12 категории ЕТС. Контингент детей, обслуживаемых МУ «Центр социальной помощи семье и детям», тождественен контингенту, принимаемому МУ «Центр охраны прав детства» и соответствует категории детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ, под которой понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. При этом цели, функции и задачи МУ «Центр охраны прав детства» соотносятся с целями, функциями и задачами, предусмотренными Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2000г. №896, наименование которого предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Исходя из представленных доказательств, суд считает, что МУ «Центр социальной помощи семьи и детям», МУ «Центр охраны прав детства» является учреждением социального обслуживания, в котором истец осуществляла педагогическую деятельность в качестве воспитателя, осуществляя образовательный процесс детей дошкольного возраста, то есть осуществляла педагогическую деятельность. При этом неправильное и неточное наименование учреждения не должно влиять на право истца на досрочное пенсионное обеспечение при выполнении функций, условий и характера деятельности тех работ (должностей, профессий), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Материалами дела подтверждается выполнение истцом в заявленный период нормы учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, тарификация в качестве педагога. То обстоятельство, что работодателем при предоставлении сведений персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ не указывался код льготной работы за спорный период, также не может влиять на ограничение права истца на льготное пенсионное обеспечение при установлении судом факта работы в условиях, при которых осуществляется досрочное пенсионное обеспечение. Таким образом, периоды работы истца с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в должности воспитателя в МУ «Центр социальной помощи семье и детям», с <Дата> по <Дата> в должности социального педагога в МУ «Центр охраны прав детства» подлежат включению в специальный стаж. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе для педагогических, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Курсы повышения квалификации истца, на которые ее направляло образовательное учреждение, были связаны с выполнением ее должностных обязанностей. В период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялась заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд, что подтверждается материалами дела. Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Учитывая изложенное, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, <Дата>, с <Дата> по <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> также подлежат включению в педагогический стаж истца, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). При этом днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Как установлено судом, истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости <Дата>. С учетом включения в стаж спорных периодов работы, стаж истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составил более 27 лет, что не оспаривается представителем ответчика и составляет более требуемых 25 лет. С учетом изложенного, суд полагает, что досрочная трудовая пенсия в связи с осуществлением педагогической деятельности может быть назначена истцу с требуемой даты с <Дата>. Поскольку истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, то в силу в силу ст.98 ГПК РФ и п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ они подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковые требования Кошелевой В.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске назначить Кошелевой В.В. трудовую пенсию в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <Дата>. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске в пользу Кошелевой В.В. возврат госпошлины в сумме 200 рублей (Двести рублей 00 копеек). Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.