2-1197/2012 о назначении пенсии



Дело № 2-1197/2012                                                                         12 марта 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Панковой А.В.

при секретаре Первушиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Анисимовой Е.Я. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Архангельске о назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Анисимова Е.Я. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее - УПФ) о включении в стаж периодов, назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что <Дата> наступило 25 лет ее педагогической деятельности. <Дата> она обратилась в отдел пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной пенсии. В назначении пенсии ей было отказано. Из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии ответчиком были исключены периоды обучения на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата> (12 дней), с <Дата> по <Дата> (12 дней), с <Дата> по <Дата> (12 дней). Также исключен период работы в <***> с <Дата> по <Дата>. На курсы повышения квалификации она направлялась по приказу руководителя, за ней сохранялась средняя заработная плата, с которой удерживались налоги. Прохождение курсовой подготовки связано с выполнением должностных обязанностей педагога и является для нее обязательным. В <***> она работала в должности воспитателя. В 1993 году ясли-сад переименовали в <***>, при этом, ее должностные обязанности не изменились, вид деятельности дошкольного учреждения оставался прежним. Просит признать право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с <Дата>, включить в льготный стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации, периоды работы в <***>, обязать ответчика назначить пенсию с <Дата>.

В судебном заседании истец уточнила заявленные требования, указала, что просит обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с <Дата> с учетом спорных периодов, а также периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <Дата> по <Дата>. Полагает, что ответчиком необоснованно исключены из стажа периоды обучения на курсах повышения квалификации, поскольку направление на курсы осуществлялось по приказу руководителя, в указанные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата и производились налоговые отчисления, в том числе в Пенсионный фонд. Также полагает, что в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости должны быть включены периоды работы в <***>, поскольку после переименования учреждения, ее должностные обязанности не изменились, она продолжала осуществлять воспитательную работу с детьми дошкольного возраста, проводить работу с родителями. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком по ранее действовавшему законодательству подлежал включению в стаж.

Представитель ответчика с иском не согласился, указал, что спорные периоды не подлежат включению в педагогический стаж, поскольку наименование Микрорайонный дошкольный центр не предусмотрено в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы лиц, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации, отпуска по уходу за ребенком действующим законодательством не предусмотрено. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.       

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность для детей, независимо от их возраста.            

Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Анисимова Е.Я. обратилась в УПФ с заявлением о назначении пенсии. В назначении пенсии отказано, о чем имеется решение и выписка из протокола заседания Комиссии 3 состава по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <№> от <Дата>. Из стажа истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, исключены следующие периоды: отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с <Дата> по <Дата>, период работы в <***> с <Дата> по <Дата>, курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>. Страховой стаж истца составляет 30 лет 00 месяцев 26 дней, педагогический стаж 20 лет 03 месяца 09 дней (л.д.10-12).

Как следует из материалов дела, Анисимова Е.Я. с <Дата> была принята воспитателем в порядке перевода в дошкольное учреждение <***> <***>. Дошкольное учреждение «<***> переименовано в <***> на основании приказа <***> от <Дата>, с <Дата> учреждение переименовано в муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение <***>, с <Дата> - в <***>, где истец и продолжает осуществлять свою трудовую деятельность. Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки и не оспариваются сторонами.

Доводы представителя ответчика, о том, что период работы истца в должности воспитателя в <***> не подлежит включению в специальный стаж работы, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции, действующей до 1 января 2009 года), списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в редакции, действующей с 1 января 2009 года.

Обеспечивая реализацию права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, Правительство Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий своим Постановлением от 29 октября 2002 г. N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В графе «учреждения» вышеназванного Списка значатся детские сады всех наименований, ясли-сад (сад - ясли), детские ясли; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии: детский сад; начальная школа (школа) - детский сад. Микрорайонный дошкольный центр не предусмотрен вышеуказанным Списком профессий и должностей.

Микрорайонный дошкольный центр не был предусмотрен также ни Законом «Об образовании» 1992 года, ни Временным положением о дошкольном учреждении в РСФСР, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 23.02.91 № 119, ни Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.

Из Устава МДОУ «Микрорайонный дошкольный центр «Клюковка», утвержденного 26 сентября 1994 года, следует, что центр является муниципальным дошкольным образовательным учреждением и осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в РФ. Учреждение создано с целью удовлетворения потребности семьи и общества в уходе за детьми, в их гармоничном развитии от 1 года 6 месяцев до 7 лет.

Учреждение действует в настоящее время как <***> и согласно новому уставу, утвержденному 24 ноября 2011 года, имеет те же цели, задачи и виды деятельности.

Данное обстоятельство подтверждается, справкой выданной заведующей данного учреждения (л.д.15), из которой следует, что во время переименования учреждения задачи, цели, виды деятельности не изменились, то есть учреждение продолжает выполнять функции дошкольного образования детей.

Из пояснений истца в судебном заседании также следует, что ее должностные обязанности в связи с переименованием учреждения не изменились, она продолжает осуществлять воспитательную работу с детьми дошкольного возраста, проводит беседы с родителями.

Исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, суд считает, что <***> фактически являлось детским дошкольным образовательным учреждением.

Таким образом, неправильное наименование дошкольного учреждения не должно нарушать права истца на социальное обеспечение, в том числе на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Основным критерием для определения права на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью является занятие именно такой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Выполнение истцом обязанностей по должности, поименованной Списками, ответчиком не оспаривается.

С учетом изложенного, период работы в <***> подлежит включению в стаж для досрочного назначения пенсии, за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, которые истцом не оспариваются.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.            

Суд полагает, что в специальный стаж также должны быть включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата> (12 дней), с <Дата> по <Дата> (12 дней), с <Дата> по <Дата> (12 дней), поскольку, как следует из материалов дела, на курсы истец направлялась по приказу работодателя в связи с осуществлением педагогической деятельности. В указанное время за ней сохранялась средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов.

Факт нахождения Анисимовой Е.Я. на курсах повышения квалификации подтверждается выданными удостоверениями (л.д.49,55,56).

Истец просит также включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии") при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Как следует из материалов дела (л.д.20), истцу приказом от <Дата> был предоставлен отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет на период с <Дата> по <Дата>.

Суд полагает, что данные требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из того, что истец не могла предвидеть изменения законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, и последствия своего поведения, следовательно, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с <Дата> по <Дата> также подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии.

С учетом включения в стаж спорных периодов, педагогический стаж на <Дата> составит более 25 лет. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Таким образом, с учетом исследованных по делу доказательств, суд считает, что требования истца о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежат удовлетворению с даты возникновения права на пенсию, то есть, с <Дата>.

Поскольку истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, то в силу в силу ст.98 ГПК РФ и п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ они подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                           РЕШИЛ:

Исковые требования Анисимовой Е.Я. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Архангельске о назначении пенсии - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске назначить Анисимовой Е.Я. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пениях в Российской Федерации» с <Дата>.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске в пользу Анисимовой Е.Я. возврат государственной пошлины в размере 200 рублей (Двести рублей 00 копеек).

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                           А.В. Панкова